Отечественный лизинг под угрозой

Доля сегмента лизинга строительной техники по итогам прошлого года осталась на уровне 2010 года и составила около 5% от общего объема нового бизнеса на российском лизинговом рынке. В абсолютном выражении это порядка 60-65 млрд рублей. Объем продаж в сегменте лизинга строительной техники, как и на рынке лизинга в целом, в 2011 году увеличился примерно в 1,7 раза.

По словам Дениса Черепова, директора по продажам лизинговой компании ЗАО «ЦЕНТР-КАПИТАЛ», в 2010-2011 годах в основном был реализован отложенный из-за кризиса 2008 года спрос российских предприятий на лизинг в целях модернизации основных средств. Кроме того, ситуация на мировых финансовых рынках остается неопределенной, что может неблагоприятно повлиять на уровень ликвидности в банковской системе и, соответственно, на возможность поддерживать объем инвестиций в новые лизинговые проекты на существующем уровне. 
Возобновление приостановленных на период кризиса строительных проектов, необходимость обновления устаревших парков техники, смягчившиеся условия лизинга – все эти факторы способствовали тому, что спрос на финансовую аренду со стороны строителей рос стремительно в течение 2010-2011 годов. 
По данным «ПН-Лизинг», по итогам 2010 года объем нового бизнеса по лизингу строительной техники в России составил 32,6 млрд рублей, по итогам 9 месяцев 2011 года эта цифра выросла на 18% и достигла 38,6 млрд рублей. Результаты 2011 года (они пока не подведены), очевидно, закрепят эту положительную динамику. По предварительным оценкам, объем нового бизнеса в России по лизингу строительной техники в 2011 году составит не менее 50 млрд рублей. «В компании «ПН-Лизинг» объем сделок по строительной и дорожно-строительной технике, заключенных в 2011 году, составляет почти 115 млн рублей, что в 6 раз больше итогов 2010 года. Доля этого сегмента в общей сумме новых договоров компании увеличилась за год с 4 до 24%», – рассказывает Юлия Разумова, руководитель отдела маркетинга компании «ПН-Лизинг». Как отметила госпожа Разумова, в 2012 году темпы прироста рынка снизятся. Исчерпал себя эффект низкой базы, да и насущные потребности, аккумулированные за годы строительного затишья, в большей мере уже удовлетворены. Реальным представляется прирост показателей в 10-20%. Неясной сохраняется ситуация по перспективам лизинга в целом. Вопрос об отмене ускоренной амортизации отложен, но до конца не решен. Если эта законодательная инициатива будет принята, весь отечественный рынок лизинга может быть свернут. 
С учетом высоких темпов развития строительной отрасли лизинговым компаниям, как правило, не приходится бороться за клиентов. Во всяком случае если речь идет о пуле важных игроков. «По своей востребованности на рынке финансовая аренда строительной и дорожно-строительной техники уступает только лизингу автотранспорта. Вместе с тем строительная и дорожно-строительная техника является высоколиквидным видом оборудования, а потому передача ее в финансовую аренду выгодна и лизинговым компаниям», – уверена Светлана Ивановская, ведущий аналитик АГ Solum.
К лизингу компании чаще прибегают при покупке более дорогого имущества. Приобрести в лизинг мелкую строительную технику можно лишь в довесок к более крупной и дорогостоящей покупке. Пока лизинг мелкой техники нельзя назвать массовым. Она все-таки не является столь дорогостоящей, как, например, грузовики, краны, погрузчики, трубоукладчики и т. п. Поэтому строительные предприятия предпочитают приобретать ее в основном за счет собственных средств.
рубрика: Финансы и страхование
автор: Светлана Семенович
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.