Роман Филимонов: «Мы используем все возможности для помощи инвесторам»
Строители Петербурга выполнили годовой план по вводу жилья. Об основных проблемах отрасли и стратегических планах ее развития в беседе с главным редактором газеты «Строительный Еженедельник» Валерием Грибановым рассказал вице-губернатор Петербурга Роман Филимонов.
Какое событие уходящего года, по вашему мнению, стало главным для строительного рынка города?
Думаю, что самым главным событием стало завершение работ по строительству дамбы. Это знаковая стройка, которая велась на протяжении почти 30 лет, и окончание ее строительства для города – крайне важный шаг. Это уже дало положительный эффект – наводнения перестали носить такой опасный и разрушительный характер, как в прежние годы. С другой стороны, дамба позволила нам организовать автомобильное кольцо вокруг города, и это сказалось на транспортной ситуации: исчезли проблемы для грузовых машин, для населения упростилась доставка в аэропорт, в другие части города.
Как Вы считаете, КАД даст толчок для дальнейшего развития территорий, например, Кронштадта и Юго-Запада? Ведь теперь доступ туда стал гораздо проще.
Конечно, ввод кольцевой дороги во многом решает вопросы транспортной доступности некоторых районов. Но в большей степени на развитие территорий влияет строительство внутренних дорог: окаймляющих магистралей для вновь формируемых кварталов, внутриквартальных проездов. За последние два года мы во многом решили проблемы транспортной доступности населения в различные части Красносельского, Приморского районов. Там было введено в строй значительное количество трасс. Взять хотя бы зону Коломяги – раньше ведь стояли дома, а подъезды к ним были грунтовые. То есть мы облегчили возможность подъезда общественного транспорта к жилым массивам, и это во многом сняло транспортную напряженность. Хотя, если говорить о Приморском районе, то там транспортные проблемы пока не решены окончательно, но есть хорошие перспективы. Я имею в виду строительство развязки в районе пересечения улицы Савушкина, Приморского проспекта и Планерной улицы, и уже появившуюся возможность выхода на кольцевую автодорогу в районе Парашютной улицы. Это тоже решит в значительной степени транспортные проблемы, ведь Приморский район до недавнего времени был единственным, не имевшим выхода на КАД. И сегодняшние работы по расширению Приморского проспекта важны – это нужно не с точки зрения строительства Лахта-центра, это нужно всему Приморскому району, Курортному району.
Как обстоят дела в части инженерного развития территорий? Город раньше декларировал, что будет сам готовить все участки и потом отдавать их инвестору – только приходи и строй. Пока, как показали последние торги Фонда имущества, таких участков инвесторам явно не хватает. Будут ли увеличиваться площади, которые город готовит под застройку сам?
Мы очень быстро забываем историю. С 2004 года мы активно взялись за инженерную подготовку участков. Нужно вспомнить то, что было 8 лет назад в Северо-Приморской части – там же находилась просто свалка и отвалы грунта. Никто не мог мечтать, что в том месте начнется активное строительство. А сегодня эта территория застроена на 90%, и в 2012 году будет окончательно закончено формирование жилого массива. Такую же операцию мы провели в Юго-Западной Приморской части – занялись одновременно развитием головных источников энергии и строительством дорог, прокладкой внутриквартальных сетей. Это огромные территории – около 300 га на СПЧ и 200 га – на Юго-Западе. Эта программа не закончена. Часть земель готовится за счет инвесторов – в рамках инвестиционного договора, например, мы запускаем «Юнтолово». У нас продолжается инженерная подготовка (ее ведет Комитет по строительству) территории Севернее улицы Новоселов в кварталах 19, 9, 16. Там ведется бюджетное строительство. Программа существовала, существует, и есть планы ее дальнейшего развития. Хочу напомнить также, что у нас в планах развития стоят кварталы, примыкающие к проспекту Блюхера – 24, 26 «Полюстрово». Там уже готовы проекты инженерной подготовки, и вскоре мы будем предоставлять землю застройщикам по так называемому полному пакету.
Большие там территории?
По памяти – около 40 га. Это практически центр города, бывшая промзона, которая по генплану на сегодняшний момент находится в зоне жилой застройки, ее можно осваивать и развивать. Это Выборгский район, совсем рядом с Петроградским. Уверен, что на эти территории будет огромный спрос. Потом, возвращаясь к инженерной подготовке средствами инвесторов, – у нас есть территории в совхозе Ручьи – там инвестор ведет комплексную подготовку по аналогии с тем, как это делает город. А там 300 га земли.
