Десятилетие «строек века»

 За последние 10 лет рынок строительства Петербурга сделал серьезный рывок. В городе построено более 20 млн кв. м жилья. По обеспеченности торговыми площадями на душу населения Петербург соревнуется с крупными европейскими городами. «Строительный Еженедельник» опросил несколько десятков специалистов в области консалтинга и девелопмента, какие объекты за этот период были наиболее значимы для города. Ниже эти объекты мы приводим.

1. Кольцевая автомобильная дорога
Строительство КАД началось в 2001 году. Инициатором его строительства был тогдашний губернатор Владимир Яковлев. В мае 2002 года постановлением Государственного комитета РФ по строительству и ЖКХ и распоряжением Минтранса был утвержден инженерный проект первой очереди КАД и в дальнейшем принято решение о вводе автодороги по пусковым комплексам. В октябре 2002 года был сдан 1-й участок первой очереди КАД от станции Горская до Приозерского шоссе, введена в эксплуатацию транспортная развязка КАД с Приморским шоссе в районе Горской.
Строительство западного полукольца КАД началось в 2005 году. 
Полностью КАД была введена в эксплуатацию в августе 2011 года, после ввода в строй комплекса защитных сооружений. Ее стоимость составила 168 млрд рублей. Длина КАД – 116 км.

2. Дамба
История комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений может претендовать на стройку не только десятилетия, но и стройку века. Ее история насчитывает без малого два столетия. После наводнения 1824 года инженер П.П. Базен предложил построить каменную дамбу поперек Финского залива, от Лисьего Носа через остров Котлин до Ораниенбаума. В XIX веке создать такой барьер было практически невозможно. Прошло полтора столетия, и идея П.П. Базена легла в основу проекта комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений. 
Решение приступить к работе было принято после наводнения 1955 года, четвертого по силе за всю историю Северной столицы (превышение ординара составило 293 см). 
Строительство комплекса было начато в 1979 году, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 02.08.1979 № 745 «О строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений». В 1981 году начались работы по возведению основных объектов КЗС. В 1984 году был построен сухопутный проезд на о. Котлин со стороны стройплощадки «Горская», таким образом, о. Котлин соединили с материком. В этом же году начались работы по перекрытию Южных ворот отсыпкой дамбы Д1, а затем перемычки В1. 
В 1988 году в Северном створе был введен в эксплуатацию комплекс сооружений, обеспечивающих возможность регулирования проточности воды через водопропускные сооружения В3, В4, В5 и В6. 
На сессии Ленсовета 16.10.1990 было принято решение о нецелесообразности продолжения строительства комплекса защитных сооружений в рамках существующего проекта. 
В течение 10 лет строительство комплекса защитных сооружений было заморожено. 
Новый этап строительства комплекса защитных сооружений начался в 2001 году, с момента передачи функций заказчика по строительству КЗС Государственному комитету по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ, преобразованному в 2004 году в Федеральное агентство (Росстрой). Однако в связи с банкротством бывшего генерального подрядчика – ФГУП «Ленгидроэнергоспецстрой», а также недостатком финансирования серьезных изменений в строительстве объектов КЗС не произошло. 
С 2002 года наметился перелом как в решении вопросов финансирования проекта, так и в развороте строительных работ. С целью привлечения международных средств 22 декабря 2002 года было подписано и вступило в силу соглашение о займе между Российской Федерацией и Европейским банком реконструкции и развития на сумму 245 млн USD. Были подписаны соглашения с Европейским инвестиционным банком на сумму 40 млн EUR и с Северным инвестиционным банком на сумму 40 млн USD. 
Выполнение функций заказчика-застройщика по строительству КЗС поручено ФКП «Дирекция комплекса защитных сооружений Министерства регионального развития Российской Федерации». 
12 августа 2011 года состоялось открытие rомплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений.
На момент завершения смета проекта превысила 109 млрд рублей, или почти 3,5 млрд USD.
Длина дамбы – 25 км.

