Алексей Белоусов: «Необходимо завершить начатое»
Подходит к концу второй год работы системы саморегулирования в строительстве. Эксперты подводят итоги, обсуждают возможные пути развития института саморегулирования и перспективы его расширения на смежные строительству отрасли. О том, какие события стали ключевыми для СРО и как они повлияли на работу саморегулируемых организаций, рассказывает координатор Национального объединения строителей по Санкт-Петербургу, вице-президент НП «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов.
– Алексей Игоревич, по Вашему мнению, какая задача стала наиболее приоритетной для саморегулируемого сообщества в 2011 году?
– Уже первый, 2010 год работы строительной отрасли в условиях обязательного саморегулирования выявил, что не все саморегулируемые организации в строительстве работают в соответствии с действующим законодательством. Стоит отметить, что это были не мелкие нарушения, которые можно было бы устранить в короткие сроки. Их действия подрывали основополагающие принципы работы системы саморегулирования: коллективную финансовую ответственность компаний – членов СРО, соблюдение стандартов и правил саморегулирования, повышение качества и безопасности строительства. По сути, принимая в свои ряды все компании и не осуществляя проверку соответствия этих организаций требованиям закона, данные СРО вели деятельность, которую можно определить как торговлю допусками на определенные виды работ. Со своей стороны строительное сообщество стало принимать решительные меры, направленные на борьбу с нечистыми на руку саморегулируемыми организациями.
– Насколько была сильна сплоченность саморегулируемых организаций в решении вопроса «коммерческих» СРО?
– Стоит отметить, что петербургское саморегулируемое сообщество действительно выступило единым фронтом против «коммерческих» СРО. Благодаря тому что этот вопрос неоднократно поднимался на окружных конференциях СРО региона, удалось привлечь внимание Национального объединения строителей к этой проблеме. Кроме того, добросовестные саморегулируемые организации добились от Ростехнадзора проверки тех СРО, которые не соблюдали требования действующего законодательства. На сегодняшний день Ростехнодзор готовит документы в арбитражный суд на одну из таких «коммерческих» организаций Санкт-Петербурга в связи с тем, что практически ни одно нарушение, выявленное в ходе проверок, не было устранено. Также Ростехнадзор совместно с Национальным объединением строителей планируют подготовить обращение в Министерство юстиции РФ о приостановке деятельности этой организации, для того чтобы она не могла выдавать допуски на осуществление определенного вида работ.
Считаю, что если профессиональное сообщество и органы государственной власти продолжат придерживаться политики тесного взаимодействия, в ближайшей перспективе нам удастся приблизиться к эталону системы саморегулирования.
– IV Всероссийский съезд саморегулируемых организаций, который проходил в мае текущего года в Екатеринбурге, принял решение о выделении Санкт-Петербурга из состава Северо-Западного федерального округа как города федерального значения. По вашей оценке как координатора Национального объединения строителей по Санкт-Петербургу, насколько позитивно это нововведение встретило саморегулируемое сообщество региона?
– Сегодня на территории Северо-Западного федерального округа зарегистрировано 36 СРО в строительстве, которые объединяют более 17 тыс. строительных предприятий. В начале года ряд региональных СРО выступил с заявлением, что, по их мнению, с учетом такого многочисленного саморегулируемого сообщества их голоса не слышны в Национальном объединении строителей. В связи с этим данные изменения не являются директивой, спущенной сверху Национальным объединением. Эта инициатива о территориальном разделении исходила снизу – от СРО.
На работу 27 петербургских СРО в сфере строительства, членами которых являются более 15 тыс. строительных компаний, разделение институтов координаторов НОСТРОЙ не оказало существенного влияния. Мы продолжаем активную совместную работу в рамках окружных конференций, решаем актуальные для саморегулируемого сообщества задачи и вырабатываем наилучшие пути развития на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
– В сентябре этого года в Санкт-Петербурге прошел Съезд строителей Северо-Запада России. Как Вы оцениваете итоги данного мероприятия?
– Этой осенью была возобновлена традиция проведения Съезда строителей Северо-Запада России. В Северной столице после длительного перерыва, вызванного рецессией в экономике страны, мероприятие прошло в третий раз.
Съезд строителей Северо-Запада России стал действительно эффективной площадкой для дискуссии между строителями и представителями государственной власти. В повестку дня были включены вопросы, которые волнуют все северо-западное строительное сообщество – от Калининграда до Сыктывкара. Например, в Архангельске существует проблема реализации проектов комплексной застройки, а в Санкт-Петербурге есть решение, потому что здесь такие объекты стали строить раньше и уже успели накопить определенный опыт.
Преимущество Съезда строителей Северо-Запада России заключается в том, что это серьезная площадка, которая действительно собирает представителей всех строительных компаний региона, а не одной или нескольких СРО. Надеюсь, что в будущем Съезд расширит масштаб участников с той целью, чтобы диалог между членами строительного сообщества всех уровней, а также строительным бизнесом и государственной властью не прерывался и постоянно поддерживался. Каждый должен иметь возможность не только представить свою точку зрения, но и быть услышанным. Следующий Съезд планируется провести в 2013 году.