Кто выступает инвестором в Ручьях?
Это ряд компаний, но что мне известно – группа ЛСР имеет там определенные участки и ведет подготовку земли. С нашей стороны и со стороны энергетических компаний в качестве платы за подключение прорабатывается вопрос строительства головных источников. Несколько лет назад была запущена программа, которая называлась «Чубайс-Матвиенко», по строительству энергетических объектов. И вот в рамках этой программы в Ручьях заканчивается строительство подстанции на 330 киловольт, которая даст мощнейший толчок для развития всего района, она обеспечит в полном объеме эту территорию энергетикой – как для развития жилищного строительства, так и под деловые цели.
Хочу также заметить, что программа комплексной инженерной подготовки не ограничивается жилищным строительством. Мы развиваем места приложения труда – это наши так называемые промышленные кластеры. Например, фармацевтический кластер в Пушкине. Также Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли заканчивает инженерную подготовку в Петродворцовом районе, где расположился завод Siemens и другие инвесторы. В Шушарах, где была подготовлена земля, работают автозаводы, которые вышли на проектную мощность, и уже стоит вопрос о строительстве второй очереди.
По вводу жилья в 2011 году заявлялся план в 2,7 млн кв. метров жилья. План будет выполнен?
План будет выполнен и даже перевыполнен. На несколько тысяч квадратных метров.
На следующий год, какие планы по жилью?
Мы планировали поддерживать ввод жилья на уровне 2,7- 3 млн кв. метров. Думаю, что планы остаются такими же. Такие возможности у нас есть, вопрос в финансовом благосостоянии населения. Он увязан с мировой финансовой системой. Петербург – город, который активно развивался и развивается за счет инвестиций, мы создавали и создаем такие условия. Могу сказать, что жилье, которое мы строим, сегодня находит своего покупателя. Хочу также напомнить о бюджетном строительстве – в следующем году планируем выйти на полмиллиона квадратных метров социального жилья.
А в этом году, какой был показатель по бюджетному строительству?
Около 300 тыс. кв. метров. Идет планомерный рост ввода этих объемов. Для сравнения – в 2004 году было введено всего около 9 тыс. кв. метров.
Как Вы считаете, доля бюджетного жилья, – какой она должна быть в общем объеме вводимых площадей?
Нам нужно выйти на 800 тыс. – 1 млн кв. метров жилья за счет средств бюджета, для решения проблем обеспечения жильем различных социальных категорий. Все, конечно, будет зависеть от бюджета и его возможностей. Если взять мою личную точку зрения, то я сторонник создания условий для граждан, при которых у них бы появлялась возможность купить это жилье. Но для этого городу нужно иметь четкую выверенную позицию по ценовым параметрам. Сегодня на торгах фонда имущества мы видим некий ажиотаж по покупке земли. Несмотря на то, что это обеспечивает достаточно ощутимые поступления в бюджет, и мы имеем возможность ускорить темпы по социальному строительству, такой рост цены на землю не радует. Надо увеличивать предложение. И мы боремся за то, чтобы увеличить объемы по земельным участкам, которые выставлялись бы на торги именно инженерно подготовленными. Мы оказываем содействие частным инвесторам, мы выходим с предложениями по различным программам на федеральный уровень. Сегодня, например, действует программа компенсации процентов по кредитам, предоставляемым на инженерную подготовку земли, – федеральный бюджет компенсирует 50% от процентной ставки по таким кредитам. И проект «Балтроса» «Славянка», и проект «Юбилейный квартал» ЛенСпецСМУ участвовали в этой федеральной программе. И мы будем использовать все возможные механизмы для стимулирования этой деятельности.
С точки зрения строительства социальных объектов нами изобретен механизм государственно-частного партнерства, мы и дальше будем его использовать. Как бы там ни говорили, что он городу не выгоден. В части строительства школ, детских садов и поликлиник, эти программы городу выгодны тем, что мы получаем и объект, и эксплуатирующую организацию. На сегодняшний момент на эксплуатацию объекта по программе ГЧП мы тратим из бюджета не больше, чем если бы тратили на такой же объект по обычной схеме. Я общался с директором школы в Пушкине – она говорит, у нее нет никакой головной боли по поводу эксплуатации заведения. Может, нам повезло так с эксплуатирующей организацией, но мы планируем продолжать эту практику.
