Борьба за доверие потребителей

На прошлой неделе в Петербурге были подведены итоги пятого ежегодного общественного конкурса недвижимости «Доверие потребителя» – единственного открытого конкурса на рынке, где в выборе победителя принимают участие сами покупатели объектов недвижимости.

Инициатором и организатором мероприятия выступила комиссия по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти.

Победителей одарили символами


Торжественную церемонию открыл вице-губернатор Санкт-Петербурга Роман Филимонов. Он вручил награды победителям. Ими оказались «Городская ДомоСтроительная Компания» (ГДСК), одержавшая победу в номинации «Инвестиционно-строительная компания», агентство недвижимости «Петербургская недвижимость», занявшая лидирующие позиции в номинации «Риэлторское агентство» и банк ВТБ24, признанный лучшим по итогам конкурса в номинации «Ипотечный банк». Победителям были вручены стеклянные статуэтки, являющиеся символом прозрачности бизнеса и хрупкости возложенного на них доверия, а также дипломы «За цивилизованные методы ведения бизнеса и соблюдение прав и интересов потребителя на рынке недвижимости и строительства жилья».
Кроме того, в финал конкурса «Доверие потребителя – 2011» вышли строительные компании СК «Возрождение Санкт-Петербурга», ЗАО «Ленстройтрест», ГК «Пионер», ООО «Сэтл Сити», ЗАО «ЮИТ Лентек»; риэлторские агентства ООО «Адвекс», ООО «Адвокат-Недвижимость», ЗАО «Бекар», ГК «ЭКОТОН»; банки «Абсолют банк», «ДельтаКредит», Сбербанк, Связь-банк.

Год прошел не зря


В ходе заседания круглого стола, состоявшегося после окончания торжественной церемонии, Роман Филимонов сообщил, что, по данным Минрегионразвития РФ, в Петербурге в 2011 году зафиксирована самая положительная динамика в строительной отрасли и наиболее прозрачные взаимоотношения между участниками рынка и потребителями. «В последнее время абсолютно все жили в ожидании второй волны кризиса, никто не строил никаких положительных прогнозов на 2011 год, – отметил господин Филимонов. – Однако на рынке по-прежнему наблюдается баланс спроса и предложения, цены остаются стабильными. Так что опасения были напрасны».
Генеральный директор АН «Невский простор» Александр Гиновкер отметил, что за год, прошедший с момента окончания предыдущего конкурса «Доверие потребителя – 2010»,  очень многое изменилось в лучшую сторону. Например, стали понятнее и прозрачнее клиентские договоры. «Я активно за этим слежу, поскольку являюсь председателем Комитета по правам потребителя Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга, – сообщил Александр Гиновкер. – В ходе работы комиссии мы все время сталкиваемся с какими-то конфликтными ситуациями на рынке. А они очень часто происходят из-за несовершенства тех договоров, которые фирмы заключают с клиентами. За год договоры стали значительно лучше, и, как следствие, конфликтных ситуаций уже меньше».
По мнению господина Гиновкера, в дело усовершенствования договоров внесли свою лепту все участники рынка. «В этом направлении очень активно работают и Ассоциация риэлторов, и комиссия по правам потребителя, и брокерские комитеты, и агентства недвижимости. Но договоры изменились еще и потому, что наши клиенты-потребители становятся все более грамотными. Люди стали лучше разбираться в особенностях операций на рынке недвижимости – как на вторичном, так и на первичном. Очень многие приходят со своими юристами, некоторые потребители наших услуг сами уже достаточно грамотны, поскольку не первый раз проводят эти операции. Кроме того, сейчас много информации и в Интернете, и в печатных изданиях», – объяснил эксперт.
Значительно улучшилась за год и ситуация с ипотечным кредитованием. «По итогам первых 9 месяцев 2011 года ипотечных кредитов выдано на сумму почти 30 млрд рублей, – отчитался перед собравшимися вице-президент Ассоциации банков Северо-Запада Виктор Титов. – Если же смотреть данные за 2010 год, то этот показатель составляет около 4 млрд рублей. Такой вот серьезный скачок мы сделали. Но до кризисной планки эти показатели все равно пока не дотягивают. Отмечу также, что банки, которые получили дипломы, в совокупности закрывают своими договорами около 60% рынка».

Немного о грустном

В то же время у профессионального сообщества по-прежнему много проблем. Наиболее серьезной из них является затягивание сроков регистрации прав собственности. От этого страдают все – строители, риэлторы, банки и покупатели недвижимости. «По этому вопросу Петербург, к сожалению, является одним из самых отстающих регионов в стране, – сказал Виктор Титов. – Мы регулярно получаем серьезные нарекания от клиентов, которые попадают на штрафные санкции из-за того, что процедура регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы (ФРС) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области превышает оговоренные в договорах сроки. Очень надеюсь, что конкурс «Доверие потребителя» сможет помочь нам разрешить этот вопрос. Хотя бы к следующему году наши предложения в адрес городской администрации должны быть рассмотрены и приняты меры для того, чтобы сделать рынок более цивилизованным».
Виктор Титов также сообщил, что уже направлены письма в Министерство регионального развития и Министерство экономического развития. В них говорится, что такая система регистрации, которая по срокам нарушает требования федерального закона, ставит препятствия по развитию и реализации ипотечных программ. «У нас есть примеры, когда руководство некоторых иногородних банков, например московских, зная о проблемах, которые существуют у нас с регистрацией прав собственности на недвижимость, просто запрещает своим филиалам в Петербурге начинать здесь работать по ипотечным программам», – рассказал господин Титов.
Председатель комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга Юрий Грудин поддержал коллегу. «В нашей комиссии тоже много нареканий по поводу сроков регистрации. Эта проблема остро стоит перед нами не первый год, и она становится все серьезнее. Клиенту очень сложно объяснить, что федеральный орган работает, попросту нарушая регламент», – посетовал господин Грудин.
Александр Гиновкер также считает, что эта ситуация выходит за рамки допустимой. «Не знаю, в связи с чем так происходит. Возможно, это связано с изъянами в федеральном законодательстве, может, причина в реорганизации ФРС. Когда-то наша служба регистрации была лучшей в России, и очень жаль, что в последние два-три года мы эти позиции потеряли. Риэлторы помнят, что раньше регистрация сделки занимала два дня. И нарушение этого срока рассматривалось как преступление», – заявил эксперт.
Завершая круглый стол, Юрий Грудин напомнил, что в следующем году конкурс будет проходить уже в пятый раз. «В этом году заявки на участие в конкурсе подали более 70 застройщиков, 120 агентств недвижимости и около 20 банков. В следующем году участников наверняка будет больше, поскольку мы будем стараться продолжать наращивать сотрудничество со всеми представителями профессионального сообщества. Кроме того, мы будем стремиться придать конкурсу «Доверие потребителя» более широкую огласку. А вот каких-то новшеств в самих конкурсных процедурах мы не планируем», – заключил Юрий Грудин.
рубрика: Конкурс
автор: Татьяна Елекоева
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.