– В ноябре 2011 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, в том числе, уточняет основания и порядок осуществления государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. По Вашему мнению, насколько полезна новая норма закона для строительных компаний?
– По моему мнению, введение негосударственной экспертизы позволит существенно сократить сроки и затраты на проведение экспертизы проектной документации. Со своей стороны, НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» готовилось к этому нововведению. На сегодняшний день между Объединением и Центром экспертизы строительных проектов подписано соглашение, в соответствии с которым компании – члены Некоммерческого партнерства получают 20% скидку от стоимости государственной экспертизы. Стоит отметить, что Центр экспертизы строительных проектов получил аккредитацию в Министерстве регионального развития РФ, на основании которой уже выполняет работы по проведению негосударственной экспертизы строительных проектов.
– В 2011 году строительное сообщество ожидало перехода ряда смежных строительству отраслей к саморегулированию. Но этого не произошло, так как Государственная Дума РФ не внесла необходимые изменения в законодательство. На Ваш взгляд, новый состав Госдумы все-таки примет столь важные для дальнейшего развития экономики страны решения?
– Сегодня рано говорить о том, насколько оперативно шестой созыв Государственной Думы РФ приступит к рассмотрению вопросов, связанных с саморегулированием. Но, безусловно, вопрос развития системы саморегулирования необходимо довести до логического завершения. На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой, например, строительным компаниям ответственности добавили, а кто будет нести ответственность за эксплуатацию построенных ими домов, не решили. Компании, осуществляющие работы в сфере проектирования, к обязательному саморегулированию перешли, а изыскательские предприятия и организации в области пожарной безопасности вступают в СРО на добровольных началах. Получается, что не все сферы, связанные со строительством, приведены к единому знаменателю: левая рука не знает, что делает правая.
В ноябре текущего года в Госдуму бы внесен законопроект №623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», предусматривающий введение обязательного саморегулирования в сфере ЖКХ с 1 марта 2013 года. Учитывая то, что российское жилищно-коммунальное хозяйство живет по собственным правилам, оторванным от рыночных реалий, закон о переходе к саморегулированию станет если не панацеей, то эффективным инструментом, который выведет эту отрасль на качественно новый уровень.
В связи с этим хочется верить, что новый состав Госдумы продолжит те начинания, которые воплощались в жизнь их предшественниками. Саморегулирование доказало свою состоятельность. Это действительно работающая система, которая делает строительный рынок прочнее, надежнее и безопаснее. Считаю, что необходимо завершить начатое.
– Алексей Игоревич, по Вашему мнению, какая задача стала наиболее приоритетной для саморегулируемого сообщества в 2011 году?
– Уже первый, 2010 год работы строительной отрасли в условиях обязательного саморегулирования выявил, что не все саморегулируемые организации в строительстве работают в соответствии с действующим законодательством. Стоит отметить, что это были не мелкие нарушения, которые можно было бы устранить в короткие сроки. Их действия подрывали основополагающие принципы работы системы саморегулирования: коллективную финансовую ответственность компаний – членов СРО, соблюдение стандартов и правил саморегулирования, повышение качества и безопасности строительства. По сути, принимая в свои ряды все компании и не осуществляя проверку соответствия этих организаций требованиям закона, данные СРО вели деятельность, которую можно определить как торговлю допусками на определенные виды работ. Со своей стороны строительное сообщество стало принимать решительные меры, направленные на борьбу с нечистыми на руку саморегулируемыми организациями.
– Насколько была сильна сплоченность саморегулируемых организаций в решении вопроса «коммерческих» СРО?
– Стоит отметить, что петербургское саморегулируемое сообщество действительно выступило единым фронтом против «коммерческих» СРО. Благодаря тому что этот вопрос неоднократно поднимался на окружных конференциях СРО региона, удалось привлечь внимание Национального объединения строителей к этой проблеме. Кроме того, добросовестные саморегулируемые организации добились от Ростехнадзора проверки тех СРО, которые не соблюдали требования действующего законодательства. На сегодняшний день Ростехнодзор готовит документы в арбитражный суд на одну из таких «коммерческих» организаций Санкт-Петербурга в связи с тем, что практически ни одно нарушение, выявленное в ходе проверок, не было устранено. Также Ростехнадзор совместно с Национальным объединением строителей планируют подготовить обращение в Министерство юстиции РФ о приостановке деятельности этой организации, для того чтобы она не могла выдавать допуски на осуществление определенного вида работ.
Считаю, что если профессиональное сообщество и органы государственной власти продолжат придерживаться политики тесного взаимодействия, в ближайшей перспективе нам удастся приблизиться к эталону системы саморегулирования.