Пока договор по строительству образовательных учреждений по схеме ГЧП заключен только с «Балтросом»?
Да, но планируются аналогичные соглашения по «Юбилейному кварталу», по «Северной долине». Там мы выкупаем здание, но это тоже своеобразная форма ГЧП.
Сейчас в городе ведется кампания по борьбе с застройщиками, которые нарушают сроки строительства – какова, по вашему мнению, доля таких застройщиков?
Вы очень правильно использовали слово – «кампания». Проблемы на самом деле как таковой нет. Процент неисполнения инвестиционных договоров, по сравнению с другими регионами страны, у нас гораздо ниже. Просто у нас несколько тысяч объектов находятся в инвестиционном процессе. И если 2-3% выпадают, может создаться впечатление, что есть некая глобальная проблема. Но ее на самом деле не существует. Мы следили, следим за исполнением договоров, требуем их исполнения, и скоро, я полагаю, вопрос снимется, после изучения этого вопроса нашими новыми коллегами.
Существуют ли на рынке проблемы, которые, на ваш взгляд, требуют немедленного решения?
В строительстве не может быть проблем, которые требуют немедленного решения, потому что это процесс длительный. И вопросы, которые возникают, должны решаться планомерно. Сегодня мы вышли на некое планирование. Может, оно не идеально, но оно в городе существует. Существует понимание, что делать и как делать. Я бы сказал, что есть проблема проектно-нормативной базы. Не проблема даже, а некий выбор – нужно определяться, то ли мы используем еврокоды, то ли мы живем по собственной базе. Я считаю, что переходить на еврокоды можно, но нужно делать это не тупым копированием, а с учетом климатических особенностей каждого региона. Ведь страна наша находится в нескольких климатических зонах. Нельзя использовать единый стандарт. Возьмем Германию. Ее базу полностью на всю Россию распространить нельзя – только 2-3 наши климатические категории подпадают под их стандарты. И мы этим вопросом занимаемся. Это не проблема, а планомерный переход к новым стандартам. Тем более что мы вступаем в ВТО, и так или иначе нам придется более тесно интегрироваться в международные процессы.
Что бы вы пожелали строителям в наступающем году?
Традиционно под Новый год я желаю стабильной работы, новых заказов, развития. У петербуржцев есть правило – город строится, значит, город живет. Сегодня это особенно актуально.
Думаю, что самым главным событием стало завершение работ по строительству дамбы. Это знаковая стройка, которая велась на протяжении почти 30 лет, и окончание ее строительства для города – крайне важный шаг. Это уже дало положительный эффект – наводнения перестали носить такой опасный и разрушительный характер, как в прежние годы. С другой стороны, дамба позволила нам организовать автомобильное кольцо вокруг города, и это сказалось на транспортной ситуации: исчезли проблемы для грузовых машин, для населения упростилась доставка в аэропорт, в другие части города.
Как Вы считаете, КАД даст толчок для дальнейшего развития территорий, например, Кронштадта и Юго-Запада? Ведь теперь доступ туда стал гораздо проще.
Конечно, ввод кольцевой дороги во многом решает вопросы транспортной доступности некоторых районов. Но в большей степени на развитие территорий влияет строительство внутренних дорог: окаймляющих магистралей для вновь формируемых кварталов, внутриквартальных проездов. За последние два года мы во многом решили проблемы транспортной доступности населения в различные части Красносельского, Приморского районов. Там было введено в строй значительное количество трасс. Взять хотя бы зону Коломяги – раньше ведь стояли дома, а подъезды к ним были грунтовые. То есть мы облегчили возможность подъезда общественного транспорта к жилым массивам, и это во многом сняло транспортную напряженность. Хотя, если говорить о Приморском районе, то там транспортные проблемы пока не решены окончательно, но есть хорошие перспективы. Я имею в виду строительство развязки в районе пересечения улицы Савушкина, Приморского проспекта и Планерной улицы, и уже появившуюся возможность выхода на кольцевую автодорогу в районе Парашютной улицы. Это тоже решит в значительной степени транспортные проблемы, ведь Приморский район до недавнего времени был единственным, не имевшим выхода на КАД. И сегодняшние работы по расширению Приморского проспекта важны – это нужно не с точки зрения строительства Лахта-центра, это нужно всему Приморскому району, Курортному району.
