Масштаб событий изменился
«Строительный Еженедельник» опросил экспертов рынка о том, что они считают наиболее значимыми событиями в строительной отрасли за минувшие 10 лет. Разные специалисты по-разному оценивают влияние тех или иных событий на отрасль. Мы выбрали 10 наиболее часто встречающихся в оценках наших экспертов.
Андрей Розов, руководитель филиала Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге, говорит: «Все основные события последнего десятилетия я бы разделил на несколько групп. Прежде всего, с точки зрения создания правовой базы развития отрасли к наиболее ключевым событиям я бы отнес принятие Генерального плана развития Санкт-Петербурга, принятие закона ФЗ-214, а также введение саморегулирования в строительстве. Также немаловажным, хотя и не таким позитивным, как предыдущие, стало принятие городом и последующая отмена Верховным судом Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, прежде всего в части, касающейся высотного регламента строительства».
По мнению Андрея Розова, также в последние 10 лет произошло несколько событий, которые начали изменять стандарты ведения бизнеса в городе. «Сюда относятся появление первых LEED/BREEAM сертифицированных зданий в России, частичная отмена СНиПов, а также формирование ГЧП, в частности для реализации строительства нового терминала аэропорта Пулково», – добавляет господин Розов.
Отдельно господин Розов хотел бы отметить вопрос переноса «Охта-центра» в Лахту. «Это событие показало, что городские власти прислушиваются к общественному мнению и готовы переносить даже ключевые для Петербурга проекты из охраняемых зон. Но одновременно с этим хотелось бы, чтобы государство учитывало интересы инвесторов, приходящих в город, и создавало для них понятные и прозрачные условия для работы», – считает он.
В компании «Лидер Групп» к значимым событиям также относят: создание законодательной базы для проектов на искусственно создаваемых территориях (№ 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»); введение на законодательном уровне новой формы банкротства – «банкротство застройщика» (применение в отношении банкрота процедуры «банкротство застройщика» существенно сокращает перечень объектов, которые могут быть проданы на торгах для покрытия задолженности перед кредиторами).
Cветлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент», отмечает: «Еще 10 лет назад, во времена губернаторства Владимира Яковлева, самым масштабным событием было строительство Ушаковской развязки. Теперь время требует новых, более высокотехнологичных проектов. Сегодня появились совсем другие доходы в бюджете, город решает более сложные задачи. «Строительство футбольного стадиона на Крестовском острове, пассажирского терминала в Пулково, ЗСД, закольцовка КАД или открытие дамбы – это новые вехи в развитии строительного комплекса. Наверное, в этом ряду неправильно приводить жилищное строительство, хотя с социальной точки зрения это самое важное. В настоящее время строители практически ушли от точечной застройки и занимаются комплексным освоением территорий», – говорит госпожа Денисова.
Дмитрий Кунис, президент компании STEP, к значимым событиям десятилетия также относит укрупнение торговых центров. «Первым игроком, у которого это получилось в полной мере, стала шведская IKEA, которая рядом со своими традиционными магазинами открыла «Меги». Затем подтянулись и другие девелоперы, которые стали строить ТРК не меньшего масштаба. А ближе к концу десятилетия моллы пришли в центр города – здесь открылись «Невский центр Стокманн» и «Галерея».
1. Переход стройотрасли города от точечной застройки к проектам комплексного освоения территорий
До 2003 года жилищное строительство в Петербурге велось в основном за счет освоения свободных участков в черте города. Нередко новые дома возводились за счет уплотнительной застройки. В середине 2000-х годов наметился перелом – в городе появился первый проект комплексного освоения территорий – «Балтийская жемчужина», реализуемый на деньги китайских инвесторов. Площадь новых сооружений в рамках проекта – более 1 млн кв. м. После него в городе стало появляться все больше проектов КОТ. Сегодня около половины вводимого жилья реализуется в рамках проектов комплексного освоения. В будущем, говорят участники рынка, доля КОТ достигнет 60%.
2. Развитие ипотечного кредитования на первичном рынке недвижимости
В середине 2000-х годов в стране наконец получило развитие ипотечное кредитование, что дало возможность значительному числу россиян улучшить свои жилищные условия. Ипотека победоносно шагала по стране до 2008 года, пока не грянул кризис. После этого банки, лишенные финансовых ресурсов, практически полностью свернули ипотечные программы. Впрочем, заморозка длилась недолго, уже в 2010 году ипотека начала развиваться вновь, а итоги прошлого года показали серьезный рост в области жилищного кредитования. В Санкт-Петербурге в 2011 году было выдано 20,923 тыс. ипотечных кредитов на сумму 42 млрд рублей (в 2,5 раза больше, чем в 2010 году). Как говорят участники рынка, даже если случится новый кризис, сворачивания ипотечных программ не произойдет – сегодня банки гораздо меньше зависят от финансов мировых институтов.