3. Западный скоростной диаметр (строится)
Строительство первой очереди Западного скоростного диаметра началось осенью 2005 года. Работу над проектом ОАО «ЗСД», на 100% принадлежащее Петербургу, начало 8 годами ранее. 
В августе минувшего года был определен частный партнер строительства ЗСД. Строительство самой сложной, центральной части трассы и последующую эксплуатацию платной дороги в течение 30 лет будет осуществлять ООО «Магистраль Северной столицы». Консорциум, зарегистрированный в ЕГРЮЛ в марте прошлого года, основан ВТБ, Газпромбанком, итальянской компанией Astaldi, турецкими Mega Yapi и IC, а также кипрским GPB Infrastructure. 
«Магистраль Северной столицы» (МСС) пообещала построить участок ЗСД за 3 года, а общие затраты на проект с учетом строительства дополнительной инфраструктуры составят 120 млрд рублей, из которых инвестор вносит 69,3 млрд рублей, остальное – бюджет РФ. Минимальный гарантированный доход, который должен получить концессионер от эксплуатации платного участка ЗСД, составляет 9,67 млрд рублей в год. По соглашению со Смольным, если МСС не сможет заработать этот минимум, то недостающая сумма компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга. Центральный участок Западного скоростного диаметра соединит строящиеся сейчас южный (от КАД до реки Екатерингофки) и северный (от развязки с автодорогой «Скандинавия» до набережной Большой Невки) фрагменты трассы. Дорога от районов Большого порта пройдет эстакадой, далее будут возведены мост через Морской канал, мост по контуру острова Белый, вантовый мост через фарватер в устье Невы. По намывным территориям Васильевского острова ЗСД пройдет через полутоннель, а под набережной реки Смоленки уйдет в 400-метровый тоннель. Затем строителями будут созданы мост через Петровский канал и переход в устье Средней и Большой Невки. Общая протяженность участка составляет 11,7 км.
Северный и южный участки ЗСД уже строятся за счет федерального и городского бюджетов (основной подрядчик – «Мостоотряд № 19». Протяженность всего будущего платного диаметра (включая центральный участок) составит 46,6 км и соединит северные и южные районы Петербурга. Общая смета – 199,2 млрд рублей, из которых 50,7 млрд рублей выделяет инвестфонд РФ, 54,2 млрд рублей – бюджет города, 25 млрд рублей – за счет размещения инфраструктурных облигаций, остальное – средства инвесторов.
Следует отметить, что частный партнер в проект ЗСД был привлечен со второй попытки. Первый тендер состоялся в 2007 году, его победителем был признан единственный участник – консорциум «ЗСД «Невский меридиан» во главе с «Базовым элементом» Олега Дерипаски. Однако из-за кризиса консорциум отказался от проекта, и городские власти начали строить южный и северный участки трассы за счет городских и федеральных средств. Завершить строительство северного участка планируется до конца 2012 года, южного – во II квартале текущего года.

