Инертные бизнес-центры
Участники рынка отмечают, что реновация или реконцепция офисных центров реже встречается в силу того, что этот сегмент рынка более инертен, чем, допустим, торговая недвижимость.
Любой объект недвижимости со временем технически устаревает, поэтому перед собственниками объектов встает вопрос о необходимости проведения работ, направленных на улучшение свойств здания. Здесь приходится делать выбор: либо провести косметический ремонт здания, либо основательно вложиться в реновацию, результатом которой может стать повышение класса бизнес-центра.
Реновация – безусловно, более дорогой метод, включающий в себя и замену инженерных систем здания (в особенности систем вентиляции и кондиционирования), и косметический ремонт, увеличение количества парковочных мест и т. д. Однако решение должно четко отвечать цели повышения доходности объекта в будущем. «Не всегда радикальная реновация может быть экономически оправдана, здесь нужно смотреть на вопрос в комплексе, четко просчитывать и соизмерять затраты в сопоставлении с будущей доходностью и привлекательностью объекта для арендаторов», – говорит Евгения Васильева, замдиректора департамента консалтинга Colliers International Санкт-Петербург.
Управляющий директор NAI Becar в Санкт-Петербурге Илья Андреев в целом считает, что торговые центры несколько чувствительнее к моральному и физическому устареванию, потребитель может резко изменить свои предпочтения, бизнес-центры же более инертны. Чаще всего проблему неудачной концепции бизнес-центров собственник решает корректировкой арендной платы.
Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC, рассуждает: «В офисных центрах ключевой является локация. Именно поэтому многие офисные комплексы в центре города при своей невысокой классности, недостаточном сервисе и высоких арендных ставках совершенно не испытывают проблем с арендаторами. Если в торговом центре реконцепция, как правило, предполагает кардинальное изменение пула арендаторов и репозиционирование объекта, то в бизнес-центрах такая ситуация наблюдается гораздо реже».
Любой объект недвижимости со временем технически устаревает, поэтому перед собственниками объектов встает вопрос о необходимости проведения работ, направленных на улучшение свойств здания. Здесь приходится делать выбор: либо провести косметический ремонт здания, либо основательно вложиться в реновацию, результатом которой может стать повышение класса бизнес-центра.
Реновация – безусловно, более дорогой метод, включающий в себя и замену инженерных систем здания (в особенности систем вентиляции и кондиционирования), и косметический ремонт, увеличение количества парковочных мест и т. д. Однако решение должно четко отвечать цели повышения доходности объекта в будущем. «Не всегда радикальная реновация может быть экономически оправдана, здесь нужно смотреть на вопрос в комплексе, четко просчитывать и соизмерять затраты в сопоставлении с будущей доходностью и привлекательностью объекта для арендаторов», – говорит Евгения Васильева, замдиректора департамента консалтинга Colliers International Санкт-Петербург.
Управляющий директор NAI Becar в Санкт-Петербурге Илья Андреев в целом считает, что торговые центры несколько чувствительнее к моральному и физическому устареванию, потребитель может резко изменить свои предпочтения, бизнес-центры же более инертны. Чаще всего проблему неудачной концепции бизнес-центров собственник решает корректировкой арендной платы.
Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC, рассуждает: «В офисных центрах ключевой является локация. Именно поэтому многие офисные комплексы в центре города при своей невысокой классности, недостаточном сервисе и высоких арендных ставках совершенно не испытывают проблем с арендаторами. Если в торговом центре реконцепция, как правило, предполагает кардинальное изменение пула арендаторов и репозиционирование объекта, то в бизнес-центрах такая ситуация наблюдается гораздо реже».
рубрика:
Бизнес-центры
автор:
Роман Русаков