Как обстоят дела в части инженерного развития территорий? Город раньше декларировал, что будет сам готовить все участки и потом отдавать их инвестору – только приходи и строй. Пока, как показали последние торги Фонда имущества, таких участков инвесторам явно не хватает. Будут ли увеличиваться площади, которые город готовит под застройку сам?
Мы очень быстро забываем историю. С 2004 года мы активно взялись за инженерную подготовку участков. Нужно вспомнить то, что было 8 лет назад в Северо-Приморской части – там же находилась просто свалка и отвалы грунта. Никто не мог мечтать, что в том месте начнется активное строительство. А сегодня эта территория застроена на 90%, и в 2012 году будет окончательно закончено формирование жилого массива. Такую же операцию мы провели в Юго-Западной Приморской части – занялись одновременно развитием головных источников энергии и строительством дорог, прокладкой внутриквартальных сетей. Это огромные территории – около 300 га на СПЧ и 200 га – на Юго-Западе. Эта программа не закончена. Часть земель готовится за счет инвесторов – в рамках инвестиционного договора, например, мы запускаем «Юнтолово». У нас продолжается инженерная подготовка (ее ведет Комитет по строительству) территории Севернее улицы Новоселов в кварталах 19, 9, 16. Там ведется бюджетное строительство. Программа существовала, существует, и есть планы ее дальнейшего развития. Хочу напомнить также, что у нас в планах развития стоят кварталы, примыкающие к проспекту Блюхера – 24, 26 «Полюстрово». Там уже готовы проекты инженерной подготовки, и вскоре мы будем предоставлять землю застройщикам по так называемому полному пакету.
Большие там территории?
По памяти – около 40 га. Это практически центр города, бывшая промзона, которая по генплану на сегодняшний момент находится в зоне жилой застройки, ее можно осваивать и развивать. Это Выборгский район, совсем рядом с Петроградским. Уверен, что на эти территории будет огромный спрос. Потом, возвращаясь к инженерной подготовке средствами инвесторов, – у нас есть территории в совхозе Ручьи – там инвестор ведет комплексную подготовку по аналогии с тем, как это делает город. А там 300 га земли.
Кто выступает инвестором в Ручьях?
Это ряд компаний, но что мне известно – группа ЛСР имеет там определенные участки и ведет подготовку земли. С нашей стороны и со стороны энергетических компаний в качестве платы за подключение прорабатывается вопрос строительства головных источников. Несколько лет назад была запущена программа, которая называлась «Чубайс-Матвиенко», по строительству энергетических объектов. И вот в рамках этой программы в Ручьях заканчивается строительство подстанции на 330 киловольт, которая даст мощнейший толчок для развития всего района, она обеспечит в полном объеме эту территорию энергетикой – как для развития жилищного строительства, так и под деловые цели.
Хочу также заметить, что программа комплексной инженерной подготовки не ограничивается жилищным строительством. Мы развиваем места приложения труда – это наши так называемые промышленные кластеры. Например, фармацевтический кластер в Пушкине. Также Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли заканчивает инженерную подготовку в Петродворцовом районе, где расположился завод Siemens и другие инвесторы. В Шушарах, где была подготовлена земля, работают автозаводы, которые вышли на проектную мощность, и уже стоит вопрос о строительстве второй очереди.
По вводу жилья в 2011 году заявлялся план в 2,7 млн кв. метров жилья. План будет выполнен?
План будет выполнен и даже перевыполнен. На несколько тысяч квадратных метров.
На следующий год, какие планы по жилью?
Мы планировали поддерживать ввод жилья на уровне 2,7- 3 млн кв. метров. Думаю, что планы остаются такими же. Такие возможности у нас есть, вопрос в финансовом благосостоянии населения. Он увязан с мировой финансовой системой. Петербург – город, который активно развивался и развивается за счет инвестиций, мы создавали и создаем такие условия. Могу сказать, что жилье, которое мы строим, сегодня находит своего покупателя. Хочу также напомнить о бюджетном строительстве – в следующем году планируем выйти на полмиллиона квадратных метров социального жилья.
А в этом году, какой был показатель по бюджетному строительству?
Около 300 тыс. кв. метров. Идет планомерный рост ввода этих объемов. Для сравнения – в 2004 году было введено всего около 9 тыс. кв. метров.
Как Вы считаете, доля бюджетного жилья, – какой она должна быть в общем объеме вводимых площадей?