4. Аэропорт Пулково (строится)
В конце апреля 2010 года аэропорт Пулково был передан в управление международному консорциуму «Воздушные ворота Северной столицы». Частные инвесторы собираются развивать аэропорт как крупнейший в Северо-Восточной Европе хаб. Реконструкция аэропорта Пулково должна завершиться в конце 2013 года. Стоимость проекта реконструкции составляет 1,2 млрд EUR. 
Концессионерами ВВСС являются банк ВТБ (57,5% акций), международный оператор аэропортов Fraport AG (35,5% акций) и Horizon Air Investments (дочерняя компания греческого инвестиционного конгломерата Copelouzos Group, владеет 7% акций). Консорциум занимается реконструкцией имеющегося терминала Пулково-1, строительством нового терминала и развитием аэропортовой территории. 
По планам развития аэропорта, новый терминальный комплекс займет 160 тыс. кв. м, на которых расположатся терминал, посадочные галереи и переход в Пулково-1, который после ремонта станет зоной посадки и высадки пассажиров. Площадь нового трехэтажного терминала, который будет построен в 2013 году, составит 100 тыс. кв. м, его ширина будет 140 м, длина – 250 м. 
В новом терминале будут обрабатывать пассажиров перед посадкой, регистрировать и досматривать. По существующему проекту, в Пулково будет построено 13 телетрапов (телескопический трап – коридор, состоящий из нескольких модулей, для сообщения самолета со зданием аэропорта без промежуточного выхода пассажиров на улицу) от нового терминала и северной посадочной галереи до выхода в самолеты.
Всего до 2014 года в рамках строительства первой очереди помимо нового терминала ВВСС обещает ввести гостиницу, бизнес-центр, многоуровневую парковку, автостоянку на 4 тыс. машин. Также в аэродромной зоне площадь перрона для стоянки самолетов будет увеличена со 100 га до более чем 200 га. 
Стоимость проекта реконструкции и развития Пулково на 2010-2013 годы составляет 1,2 млрд EUR, из них 760 млн EUR заемных средств. Остальные средства составляют вложения концессионеров, пропорционально объему акций. Из городского бюджета средства не выделяются. Напротив, город по условиям соглашения будет получать 11,5% с оборота аэропорта, что согласно проекту составит более 1 млрд рублей в год.
В 2014 году, после окончания реконструкции аэропорта и строительства нового терминала, ВВСС обещает перевезти 14 млн пассажиров с последующим ежегодным ростом – в 2025 году консорциум планирует обслужить 25 млн человек. 

5. Мариинский театр (строится)
Проект строительства второй сцены Мариинского театра по сравнению с проектами века – дамбой или КАД – относительно молодой (он был начат в 1999 году). Однако проект тоже попадает в сложные ситуации. Этот проект был начат в Петербурге в 1999 году: сначала архитектором выступал Эрик Мосс, затем Доминик Перро, потом проект передали отечественным архитекторам, а в 2009 году на очередном конкурсе победил проект канадского бюро Diamond & Schmitt Architects. В 2011 году Главгосэкспертиза утвердила новую смету, теперь она составит 19,172 млрд рублей – это в 2 раза больше, чем планировалось первоначально. Удвоение цены произошло в связи с заменой проекта Доминика Перро (выигравшего международный конкурс в 2003 году) на иное решение. 
Городские власти уверяют, что проект будет завершен в конце 2012 года. 

6. Ладожский вокзал (введен в 2003 году)
Идея строительства сквозного вокзала появилась в 1960-х годах. Подготовка к строительству нового вокзала в Ленинграде началась в конце 1980-х годов, однако вскоре из-за начавшегося экономического кризиса проект был законсервирован.
Вокзальный комплекс в районе Малой Охты построен в 2003 году по проекту архитектора Никиты Явейна и потенциально рассчитан на прием 50 пар пригородных и 26 пар поездов дальнего следования. Вокзал построен по принципу «интеллектуального здания» и является одним из самых крупных и технологически передовых вокзалов Европы.
Стоимость строительства оценивалась на момент сдачи его в эксплуатацию в 3,25 млрд рублей.

7. Новый футбольный стадион «Зенит» на Крестовском острове (строится)
Новую арену начали строить в 2007 году на месте стадиона имени Кирова. 
Изначально его планировалось построить к 2009 году за 6,7 млрд рублей. По расчетам первого генподрядчика – петербургской компании «Авант», Главгосэкспертиза согласовала смету проекта в 23,7 млрд рублей. Следующим генподрядчиком стала корпорация «Трансстрой» Олега Дерипаски, пообещавшая построить стадион на 30% дешевле стартовой цены – всего за 13,022 млрд рублей к концу 2010 года (то есть весь стадион с учетом уже вложенных средств был оценен в 18 млрд рублей). Однако в 2010 году Главгосэкспертиза разрешила увеличить смету проекта – опять же из-за требований FIFA и UEFA – максимально до 33,1 млрд рублей, в результате сумма контракта с «Трансстроем» выросла на 9,5 млрд рублей (сейчас составляет 22,5 млрд рублей). 
Осенью 2012 года проект снова скорректировали в соответствии с требованиями Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) и Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA). В частности, вместимость стадиона увеличилась с 62 тыс. до 69 тыс. болельщиков (84 тыс. зрителей в случае проведения культурно-зрелищных мероприятий), а для прогрева стадиона разработана новая конструкция купола. 
Согласно реестру госконтрактов, «Трансстрой» должен сдать стадион в ноябре 2012 года. Но из-за новых требований сдать объект получится не раньше декабря 2013 года. 
Финансирование строительства стадиона осуществляется за счет бюджета города. 