3. Появление в Петербурге автокластера
В декабре 2007 года в городе был запущен первый автомобильный завод компании Toyota и подписано пятое и пока последнее соглашение о строительстве автосборочного предприятия с Hyundai. Ранее решение о размещении своих производственных площадок в Петербурге приняли также GM, Nissan и Suzuki, мощности в области наращивал Ford. За минувшие 5 лет Петербург стал регионом – лидером по производству автомобилей. А инвестиции в производства (вместе с производствами автокомпонентов) превышают 1 млрд USD. Появление автокластера дало городу мощнейший толчок в области развития промышленной недвижимости. В прошлом году о решении создавать свои автосборочные производства заявили структуры Михаила Прохорова («Ё-авто») и «Яровит-моторс». Сейчас в стадии подготовки находится соглашение с компанией Fiat.
1. Переход стройотрасли города от точечной застройки к проектам комплексного освоения территорий
До 2003 года жилищное строительство в Петербурге велось в основном за счет освоения свободных участков в черте города. Нередко новые дома возводились за счет уплотнительной застройки. В середине 2000-х годов наметился перелом – в городе появился первый проект комплексного освоения территорий – «Балтийская жемчужина», реализуемый на деньги китайских инвесторов. Площадь новых сооружений в рамках проекта – более 1 млн кв. м. После него в городе стало появляться все больше проектов КОТ. Сегодня около половины вводимого жилья реализуется в рамках проектов комплексного освоения. В будущем, говорят участники рынка, доля КОТ достигнет 60%.
2. Развитие ипотечного кредитования на первичном рынке недвижимости
В середине 2000-х годов в стране наконец получило развитие ипотечное кредитование, что дало возможность значительному числу россиян улучшить свои жилищные условия. Ипотека победоносно шагала по стране до 2008 года, пока не грянул кризис. После этого банки, лишенные финансовых ресурсов, практически полностью свернули ипотечные программы. Впрочем, заморозка длилась недолго, уже в 2010 году ипотека начала развиваться вновь, а итоги прошлого года показали серьезный рост в области жилищного кредитования. В Санкт-Петербурге в 2011 году было выдано 20,923 тыс. ипотечных кредитов на сумму 42 млрд рублей (в 2,5 раза больше, чем в 2010 году). Как говорят участники рынка, даже если случится новый кризис, сворачивания ипотечных программ не произойдет – сегодня банки гораздо меньше зависят от финансов мировых институтов.
3. Появление в Петербурге автокластера
В декабре 2007 года в городе был запущен первый автомобильный завод компании Toyota и подписано пятое и пока последнее соглашение о строительстве автосборочного предприятия с Hyundai. Ранее решение о размещении своих производственных площадок в Петербурге приняли также GM, Nissan и Suzuki, мощности в области наращивал Ford. За минувшие 5 лет Петербург стал регионом – лидером по производству автомобилей. А инвестиции в производства (вместе с производствами автокомпонентов) превышают 1 млрд USD. Появление автокластера дало городу мощнейший толчок в области развития промышленной недвижимости. В прошлом году о решении создавать свои автосборочные производства заявили структуры Михаила Прохорова («Ё-авто») и «Яровит-моторс». Сейчас в стадии подготовки находится соглашение с компанией Fiat.
4. Смена губернатора в Петербурге в 2003 и в 2011 годах
В 2003 году, через 7 лет после избрания губернатором Владимира Яковлева, в городе сменилась власть. Губернатором стала Валентина Матвиенко. С ее приходом в городе связывали особые надежды – рассматривался чуть ли не вопрос о переносе в город столицы. И уж точно ожидались серьезные финансовые вливания, переезд в Петербург многих государственных и коммерческих учреждений. Однако из госструктур наиболее значимым стал лишь переезд в Петербург Конституционного суда, из крупных коммерческих структур в Петербурге была зарегистрирована компания «Газпром Нефть». Но горожанам Валентина Матвиенко запомнилась прежде всего градостроительными конфликтами, плохой уборкой улиц и бизнес-проектами с участием ее сына. В актив губернатору можно записать лишь появление автокластера. В сентябре 2011 года появился новый губернатор – Георгий Полтавченко.