Нам нужно выйти на 800 тыс. – 1 млн кв. метров жилья за счет средств бюджета, для решения проблем обеспечения жильем различных социальных категорий. Все, конечно, будет зависеть от бюджета и его возможностей. Если взять мою личную точку зрения, то я сторонник создания условий для граждан, при которых у них бы появлялась возможность купить это жилье. Но для этого городу нужно иметь четкую выверенную позицию по ценовым параметрам. Сегодня на торгах фонда имущества мы видим некий ажиотаж по покупке земли. Несмотря на то, что это обеспечивает достаточно ощутимые поступления в бюджет, и мы имеем возможность ускорить темпы по социальному строительству, такой рост цены на землю не радует. Надо увеличивать предложение. И мы боремся за то, чтобы увеличить объемы по земельным участкам, которые выставлялись бы на торги именно инженерно подготовленными. Мы оказываем содействие частным инвесторам, мы выходим с предложениями по различным программам на федеральный уровень. Сегодня, например, действует программа компенсации процентов по кредитам, предоставляемым на инженерную подготовку земли, – федеральный бюджет компенсирует 50% от процентной ставки по таким кредитам. И проект «Балтроса» «Славянка», и проект «Юбилейный квартал» ЛенСпецСМУ участвовали в этой федеральной программе. И мы будем использовать все возможные механизмы для стимулирования этой деятельности.
С точки зрения строительства социальных объектов нами изобретен механизм государственно-частного партнерства, мы и дальше будем его использовать. Как бы там ни говорили, что он городу не выгоден. В части строительства школ, детских садов и поликлиник, эти программы городу выгодны тем, что мы получаем и объект, и эксплуатирующую организацию. На сегодняшний момент на эксплуатацию объекта по программе ГЧП мы тратим из бюджета не больше, чем если бы тратили на такой же объект по обычной схеме. Я общался с директором школы в Пушкине – она говорит, у нее нет никакой головной боли по поводу эксплуатации заведения. Может, нам повезло так с эксплуатирующей организацией, но мы планируем продолжать эту практику.
Пока договор по строительству образовательных учреждений по схеме ГЧП заключен только с «Балтросом»?
Да, но планируются аналогичные соглашения по «Юбилейному кварталу», по «Северной долине». Там мы выкупаем здание, но это тоже своеобразная форма ГЧП.
Сейчас в городе ведется кампания по борьбе с застройщиками, которые нарушают сроки строительства – какова, по вашему мнению, доля таких застройщиков?
Вы очень правильно использовали слово – «кампания». Проблемы на самом деле как таковой нет. Процент неисполнения инвестиционных договоров, по сравнению с другими регионами страны, у нас гораздо ниже. Просто у нас несколько тысяч объектов находятся в инвестиционном процессе. И если 2-3% выпадают, может создаться впечатление, что есть некая глобальная проблема. Но ее на самом деле не существует. Мы следили, следим за исполнением договоров, требуем их исполнения, и скоро, я полагаю, вопрос снимется, после изучения этого вопроса нашими новыми коллегами.
Существуют ли на рынке проблемы, которые, на ваш взгляд, требуют немедленного решения?
В строительстве не может быть проблем, которые требуют немедленного решения, потому что это процесс длительный. И вопросы, которые возникают, должны решаться планомерно. Сегодня мы вышли на некое планирование. Может, оно не идеально, но оно в городе существует. Существует понимание, что делать и как делать. Я бы сказал, что есть проблема проектно-нормативной базы. Не проблема даже, а некий выбор – нужно определяться, то ли мы используем еврокоды, то ли мы живем по собственной базе. Я считаю, что переходить на еврокоды можно, но нужно делать это не тупым копированием, а с учетом климатических особенностей каждого региона. Ведь страна наша находится в нескольких климатических зонах. Нельзя использовать единый стандарт. Возьмем Германию. Ее базу полностью на всю Россию распространить нельзя – только 2-3 наши климатические категории подпадают под их стандарты. И мы этим вопросом занимаемся. Это не проблема, а планомерный переход к новым стандартам. Тем более что мы вступаем в ВТО, и так или иначе нам придется более тесно интегрироваться в международные процессы.
Что бы вы пожелали строителям в наступающем году?
Традиционно под Новый год я желаю стабильной работы, новых заказов, развития. У петербуржцев есть правило – город строится, значит, город живет. Сегодня это особенно актуально.
рубрика:
Интервью