– IV Всероссийский съезд саморегулируемых организаций, который проходил в мае текущего года в Екатеринбурге, принял решение о выделении Санкт-Петербурга из состава Северо-Западного федерального округа как города федерального значения. По вашей оценке как координатора Национального объединения строителей по Санкт-Петербургу, насколько позитивно это нововведение встретило саморегулируемое сообщество региона?
– Сегодня на территории Северо-Западного федерального округа зарегистрировано 36 СРО в строительстве, которые объединяют более 17 тыс. строительных предприятий. В начале года ряд региональных СРО выступил с заявлением, что, по их мнению, с учетом такого многочисленного саморегулируемого сообщества их голоса не слышны в Национальном объединении строителей. В связи с этим данные изменения не являются директивой, спущенной сверху Национальным объединением. Эта инициатива о территориальном разделении исходила снизу – от СРО.
На работу 27 петербургских СРО в сфере строительства, членами которых являются более 15 тыс. строительных компаний, разделение институтов координаторов НОСТРОЙ не оказало существенного влияния. Мы продолжаем активную совместную работу в рамках окружных конференций, решаем актуальные для саморегулируемого сообщества задачи и вырабатываем наилучшие пути развития на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
– В сентябре этого года в Санкт-Петербурге прошел Съезд строителей Северо-Запада России. Как Вы оцениваете итоги данного мероприятия?
– Этой осенью была возобновлена традиция проведения Съезда строителей Северо-Запада России. В Северной столице после длительного перерыва, вызванного рецессией в экономике страны, мероприятие прошло в третий раз.
Съезд строителей Северо-Запада России стал действительно эффективной площадкой для дискуссии между строителями и представителями государственной власти. В повестку дня были включены вопросы, которые волнуют все северо-западное строительное сообщество – от Калининграда до Сыктывкара. Например, в Архангельске существует проблема реализации проектов комплексной застройки, а в Санкт-Петербурге есть решение, потому что здесь такие объекты стали строить раньше и уже успели накопить определенный опыт.
Преимущество Съезда строителей Северо-Запада России заключается в том, что это серьезная площадка, которая действительно собирает представителей всех строительных компаний региона, а не одной или нескольких СРО. Надеюсь, что в будущем Съезд расширит масштаб участников с той целью, чтобы диалог между членами строительного сообщества всех уровней, а также строительным бизнесом и государственной властью не прерывался и постоянно поддерживался. Каждый должен иметь возможность не только представить свою точку зрения, но и быть услышанным. Следующий Съезд планируется провести в 2013 году.
– В ноябре 2011 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, в том числе, уточняет основания и порядок осуществления государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. По Вашему мнению, насколько полезна новая норма закона для строительных компаний?
– По моему мнению, введение негосударственной экспертизы позволит существенно сократить сроки и затраты на проведение экспертизы проектной документации. Со своей стороны, НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» готовилось к этому нововведению. На сегодняшний день между Объединением и Центром экспертизы строительных проектов подписано соглашение, в соответствии с которым компании – члены Некоммерческого партнерства получают 20% скидку от стоимости государственной экспертизы. Стоит отметить, что Центр экспертизы строительных проектов получил аккредитацию в Министерстве регионального развития РФ, на основании которой уже выполняет работы по проведению негосударственной экспертизы строительных проектов.
– В 2011 году строительное сообщество ожидало перехода ряда смежных строительству отраслей к саморегулированию. Но этого не произошло, так как Государственная Дума РФ не внесла необходимые изменения в законодательство. На Ваш взгляд, новый состав Госдумы все-таки примет столь важные для дальнейшего развития экономики страны решения?
– Сегодня рано говорить о том, насколько оперативно шестой созыв Государственной Думы РФ приступит к рассмотрению вопросов, связанных с саморегулированием. Но, безусловно, вопрос развития системы саморегулирования необходимо довести до логического завершения. На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой, например, строительным компаниям ответственности добавили, а кто будет нести ответственность за эксплуатацию построенных ими домов, не решили. Компании, осуществляющие работы в сфере проектирования, к обязательному саморегулированию перешли, а изыскательские предприятия и организации в области пожарной безопасности вступают в СРО на добровольных началах. Получается, что не все сферы, связанные со строительством, приведены к единому знаменателю: левая рука не знает, что делает правая.
В ноябре текущего года в Госдуму бы внесен законопроект №623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», предусматривающий введение обязательного саморегулирования в сфере ЖКХ с 1 марта 2013 года. Учитывая то, что российское жилищно-коммунальное хозяйство живет по собственным правилам, оторванным от рыночных реалий, закон о переходе к саморегулированию станет если не панацеей, то эффективным инструментом, который выведет эту отрасль на качественно новый уровень.
В связи с этим хочется верить, что новый состав Госдумы продолжит те начинания, которые воплощались в жизнь их предшественниками. Саморегулирование доказало свою состоятельность. Это действительно работающая система, которая делает строительный рынок прочнее, надежнее и безопаснее. Считаю, что необходимо завершить начатое.
рубрика:
Интервью