8. «Морской фасад» 
Решение о создании намывных территорий в западной части Васильевского острова было принято городом в 2005 году. Для реализации проекта была создана ЗАО «Терра Нова». Согласно планам, компания должна намыть около 475 га новых территорий. Всего на намывных территориях предполагается построить свыше 1,5 млн кв. м офисных площадей, 3 млн кв. м жилья, торговые, развлекательные и социальные объекты. Инвестиции в проект «Морской фасад» так и не были озвучены. По оценкам аналитиков, стоимость намыва 1 га земли может составлять около 2 млн USD. Таким образом, общий объем вложений в намыв территорий может составлять около 1 млрд USD.

9. Новый городской выставочный комплекс «ЭкспоФорум» (строится)
Новый конгрессно-выставочный центр «ЭкспоФорум» на деньги структур Газпрома в Петербурга начали строить осенью 2011 года в Пушкинском районе города. 
Многофункциональный комплекс, в состав которого войдут 6 выставочных павильонов общей площадью 100 тыс. кв. м, конгресс-центр на 3 тыс. посетителей и бизнес-центр, а также два отеля международной сети Hilton, будет введен в строй в 2014 году. Ввод первой очереди запланирован на 2013 год. Общий объем инвестиций в проект составит 1 млрд USD. 

10. ТРК «Galeria»
В конце 2010 года в Петербурге начал работать торговый центр Galeria у Московского вокзала. Он стал одним из самых крупных объектов коммерческой недвижимости города. Инвестиции в проект составили более 500 млн USD, а история его насчитывает полтора десятка лет. Проект был реализован ООО «Строительная компания «Бриз». Она принадлежит лондонской Meridian Capital CIS Fund, которую СМИ связывали с Казкоммерцбанком. 
ТРЦ «Galeria» возведен на участке 3,9 га. Изначально на этом месте РАО «Высокоскоростные магистрали» планировало построить транспортно-коммерческий центр в рамках проекта скоростной железнодорожной трассы между Москвой и Петербургом. Компания разместила под гарантии государства облигации и привлекла кредит английских банков на 30 млн USD, но расплатиться по этим обязательствам не смогла. В результате дальше котлована дело не пошло, и на протяжении более чем десятка лет стройплощадка возле вокзала называлась не иначе как «яма». В 2004 году город выставил участок на торги за 90 млн USD. Среди участников рынка такая цена вызывала недоверие: например, Василий Сопромадзе, владелец «Корпорации С» (строила ряд объектов в центре Петербурга, в частности здание универмага Vanity на Казанской улице), заявил, что если город сумеет продать «яму» за такие деньги, он уйдет из бизнеса. Участок в итоге был продан консорциуму инвесторов во главе с Внешэкономбанком за 80 млн USD (также в консорциум входила СК «Бриз» и компания «Веда»). Это произошло в 2004 году. К слову сказать, слова господина Сопромадзе оказались пророческими: спустя несколько лет он действительно ушел со строительного рынка города. Затем началась череда смены собственников компании, владевшей землей. Сначала СК «Бриз» купила московская «Нафта-капитал», затем было заявлено, что покупателем «Бриза» стал Казкоммерцбанк. В прошлом году стало известно, что здание универмага приобрел Morgan Stanley за 1,1 млрд USD.
рубрика: Юбилей
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.