Маломобильный доступ

Обеспечение доступности объекта недвижимости для маломобильных групп населения (МГН) сегодня является для застройщика требованием, прописанным в СНиПах. Однако зачастую эта норма выполняется формально и еще не является правилом хорошего тона, так как удорожает строительство и эксплуатацию объекта.

В России обеспечение необходимой для МГН инфраструктурой объектов недвижимости регламентирует СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которым руководствуются строительные организации.
«В настоящее время в городе проживает более 770 тыс. инвалидов, но проблема беспрепятственного доступа к объектам жилой и социальной инфраструктуры напрямую касается почти половины населения города, в первую очередь граждан, относящихся к маломобильным группам населения, – это не только инвалиды, но и граждане преклонного возраста, граждане, имеющие временные ограничения передвижения в связи с заболеванием или травмой, родители, использующие детские коляски и др.», – рассказывает Павел Созинов, председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости.

В зоне доступа

В Комитете по строительству сообщили, что создание комфортной среды с возможностью доступа для всех жителей города предусматривается комитетом еще на этапе проектирования объектов социального назначения. «Проектирование всех общественных, жилых и специализированных зданий, которые затем возводятся за счет средств бюджета Петербурга, происходит с учетом соответствующих строительных норм. Проектные решения должны обеспечить три условия. Во-первых, досягаемость мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений. Так, например, лестницы в обязательном порядке дублируются пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема. Во-вторых, должна быть обеспечена безопасность путей движения – нормативами предусмотрена определенная ширина дверных проемов и коридоров с учетом габаритных размеров кресел-колясок. И третье обязательное условие – удобство и комфорт среды жизнедеятельности. Регулируется высота размещения дверных ручек, электрических выключателей и розеток. В любых общественных зданиях предусматривается уборная с универсальной кабиной и прочее», – пояснили в Комитете по строительству.
Если говорить об объектах жилой недвижимости, то регламентируются территория жилого комплекса, места общего пользования (МОП) и внутриквартирное пространство. В квартирах учитывается минимальная ширина коридора, минимальные размеры жилого помещения. «Придомовая территория также должна предусматривать средства для безопасного и удобного передвижения маломобильных жителей. Обычно проектируются пандусы. К примеру, в строящихся сейчас жилых комплексах «ЮИТ» «Тринити» и Vita Nova в полной мере учтены потребности МГН: предусмотрены специальные пандусы на придомовой территории и на площадке рядом с входами в жилую часть и офисные помещения. В местах пересечения тротуаров с проезжей частью бордюры закруглены и понижены. Все пандусы и лестницы имеют ограждения и поручни. Предусмотрены парковочные места для автомобилей жителей, относящихся к этой категории», – рассказывает Екатерина Гуртовая, директор по маркетингу «ЮИТ Дом».
Однако не везде данные требования соблюдаются, так как в нормативно-правовой базе на сегодняшний день нет отработанной процедуры реконструкции существующих жилых и общественных зданий для обеспечения доступа МГН и создания комфортной среды проживания. Проектирование и согласование в каждом отдельном случае проходит индивидуально. В настоящее время, как сообщили в Комитете по строительству, разрабатывается несколько РМД (по различным типам зданий), которые будут регламентировать приспособление существующих зданий под современные требования по их доступности для маломобильных групп населения.

Не для галочки

Средства для перемещения маломобильных групп должны быть у каждой парадной жилого дома. «Так, если перепад высоты составляет 1,5 м, то длина пандуса должна составлять 15 м», – рассказывает Светлана Горбунова, менеджер по ведению проектов ООО «Лифтовая компания «АФОНСКАЯ» (по собственным оценкам, компания занимает свыше 50% петербургского рынка установки подъемников для МГН). Такие требования, конечно, выполняются редко, и для большинства объектов единственным решением для обеспечения нормального доступа МГН является установка лифтового оборудования. Компании, работающие на этом рынке, отмечают, что за последние 5 лет объем заказов вырос более чем в 5 раз, и связано это с увеличением финансирования установки таких устройств со стороны государства. «Если еще 2 года назад мы были практически единственной компанией, которая этим занималась, то сегодня на это рынок выходят новые игроки, в том числе и из Москвы», – констатирует Светлана Горбунова.
По данным ООО «Лифтовая компания «АФОНСКАЯ», стоимость установки подъемника для МГН составляет от 500 тыс. рублей за вертикальный подъемник, а за оборудование наклонного типа – от 550 тыс. рублей. Сложные подъемники, к примеру дублеры винтовых лестниц, могут стоить порядка 3 млн рублей. В эту стоимость входит монтаж, получение дополнительных согласований и сервисное обслуживание объектов.
«Объекты коммерческой недвижимости неохотно устанавливают оборудование для МГН, так как затраты несет собственник здания, в то время как в новых жилых проектах стоимость этих решений уже включена в стоимость квадратного метра», – поясняет госпожа Горбунова.
рубрика: Нормативы
автор: Андрей Семериков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.