Петербург задумался о креативе
Власти Петербурга рассматривают возможность создания в городе креативного кластера. Расположиться творческим сообществам предлагают в том числе и на промышленных площадках. О потенциале, которым обладает Петербург в этом направлении, город рассказал на одной из крупнейших международных выставок инвестиций в недвижимость MIPIM-2012, которая состоялась в начале марта в Каннах.
Во многих европейских столицах креативный класс признается новым двигателем постиндустриальной экономики. В большинстве городов реализуются соответствующие программы стимулирования творческого сектора. К примеру, планы развития как креативных городов уже приняты в Лондоне и Нью-Йорке. При этом, по словам партнера архитектурного бюро MAE LLP Алекса Или, в столице Великобритании формирование креативных пространств до сих пор продолжается. «Есть много проектов и схем по регенерации, которые привлекают различные креативные отрасли. К примеру, территория рядом с Олимпийским парком. Очень важно создавать смешанную экономику, которая бы работала 24 часа в сутки. Необходима гармония между музеями, большими культурными институтами и жильем, ретейлом, офисами. Это заставит пространство вибрировать весь день, всю неделю», – говорит Алекс Или.
Для России такой подход пока в новинку. В Москве существует спонтанно сформированный креативный кластер. В его состав входят такие проекты, как ARTPLAY, «Арт-Стрелка», «Фабрика» на Бауманской, центр на бывшей Даниловской мануфактуре, «Винзавод», «Гараж». В Петербурге, который традиционно отстает от столицы, действует всего несколько подобных объектов. К ним можно отнести: лофты «Этажи» и RIZZORDI ART FOUNDATION, площадку «Красное знамя», пространства «Тайга» и «Ткачи», центр современной культуры «ФАКЕЛ».
«Сейчас у нас активно развиваются автомобильный и фармацевтический кластеры. Участников творческой индустрии гораздо сложнее перебазировать в одно место», – отмечает заместитель председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга Ирина Бабюк. По ее словам, существенно мешает развитию этого направления отсутствие схемы инвестирования и профессиональных союзов. «На данный момент творческие индустрии не воспринимаются как экономический феномен», – подчеркивает она.
Между тем город имеет большой потенциал для создания креативного кластера, уверены эксперты. Одна из главных предпосылок – культурное значение Петербурга. «Сам бог велел иметь в Петербурге сильно развитый креативный кластер. Наш город имеет огромный культурный потенциал. И до революции, и в советский период здесь творили гении мирового масштаба, – говорит генеральный директор группы компаний Hansa SPb Development Олег Барков. – Приятно, что городское правительство начинает проявлять системный подход к этим вопросам».
В Санкт-Петербургском агентстве прямых инвестиций, которое разработало проект концепции развития творческих индустрий в Петербурге, подсчитали, что в Северной столице насчитывается 8464 памятника истории и культуры, 82 театра, 182 музея, 1100 библиотек. Не забыли и о мероприятиях: в 2010 году в городе провели 956 выставок, в том числе 649 экспозиции современного искусства и 282 фестиваля.
Стоит отметить, что в концепции стратегии развития до 2020 года упоминается развитие креативных пространств. В документе речь идет о создании новых и развитии уже существующих креативных пространств, таких как кварталы Васильевского острова, где уже работают центры современного искусства, лофт-проекты Лиговского проспекта, некоторые зоны, прилегающие к Невскому проспекту, промышленные зоны Обводного канала.
Во многих европейских столицах креативный класс признается новым двигателем постиндустриальной экономики. В большинстве городов реализуются соответствующие программы стимулирования творческого сектора. К примеру, планы развития как креативных городов уже приняты в Лондоне и Нью-Йорке. При этом, по словам партнера архитектурного бюро MAE LLP Алекса Или, в столице Великобритании формирование креативных пространств до сих пор продолжается. «Есть много проектов и схем по регенерации, которые привлекают различные креативные отрасли. К примеру, территория рядом с Олимпийским парком. Очень важно создавать смешанную экономику, которая бы работала 24 часа в сутки. Необходима гармония между музеями, большими культурными институтами и жильем, ретейлом, офисами. Это заставит пространство вибрировать весь день, всю неделю», – говорит Алекс Или.
Для России такой подход пока в новинку. В Москве существует спонтанно сформированный креативный кластер. В его состав входят такие проекты, как ARTPLAY, «Арт-Стрелка», «Фабрика» на Бауманской, центр на бывшей Даниловской мануфактуре, «Винзавод», «Гараж». В Петербурге, который традиционно отстает от столицы, действует всего несколько подобных объектов. К ним можно отнести: лофты «Этажи» и RIZZORDI ART FOUNDATION, площадку «Красное знамя», пространства «Тайга» и «Ткачи», центр современной культуры «ФАКЕЛ».
«Сейчас у нас активно развиваются автомобильный и фармацевтический кластеры. Участников творческой индустрии гораздо сложнее перебазировать в одно место», – отмечает заместитель председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга Ирина Бабюк. По ее словам, существенно мешает развитию этого направления отсутствие схемы инвестирования и профессиональных союзов. «На данный момент творческие индустрии не воспринимаются как экономический феномен», – подчеркивает она.
Между тем город имеет большой потенциал для создания креативного кластера, уверены эксперты. Одна из главных предпосылок – культурное значение Петербурга. «Сам бог велел иметь в Петербурге сильно развитый креативный кластер. Наш город имеет огромный культурный потенциал. И до революции, и в советский период здесь творили гении мирового масштаба, – говорит генеральный директор группы компаний Hansa SPb Development Олег Барков. – Приятно, что городское правительство начинает проявлять системный подход к этим вопросам».
В Санкт-Петербургском агентстве прямых инвестиций, которое разработало проект концепции развития творческих индустрий в Петербурге, подсчитали, что в Северной столице насчитывается 8464 памятника истории и культуры, 82 театра, 182 музея, 1100 библиотек. Не забыли и о мероприятиях: в 2010 году в городе провели 956 выставок, в том числе 649 экспозиции современного искусства и 282 фестиваля.
Стоит отметить, что в концепции стратегии развития до 2020 года упоминается развитие креативных пространств. В документе речь идет о создании новых и развитии уже существующих креативных пространств, таких как кварталы Васильевского острова, где уже работают центры современного искусства, лофт-проекты Лиговского проспекта, некоторые зоны, прилегающие к Невскому проспекту, промышленные зоны Обводного канала.
рубрика:
Тенденции
автор:
Агата Маринова