Рынок кондиционеров ждет охлаждение

Российский рынок бытовых и полупромышленных систем кондиционирования в 2011 году вырос на 55,6% по сравнению с прошлым годом и вышел на 5-е место в мире. Однако в 2012 году стремительный рост рынка не продолжится из-за повышения стоимости кондиционеров и прохладного лета.

По некоторым прогнозам, в Москве рынок сократится в 2 раза. В Петербурге существенной динамики рынка эксперты не предвидят.
Российский рынок бытовых и полупромышленных систем кондиционирования в 2011 году вырос на 55,6%. Причина тому – небывало теплое лето 2010 года. Опасаясь повторения жары летом 2011 года, россияне активно запасались кондиционерами. В результате по России в этом году продано порядка 2,8 млн кондиционеров, тогда как годом ранее – 1,8 млн. «В этом году было абсолютно все равно, будет лето теплым или холодным, потому что продажи этого года – результат жары 2010 года. Большая часть кондиционеров была продана с января по май», – отмечает генеральный директор «Литвинчук Маркетинг» Георгий Литвинчук.
Таким образом, Россия вышла на 5-е место в мире по продажам кондиционеров. Больше сегодня продается только в Китае, США, Японии и Индии.
Заработать на жаре больше других удалось розничным компаниям в Москве, отмечает технический директор SM-Service Роман Гобачев. В 2011 году спекулятивная составляющая стоимости кондиционеров была около 25%. «Но сговора не было. В условиях дефицита люди были готовы покупать оборудование дороже. Розничные компании этим воспользовались», – рассказывает Георгий Литвинчук.
По данным господина Литвинчука, российские компании в этом году закупили примерно 3,9 млн сплит-систем. По этому показателю Россия обошла Индию, где объем рынка 3,7 млн. Однако в России по итогам года останется нереализованным порядка 1,2 млн единиц оборудования. «Это очень большая цифра», – подчеркивает Георгий Литвинчук. Пик продаж приходился на первую половину года, а сейчас ежемесячно реализуется всего по 50-60 тыс. сплит-систем.

Спад

В 2012 году на российском рынке будет большой переизбыток кондиционеров. «На начало года будет насчитываться около 1 млн 200 тыс. нереализованных кондиционеров при прогнозируемом спросе 1,9-2 млн», – подсчитал господин Литвинчук.
В 2012 году мы не увидим динамичного роста, который в течение года демонстрировал рынок систем кондиционирования. По мнению господина Литвинчука, росту рынка не будет способствовать повышение стоимости кондиционеров и холодное лето. Оборудование подорожает примерно на 25% в связи с повышением импортных пошлин на ввоз кондиционеров, а также из-за роста евро по отношению к доллару США. В Москве эти факторы снизят рынок в два раза, полагает Георгий Литвинчук. В регионах при этом не исключен незначительный рост на 5-10%. В Петербурге серьезной динамики ждать не стоит. «Было бы удивительно, если бы в холодный год в Петербурге вырос рынок», – отмечает эксперт.
Господин Горбачев, однако, считает, что за последние годы петербуржцы «привыкли к кондиционерам и не смогут без них обходиться, даже если год будет прохладным». Эксперт прогнозирует рост продаж, рост спроса. По его словам, петербургский рынок бытовых и полупромышленных систем кондиционирования традиционно ежегодно растет на 15%, и 2012 год не станет исключением. Рост рынка, по оценкам Романа Горбачева, будет стабилен во всех сегментах. Эксперт добавил, что летом 2012 года, как и два предыдущих лета подряд, в Петербурге будет дефицит кондиционеров.
«Рынок неуклонно растет, как в промышленном, так и в бытовом сегментах. Особенно это заметно в регионах, хотя в Москве традиционно реализуется до 70% всех сплит-систем. После двух подряд жарких лет на рынке обязательно будет чувствоваться «затоваривание», игроки станут придумывать новые акции для привлечения покупателя, который, в свою очередь, по уровню компетенции вырос в разы», – говорит региональный директор по продажам ЗАО «Аэропроф – оборудование и материалы» Аркадий Большаченко.
Петербургский рынок систем кондиционирования – пятый по размеру в России. При этом он меньше столичного рынка в 10 раз. По данным Георгия Литвинчука, в Петербурге установлено 500-600 сплит-систем, в Москве – 9 млн. Такая разница вполне логична, учитывая климатические особенности и численность населения двух мегаполисов.
Объем рынка в Петербурге составляет 50-60 тыс. Это примерно эквивалентно объему рынка Самары, отмечает эксперт.
В Москве и ближайшем Подмосковье в течение нескольких лет было установлено порядка 5 млн кондиционеров, то есть примерно в 4 млн домохозяйств. Но это далеко не говорит о том, что почти в каждой столичной квартире есть кондиционер. «У кого-то их несколько, у кого-то – ни одного», – поясняет эксперт.
По словам Георгия Литвинчука, кондиционеры установили не все, кто может себе это позволить. И все же за несколько лет выросло количество тех, кто считает кондиционер в средней полосе необходимостью.

В тесном кругу

В ближайшие годы вряд ли кому-то удастся войти в тесный круг 20 основных поставщиков кондиционеров. На эти 20 компаний приходится 80% всех поставок. В этой ситуации практически невозможно, чтобы компания выросла с нуля до уровня крупного игрока на рынке, констатирует господин Литвинчук. «Локально компания может прийти на рынок в Самару, например, и привезти несколько тысяч кондиционеров. В жаркий год она их продаст, потому что в условиях дефицита выгребается все что можно. С апреля по июнь в Россию ввозилось по 600 тыс. кондиционеров. Это годовой объем продаж в жаркой Испании с 40 млн населением. Но в более холодный год у такой компании могут быть серьезные проблемы с продажами», – комментирует господин Литвинчук.
Что касается основных производителей климатического оборудования, то их круг также узок. На российском рынке Midea – производитель номер один, полагает эксперт. В текущем году в Россию было поставлено более 1 млн кондиционеров этого завода и продано 700-750 тыс. Однако как бренд Midea на российском рынке только на 17 месте. Производитель № 2 в России – завод Gree.
Если говорить о марках, то наиболее востребованы в России General climate, Samsung, Panasonic.
Роман Горбачев отметил, что доля китайских производителей на петербургском рынке постоянно растет.
На рынке климатического оборудования вряд ли может появиться новинка, которая «взорвет рынок», полагает Георгий Литвинчук. «Идет медленное эволюционное развитие: модель улучшается, и появляются ее аналоги», – комментирует эксперт.
Роман Горбачев, в свою очередь, добавил, что на рынке кондиционеров большую долю занимают инверторные.
рубрика: Обзор
автор: Кристина Бескровная
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.