В поисках ниши
На прошлой неделе руководство ЗАО «ЭкспоФорум» озвучило планы по использованию выставочного комплекса «Ленэкспо» в гавани. После того как в конце следующего года будет открыт новый конгрессно-выставочный центр в Пулково, который строит «ЭкспоФорум», потребность в Ленэкспо отпадет. Выставочный рынок, говорят инициаторы проекта, сегодня не настолько велик, чтобы двум специализированным площадкам в городе не было тесно. А потому территория Ленэкспо будет перепрофилирована (ОАО «Ленэкспо» аффилировано с «ЭкспоФорумом», и акционерами этих компаний являются структуры Газпрома).
Предполагается, что на ней будет возведено до 460 тыс. новых офисно-коммерческих и жилых площадей.
С идеей перепрофилирования территории в гавани, вероятно, согласиться можно – никакой исторической ценности ни земля, ни здания на ней из себя не представляют, и собственник волен делать с ними что захочет.
А вот с утверждением о том, что в городе двум конгрессно-выставочным центрам делать нечего, можно все же поспорить. По крайней мере с этим предположением, возможно, не согласятся другие девелоперы, заявившие к реализации аналогичные по профилю проекты, а таких проектов за последние несколько лет в городе было заявлено несколько. Правда, в отличие от проекта «ЭкспоФорума» до начала реализации ни один из них вроде бы не дошел. А теперь, когда планы газпромовских структур стали более или менее реальны, страх перед конкуренцией на многих заявленных проектах может и вовсе поставить крест. Да и найти средства для проекта, в отличие от газового монополиста, другим девелоперам будет не в пример сложнее, особенно на фоне мрачных прогнозов о возможной второй волне кризиса.
И тем не менее наличие одного-единственного центра вряд ли благоприятно скажется на рынке.
Руководство «ЭкспоФорума» утверждает, что намерено консолидировать выставки. Что лучше проводить в одно время и в одном месте несколько одинаковых по тематике экспозиций, но объединенных одним зонтичным брендом, чем каждый месяц организовывать в разных местах города небольшие выставки. Подобное дробление, по мнению специалистов «ЭкспоФорума», приведет к тому, что из города вообще уйдут экспоненты, предпочтя другие площадки, где тематические выставки масштабнее. И в этом, конечно, есть рациональное зерно. Участники выставки, платя деньги за аренду места, рассчитывают на максимальное количество контактов и обращений на стенд. Но консолидировать разные выставки и создать единственную специализированную площадку – это не одно и то же. Ощущение исключительности создает искушение для владельцев подобной недвижимости начать задирать цены – конкурентов-то нет. А отсутствие конкуренции еще никогда хорошо на рынке не сказывалось.
Поэтому инвестиционному сообществу не стоит безоговорочно принимать идею о том, что больше одной специализированной выставочной площадки городу не нужно. Найти свою нишу можно всегда.
Предполагается, что на ней будет возведено до 460 тыс. новых офисно-коммерческих и жилых площадей.
С идеей перепрофилирования территории в гавани, вероятно, согласиться можно – никакой исторической ценности ни земля, ни здания на ней из себя не представляют, и собственник волен делать с ними что захочет.
А вот с утверждением о том, что в городе двум конгрессно-выставочным центрам делать нечего, можно все же поспорить. По крайней мере с этим предположением, возможно, не согласятся другие девелоперы, заявившие к реализации аналогичные по профилю проекты, а таких проектов за последние несколько лет в городе было заявлено несколько. Правда, в отличие от проекта «ЭкспоФорума» до начала реализации ни один из них вроде бы не дошел. А теперь, когда планы газпромовских структур стали более или менее реальны, страх перед конкуренцией на многих заявленных проектах может и вовсе поставить крест. Да и найти средства для проекта, в отличие от газового монополиста, другим девелоперам будет не в пример сложнее, особенно на фоне мрачных прогнозов о возможной второй волне кризиса.
И тем не менее наличие одного-единственного центра вряд ли благоприятно скажется на рынке.
Руководство «ЭкспоФорума» утверждает, что намерено консолидировать выставки. Что лучше проводить в одно время и в одном месте несколько одинаковых по тематике экспозиций, но объединенных одним зонтичным брендом, чем каждый месяц организовывать в разных местах города небольшие выставки. Подобное дробление, по мнению специалистов «ЭкспоФорума», приведет к тому, что из города вообще уйдут экспоненты, предпочтя другие площадки, где тематические выставки масштабнее. И в этом, конечно, есть рациональное зерно. Участники выставки, платя деньги за аренду места, рассчитывают на максимальное количество контактов и обращений на стенд. Но консолидировать разные выставки и создать единственную специализированную площадку – это не одно и то же. Ощущение исключительности создает искушение для владельцев подобной недвижимости начать задирать цены – конкурентов-то нет. А отсутствие конкуренции еще никогда хорошо на рынке не сказывалось.
Поэтому инвестиционному сообществу не стоит безоговорочно принимать идею о том, что больше одной специализированной выставочной площадки городу не нужно. Найти свою нишу можно всегда.
рубрика:
Колонка редактора
автор:
Валерий Грибанов