Офисный креатив

Рынок офисных объектов Петербурга весьма консервативен и представлен, как правило, стандартными проектами с однотипной конфигурацией рабочего пространства. Однако эксперты утверждают, что потенциал у креативных бизнес-пространств есть, и связан он с увеличением доли фрилансеров на рынке труда.

Чаще всего нестандартные помещения для работы создают для себя сами арендаторы в рамках обычных бизнес-центров. «С этой точки зрения нестандартным офисом можно назвать офис «Вконтакте», – рассказывает Сергей Федоров, директор по развитию бизнеса Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге. В небольшом количестве на рынке представлены офисы, находящиеся в нестандартных зданиях. «БЦ OSKO-Park выполнен в виде одноэтажных домков из стекла и легких материалов. Первоначально они строились для продажи как дома, но в итоге их превратили в офисный центр. Quattro Corti также можно назвать нестандартным», – приводит примеры господин Федоров. Илья Андреев, управляющий директор NAI Becar в Санкт-Петербурге, добавляет к этому списку БЦ «Ткачи» (ГК «Овентал»). 
«Существуют коммерческие функции, размещающиеся в необычных местах, и коммерческие объекты, используемые под различные функции. В общем я бы разделил их на 2 группы: объекты сегмента B2C и использование необычных зданий под «обычные» функции (офисы, жилье и т. п.). В силу того, что планировочные решения, как правило, не удовлетворяют требованиям эффективности, в них размещают различные государственные и муниципальные учреждения, для которых непринципиальна доходность объекта недвижимости. Иногда такие объекты реализуются коммерческими структурами в имиджевых целях», – поясняет Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St Petersburg. 
Господин Пашков утверждает, что в целом в любом крупном европейском городе достаточно много подобных площадок для размещения. Он считает, что в Петербурге основной потенциал реализации таких проектов заложен «в большом количестве промышленных объектов и набережных, которые возможно использовать под такие нестандартные функции, но только если они не будут уродовать вид набережных».
Помимо полного преображения офисной среды эксперты считают возможным использование неких «фишек», которые будут выгодно выделять проект на фоне других.
«Можно использовать отдельные элементы, которые будут выделять здание и способствовать его позиционированию на рынке, в том числе и по отношению к неблагоприятному окружению. К примеру, БЦ «Бенуа». Его фасад – это вынужденный креативный подход к офисной архитектуре, поскольку вокруг – промышленная территория. Отдельные креативные элементы могут повышать стоимость и привлекательность здания», – рассказывает господин Федоров. Эксперт, однако, считает, что перспектив у таких проектов немного. «Любая неформатность может снизить инвестиционную привлекательность объекта. Инвестору важнее финансовые и технические характеристики здания. С точки зрения креатива как попытки создать добавочную стоимость объекту и конкурентное отличие это не всегда помогает», – резюмирует господин Федоров.
Николай Пашков считает, что оригинальные решения перспективно применять в первую очередь в сегменте В2С. «Консультанты обычно рекомендуют создание объекта с оптимальным соотношением рисков и доходности. Необычные «места» или формы реализации для коммерческих функций, как правило, подразумевают небольшие размеры и/или высокие затраты, и/или высокие риски, и/или повышенную сложность реализации и эксплуатации. В то же время для крупных проектов иногда рекомендуется создание в их составе функций-«аттракционов», которые при небольшом масштабе и сравнительно небольших вложениях (в соотношении с общими инвестициями в проект) работают на имидж проекта и дополнительную его привлекательность», – заключает господин Пашков.
рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Андрей Семериков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.