В 2003 году, через 7 лет после избрания губернатором Владимира Яковлева, в городе сменилась власть. Губернатором стала Валентина Матвиенко. С ее приходом в городе связывали особые надежды – рассматривался чуть ли не вопрос о переносе в город столицы. И уж точно ожидались серьезные финансовые вливания, переезд в Петербург многих государственных и коммерческих учреждений. Однако из госструктур наиболее значимым стал лишь переезд в Петербург Конституционного суда, из крупных коммерческих структур в Петербурге была зарегистрирована компания «Газпром Нефть». Но горожанам Валентина Матвиенко запомнилась прежде всего градостроительными конфликтами, плохой уборкой улиц и бизнес-проектами с участием ее сына. В актив губернатору можно записать лишь появление автокластера. В сентябре 2011 года появился новый губернатор – Георгий Полтавченко.
5. Преодоление порога ввода 2 млн кв. м жилья в год
До 2000-х годов город с трудом вводил 1 млн кв. м, и то этот порог удалось достичь лишь в середине 1990-х годов. С начала 2000 года строительный комплекс начал бурное развитие, и к середине 2000-х порог в 2 млн кв. м был преодолен. Чиновники заговорили о том, что и 4, и 5 млн кв. м жилья в год региону по плечу. Но грянул кризис, и амбиции руководителей строительного комплекса города тут же поумерились. Сегодня чиновники говорят, что для сбалансированного рынка Петербургу нужно вводить в пределах 2,5-3 млн кв. м жилья в год.
6. Выход на рынок финских строителей
В 2000-е годы на рынок Петербурга стали активно выходить финские компании. На рынке строительства соседнего государства царил застой: жилья в Суоми вроде бы достаточно, серьезного прироста населения не наблюдается, и Петербург с его инвестиционным бумом стал для финнов настоящей золотой жилой. Одним из первых на рынок вышла компания Skanska, однако она по иронии судьбы к середине 2000-х годов свернула свой бизнес в Петербурге. Но здесь продолжают успешно работать «ЮИТ», «ЭнСиСИ», «Лемминкяйнен» и другие, задавая определенные стандарты качества и для местных игроков.
7. Толчок для развития метрополитена
В 2000-е годы бурное развитие получил Петербургский метрополитен. В 1990-е в городе почти не вводилось новых станций. Ситуация изменилась в новом веке. За последние 10 лет в городе было построено 5 новых станций. В этом году введен в эксплуатацию новый участок Фрунзенского радиуса от станции «Звенигородская» до станции «Волковская», разработана схема развития метрополитена до 2025 года, согласно которой подземка охватит даже самые труднодоступные части города. Согласно схеме в этом году появятся станции «Международная» и «Бухарестская», затем – наземный вестибюль «Спасской» (2013), «Спортивная-2» (2014). До 2015 года будут введены в эксплуатацию станции «Шуваловский проспект» вблизи нового зоопарка в Юнтолово (2015), «Театральная», «Большой проспект» на Васильевском острове, «Проспект Славы» и «Дунайский проспект». В период с 2016 по 2020 годы при полноценном финансировании появятся станции «Обводный канал – 2», «Боровая», «Черниговская» (пересадочная с «Московских ворот» на новую ветку), «Броневая», «Южная», «Путиловская» (пересадочная с «Кировским заводом»), «Казаковская», «Шкиперская», «Морской фасад».
До 2000-х годов город с трудом вводил 1 млн кв. м, и то этот порог удалось достичь лишь в середине 1990-х годов. С начала 2000 года строительный комплекс начал бурное развитие, и к середине 2000-х порог в 2 млн кв. м был преодолен. Чиновники заговорили о том, что и 4, и 5 млн кв. м жилья в год региону по плечу. Но грянул кризис, и амбиции руководителей строительного комплекса города тут же поумерились. Сегодня чиновники говорят, что для сбалансированного рынка Петербургу нужно вводить в пределах 2,5-3 млн кв. м жилья в год.
6. Выход на рынок финских строителей
В 2000-е годы на рынок Петербурга стали активно выходить финские компании. На рынке строительства соседнего государства царил застой: жилья в Суоми вроде бы достаточно, серьезного прироста населения не наблюдается, и Петербург с его инвестиционным бумом стал для финнов настоящей золотой жилой. Одним из первых на рынок вышла компания Skanska, однако она по иронии судьбы к середине 2000-х годов свернула свой бизнес в Петербурге. Но здесь продолжают успешно работать «ЮИТ», «ЭнСиСИ», «Лемминкяйнен» и другие, задавая определенные стандарты качества и для местных игроков.
