Плацдарм для дальнейшего развития города
Минувшее десятилетие было отмечено бурным развитием строительного комплекса Петербурга. Значительным подспорьем для инвестиционного комплекса стали серьезные бюджетные вложения в городскую инфраструктуру.
В течение 10-15 лет строительная отрасль Петербурга показывала стабильный рост инвестиционной активности и рост объемов коммерческого, промышленного и жилищного строительства. По данным Комитета по строительству Петербурга, за период 2000-2011 годов на территории города было введено в эксплуатацию 8998 жилых домов общей площадью 25,7 млн кв. м.
Подспорьем этому во многом послужила разработка и принятие закона «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге». На сегодняшний день в реновации находится 23 городских территории. Кроме того, как отмечают в комитете, сейчас продолжается реализация комплексного эксперимента по развитию крупносерийного малоэтажного домостроения в районах «Новая Ижора» и «Славянка», при строительстве которых были с успехом применены механизмы государственно-частного партнерства.
Важным событием стало возведение под Петербургом целого жилого микрорайона для военнослужащих на землях военного городка в поселке Осиновая Роща. Семьи военных смогли расселиться в 48 новых многоквартирных домах на более чем 5,5 тыс. квартир.
Также в эти годы запущен в реализацию целый ряд крупных проектов комплексного развития территории: в 2005 году началось строительство «Балтийской жемчужины», в 2007-м стартовало возведение «Юбилейного квартала», в 2009 году – «Северной долины». Идет радикальное преобразование территории Апраксина Двора, территория острова Новая Голландия в ближайшие годы обретет кардинально иной облик и назначение. Ключевыми проектами станут «Набережная Европы» и комплекс «Новая ратуша».
Повышенное внимание город уделял строительству социальных объектов: в целях повышения качества и доступности медицинских услуг для населения была построена новая онкологическая больница в поселке Песочное, противотуберкулезный диспансер, новое здание хосписа в Калининском районе и детский хоспис в Невском районе. В 2008 году была завершена реконструкция главного корпуса Мариинской больницы, а уже через 2 года строители представили обновленную детскую больницу им. К.А. Раухфуса. Кроме того, были реконструированы городской клинический онкологический диспансер, городская станция переливания крови, центр планирования семьи и репродукции, центр восстановительного лечения «Детская психиатрия». Завершена реконструкция хирургического корпуса Покровской больницы и капитальный ремонт корпусов городской больницы № 40 в Сестрорецке.
C 2000 по 2011 годы в Петербурге повышенное внимание уделялось строительству и реконструкции объектов культуры, в городе было построено три новых театра: детский музыкальный театр «Зазеркалье», Летний театр и прилегающий к нему сквер Молодежного театра на Фонтанке, новое здание театра «Буфф», а также проведена реконструкция и реставрация исторического здания Театра эстрады им. А. Райкина, Александринского и Михайловского театров, театра комедии им. Н.П. Акимова, театра марионеток им. Е.С. Деммени и Большого театра кукол. В эти годы началось масштабное строительство вторых сцен Мариинского и Александринского театров.
Много внимания было уделено и реконструкции исторических памятников и музеев – в городе после проведенных работы были открыты Александровский дворец и павильон «Эрмитаж» в Царском Селе, отреставрирован Меньшиковский дворец, проведен реставрационный ремонт Большого зала Филармонии им. Д.Д. Шостаковича, построен новый концертный зал «Маринка-3». Был отреставрирован ряд объектов в музее-заповеднике «Гатчина» и в Павловском музейном комплексе. Завершена масштабная реконструкция здания Крюковых казарм под размещение военно-морского музея.
Отдельно стоит отметить столь важную для Петербурга как современного мегаполиса вещь, как развитие транспортной инфраструктуры. В эти годы дорожное строительство, модернизация транспортных артерий города, развитие морских и аэропортов стало одной из важнейших задач и направлений правительства города.
К 2011 году в Петербурге введены в эксплуатацию первая и вторая очереди Западного скоростного диаметра, завершено строительство КАД. Совсем недавно был введен в эксплуатацию комплекс защитных сооружений протяженностью 25,4 км. Были реконструированы крупнейшие городские магистрали, развязки и мосты – открыт Троицкий мост, реконструированы мост Лейтенанта Шмидта и Лазаревский мост, завершено строительство Смольной и Синопской набережных.
В 2011 году был введен в эксплуатацию современный морской пассажирский порт, с 2010 года идет работа по превращению аэропорта «Пулково» в современный международный хаб, который станет крупнейшим в Балтийском регионе.
Больших успехов добились петербургские метростроители. Специалисты сумели восстановить один из самых проблемных участков петербургского метро – сквозное движение поездов на аварийном участке Кировско-Выборгской линии метрополитена от станции «Лесная» до станции «Площадь Мужества». С 2000 года в городе открыты 7 новых станций метро, введен в эксплуатацию новый участок Фрунзенского радиуса от станции «Звенигородская» до станции «Волковская», разработана схема развития метрополитена до 2025 года, согласно которой подземка охватит даже самые труднодоступные части города.
Многое было сделано в Петербурге для развития инженерно-энергетического комплекса, что дало возможность не только обеспечить грамотный подход к строительству инженерной инфраструктуры на стадии строительства жилья (а значит, и скорейшего заселения граждан), но и стабильную работу существующих в городе тепло- и энергосетей. Важной вехой в данном процессе стала разработка генеральной схемы тепло-, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения на среднесрочную и долгосрочную перспективы, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры до 2015 года. Как отметили в Комитете по строительству, модернизация инженерно-энергетического комплекса позволила ликвидировать дефицит мощности и создать задел по всем видам энергетических ресурсов для развития города.
В течение 10 лет в Петербурге было реконструировано 40% тепловых и более 30% газовых сетей, обновлено более 20% тепловых мощностей котельных и ТЭЦ. В Петроградским, Курортном, Петродворцовом районах построено 200 блок-модульных котельных и центральных тепловых пунктов, реконструировано 700 км теплосетей.
За это время была построена тепломагистраль от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской котельной и теплообменная станция для обеспечения теплоснабжения развивающегося Приморского района, построена первая очередь самой энергетически эффективной теплоэлектроцентрали в России – Юго-Западной ТЭЦ.
Кроме того, в последние годы Петербург стал одним из лидеров по производству автомобилей. По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, каждый седьмой автомобиль, который производится в России, сходил с конвейеров петербургских заводов. Таких результатов удалось добиться благодаря запуску под Петербургом автомобильных заводов компаний «Тойота Мотор Корпорейшен», Нисан Мотор Ко., Лтд», «Хендэ Мотор Компании», а также комплексов, обеспечивающих заводы автомобильными комплектующими, их частями и оборудованием. В конце прошлого года данные заводы нарастили объемы производства в 3,3 раза по сравнению с соответствующим периодом 2010 года, выпустив 29,7 тыс. автомобилей. Ожидается, что с введением завода «Ё-авто» в Марьино результаты работы петербургского автокластера позволят Петербургу выйти на лидирующие позиции в данном сегменте рынка.
рубрика:
Итоги
автор:
Михаил Немировский