В новый год – с новыми законами
Новый год в сфере градостроительства для Ленинградской области будет ознаменован не только вступлением в силу 45-оз, перераспределяющего часть полномочий между органами местного самоуправления и государственной власти в регионе. Пополнится, как ожидается, перечень объектов, не требующих разрешения на строительство. Кроме того, Ленобласть обратилась в Госдуму РФ с инициативой об обязательной экспертизе проектов малоэтажного строительства.
Больше надзора
Перераспределение полномочий в части градостроительства и выдачи разрешительной документации с 1 января 2015 года в соответствии с 45-оз с точки зрения государственного строительного надзора является логичным развитием и упрощением действующей сегодня схемы, отметил Михаил Москвин, председатель областного Комитета государственного строительного надзора и экспертизы. «К нам переходят полномочия в сфере выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию на объекты, подпадающие под действие ст. 49 Градостроительного кодекса. Это означает, что мы будем выдавать разрешения на строительство на жилые дома свыше трех этажей, промышленные объекты площадью свыше 1,5 тыс. кв. м и торгово-бытовые объекты свыше двух этажей», – уточнил он. При этом, по словам Михаила Москвина, с организационной точки зрения процедура останется прежней: ответ заявителю должен быть направлен в течение 10 рабочих дней. До 1 января, напомнил Михаил Москвин, госстройнадзор выдает разрешение на строительство объектов, находящихся на территории более чем двух муниципальных районов – это преимущественно кабельные сети, газопроводы, объекты транспортной инфраструктуры. «Мы выдавали около 30 таких разрешений на строительство в год, поэтому с 1 января для нас просто станет немного больше работы», – прокомментировал председатель Комитета госстройнадзора.
В полномочиях муниципальных образований первого уровня (либо второго, если эти полномочия делегированы городским поселением в район или в случае с сельскими поселениями) остается выдача разрешительной документации для объектов малоэтажного строительства, частных и блокированных домов, а также небольших торговых и промышленных объектов.
Стоит отметить, однако, что именно в сфере малоэтажного строительства госстройнадзор Ленинградской области фиксирует рост числа нарушений. «Застройщики все-таки поняли, что нарушать законодательство невыгодно. Выгоднее – быстрее и дешевле – сделать все в соответствии с законом. Нарушения по большей части касаются малоэтажных комплексов, в том числе таунхаусов. Там нарушений стало даже больше, чем прежде», – констатировал Михаил Москвин.
Повышение качества строительства в малоэтажном сегменте власти Ленинградской области видят в его включении в зону ответственности органов государственного строительного надзора. Законодательная инициатива, уже получившая одобрение областных парламентариев и направленная в Госдуму РФ, предлагает сделать обязательной экспертизу проектов любых многоквартирных жилых домов.
Еще одним законодательным новшеством, ожидаемым наверняка, станет расширение перечня объектов, для которых не будет требоваться разрешение на строительство.
В мае 2012 года был принят региональный закон 38-оз «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области», теперь в него вносятся поправки. «Законопроект прошел первое чтение, сейчас готовится ко второму. И надеюсь, до конца года будет принят закон о том, чтобы вообще освободить от разрешений на строительство любые объекты (не выше двух этажей) на территории баз отдыха, а также нежилые объекты, которые строят на своей земле крестьянские хозяйства», – сообщил Георгий Богачев, вице-губернатор Ленинградской области по строительству. По его словам, после вступления в силу поправок в 38-оз исчезнет также необходимость в получении разрешения на строительство ряда инженерных объектов: сетей до 10КВ включительно, газопроводов низкого и среднего давления (в черте населенного пункта) и некоторых других.
Градостроительный кодекс, напомнил Михаил Москвин, не только дает перечень объектов, требующих разрешение на строительство, но и оговаривает: «Если иное не предусмотрено региональным законодательством». В соответствии с этой нормой и был принят 38-оз. «Расширение перечня объектов, содержащегося в этом региональном законе, реально сократит срок подключения жилых домов, промышленных объектов к инженерным сетям», – отметил Михаил Москвин. Со своей стороны, Георгий Богачев полагает, что участки баз отдыха – земли особо охраняемых территорий и объектов, стройка на которых не требует включения в границы населенных пунктов, могут заложить основу «нового дачного развития».
Логика градостроительства
Профильный вице-губернатор описал идеальную эффективную модель взаимодействия власти и участников рынка в градостроительных вопросах в соответствии с законом о перераспределении полномочий. Суть модели такова: муниципалитет, как и ранее, готовит всю градостроительную документацию и должен быть заинтересован в ее качестве. «Застройщик, со своей стороны, должен быть заинтересован в том, чтобы его планы совпадали с логикой развития муниципального образования. Потому что ему в любом случае придется выстраивать конструктивный диалог с местной властью», – рассказал Георгий Богачев. В правительстве Ленинградской области признают: шероховатости после перехода на новые правила игры поначалу будут, и придется действовать в отдельных случаях в ручном режиме. «Но мы к этому готовы», – подчеркнул Георгий Богачев.
Грядущие законодательные перемены напрямую повлияют на решение споров, связанных с градостроительными документами отдельных муниципалитетов. Так, в случае с оспариваемым генеральным планом Тельмановского сельского поселения Тосненского района, если суд второй инстанции поддержит решение суда первой инстанции об отмене этого документа, региональная власть намерена настаивать на разработке нового варианта генплана. «Его, по сути, надо согласовывать заново, и утверждать его будет уже, скорее всего, правительство Ленинградской области», – подчеркнул Георгий Богачев.