7. Толчок для развития метрополитена
В 2000-е годы бурное развитие получил Петербургский метрополитен. В 1990-е в городе почти не вводилось новых станций. Ситуация изменилась в новом веке. За последние 10 лет в городе было построено 5 новых станций. В этом году введен в эксплуатацию новый участок Фрунзенского радиуса от станции «Звенигородская» до станции «Волковская», разработана схема развития метрополитена до 2025 года, согласно которой подземка охватит даже самые труднодоступные части города. Согласно схеме в этом году появятся станции «Международная» и «Бухарестская», затем – наземный вестибюль «Спасской» (2013), «Спортивная-2» (2014). До 2015 года будут введены в эксплуатацию станции «Шуваловский проспект» вблизи нового зоопарка в Юнтолово (2015), «Театральная», «Большой проспект» на Васильевском острове, «Проспект Славы» и «Дунайский проспект». В период с 2016 по 2020 годы при полноценном финансировании появятся станции «Обводный канал – 2», «Боровая», «Черниговская» (пересадочная с «Московских ворот» на новую ветку), «Броневая», «Южная», «Путиловская» (пересадочная с «Кировским заводом»), «Казаковская», «Шкиперская», «Морской фасад».
8. Новую Голландию очистили от военных
Утвержден проект реконструкции острова Новая Голландия. Попытки вывести с территории одного из наиболее привлекательных с точки зрения архитектуры мест Петербурга структуры военно-морского ведомства и приспособить Новую Голландию под современные функции власти города пытались с начала 1990-х годов. Однако для этого не было ни средств, ни достаточного административного ресурса, чтобы разобраться с военными. В середине 2000-х в ситуации наметился перелом. С военным ведомством вопрос решили, и незадолго до кризиса был проведен инвестиционный конкурс, в котором победили структуры Шалвы Чигиринского. Но из-за кризиса проект был остановлен. Новым инвестором в начале 2010 года стала компания Millhouse Capital Романа Абрамовича. Компания взяла на себя обязательства инвестировать в проект не менее 12 млрд рублей за период строительства сроком в 7 лет. Реализация проекта намечена на период до 2017 года.
Там планируется сохранить и культурную функцию, значительная часть помещений будет отведена под коммерческие функции и жилье.
9. «Прикладная химия» превратилась в «Набережную Европы»
9. «Прикладная химия» превратилась в «Набережную Европы»
Институт прикладной химии (ГИПХ) власти также пытались переселить с начала 1990-х годов. Но сложные вопросы собственности и серьезная дороговизна работ отпугивали серьезных инвесторов. С начала 2000-х годов велась кропотливая работа по разрешению юридических и имущественных вопросов. Инвестор наконец был найден – им стала компания «ВТБ Девелопмент».
Стоимость проекта «Набережная Европы» сегодня оценивается приблизительно в 2 млрд USD. Проект многофункционального комплекса предусматривает строительство паркинга, Дворца танцев – 24 тыс. кв. м, жилья – около 180 тыс. кв. м, гостиничного комплекса – 25 тыс. кв. м – и торгово-офисной части на 50 тыс. кв. м. Сегодня идут работы по сносу производственных корпусов. Комплекс должен быть сдан в 2017 году.
10. Апраксин двор отдали в одни руки
В 2008 году компания «Главстрой-СПб» получила на инвестиционных условиях Апраксин двор под реконструкцию. Первоначально проект предполагал серьезную реконструкцию федерального памятника. Однако после завершения историко-культурной экспертизы, которая запретила что-либо сносить на территории памятника, проект пришлось серьезно перерабатывать. Сейчас, как говорят в «Главстрое», речь идет главным образом о приспособлении существующих помещений под современные функции. Пока идет сложный процесс выкупа помещений и очистки «Апрашки» от арендаторов – на протяжении многих лет значительная территория в центре города была запутана в клубок интересов различных собственников.
10. Апраксин двор отдали в одни руки
В 2008 году компания «Главстрой-СПб» получила на инвестиционных условиях Апраксин двор под реконструкцию. Первоначально проект предполагал серьезную реконструкцию федерального памятника. Однако после завершения историко-культурной экспертизы, которая запретила что-либо сносить на территории памятника, проект пришлось серьезно перерабатывать. Сейчас, как говорят в «Главстрое», речь идет главным образом о приспособлении существующих помещений под современные функции. Пока идет сложный процесс выкупа помещений и очистки «Апрашки» от арендаторов – на протяжении многих лет значительная территория в центре города была запутана в клубок интересов различных собственников.
рубрика:
Юбилей
автор:
Роман Русаков