Сохранить исторический центр поможет мировой опыт подземного строительства
Участники Международного форума по освоению подземного пространства, проходившего в Петербурге с 27 по 29 июня, намерены развеять необоснованные страхи и устаревшие предрассудки, связанные с подземным строительством в Северной столице. Специалисты уверены, что основные препятствия для освоения подземного пространства – предвзятое отношение и отсутствие системного подхода.
Международный форум «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий», организованный по инициативе НП «Объединение подземных строителей», ОАО «Метрострой» и Тоннельной ассоциации России, собрал более 450 участников. Среди них не только профессионалы в строительной отрасли, но и специалисты в области градостроительного планирования, представители исполнительной и законодательной власти, потенциальные инвесторы. Свои доклады представили специалисты из пятнадцати стран. Среди них как представители стран бывшего Советского Союза – Азербайджана, Белоруссии, Украины, Латвии, – так и специалисты, приглашенные из Англии, Франции, Германии, Испании, Голландии, Швейцарии, Южной Кореи, Китая, Америки и Колумбии.
Положения для резолюции
По итогам форума его участники выработали ряд положений, которые лягут в основу резолюции. Ее в ближайшее время планируется отправить на рассмотрение в органы законодательной и исполнительной власти разных уровней.
Как рассказал «Строительному Еженедельнику» директор форума, генеральный директор НП «Объединение подземных строителей» Сергей Алпатов, цель организаторов мероприятия – изменить отношение к подземному строительству в обществе и сделать так, чтобы к мнению профессионалов прислушивались. Необходимо на законодательном уровне создавать благоприятные условия для освоения подземного пространства, улучшать инвестиционный климат, заниматься долгосрочным планированием подземного строительства, увязанного с градостроительным планом. «Без освоения подземного пространства дальнейшее развитие крупных городов невозможно. Это утверждение основывается на мировом опыте. И благодаря современным технологиям строить под землей можно в любых грунтах, на любой глубине, даже в сложных условиях исторической застройки, что опять же подтверждается примерами из мировой и отечественной практики», – утверждает Сергей Алпатов.
По его мнению, в Генплане, в который в ближайшее время планируют внести поправки (срок действия документа истекает в 2015 году), следует создать подраздел по развитию подземного строительства. В этом подразделе необходимо учитывать строительство подземных сооружений, причем делать это комплексно и долгосрочно, на 30-50 лет вперед, как принято в наиболее развитых странах мира.
Приоритеты нужно менять
Необходимо изменить приоритет в городской среде – вернуть жителям набережные и прибрежные территории: радикально улучшить доступность общественного пространства, интегрировать общественные пространства в городскую среду таким образом, чтобы автомобильные дороги не являлись преградой, размывающей пешеходную связь территории. И это возможно, если развивать подземную транспортную инфраструктуру, утверждают специалисты.
Позиция правительства Петербурга во многом совпадает с профессиональной: чиновники признают, что освоение подземного пространства – это правильно, однако фактически в этом направлении предстоит еще очень много работы. Например, вице-губернатор Игорь Метельский на открытии форума заявил: «В Петербурге профессиональный подход к подземному строительству, есть научные исследования и технологии по освоению подземного пространства. Уверен, что форум станет той площадкой, которая объединит специалистов в области градостроительного планирования и освоения подземного пространства, станет хорошим стимулом для большой ответственной работы в этом направлении», – сказал он. Глава Комитета по строительству Вячеслав Семененко, в свою очередь, за неделю до форума сообщал «Строительному Еженедельнику», что считает необходимым введение в какой-либо форме долгосрочной программы подземного строительства.
Стоит отметить, что проектов в области освоения подземного пространства в Петербурге в самом деле достаточно для создания такой программы. Более того, почти все они носят социально направленный характер. Например, ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» по заказу ОАО «Метрострой» разработало три паркинга общей вместимостью 1190 автомобилей под Театральной площадью и подземное транспортное кольцо с пешеходными тротуарами, соединенными с паркингами и вестибюлем будущей станции метро «Театральная». Кроме того, ОАО «КБ высотных и подземных сооружений», ОАО «Метрострой» и ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» совместно разработали проект транспортной развязки на Сенной площади на углублении 6 м, 10 вертикальных автомобильных парковок (по 60 машин каждая), а также развязку для общественного транспорта на уровне 10 м под землей.
Зарубежный опыт
Иностранные докладчики на форуме в основном делились своим опытом освоения подземного пространства – за рубежом давно пришли к пониманию его необходимости. Например, по словам члена совета директоров управления транспорта штата Массачусетс в США Эндрю Виттела, более половины средств, вложенных в развитие подземной транспортной инфраструктуры Бостона с 1991 по 2006 год, предоставило федеральное правительство. «Это колоссальный проект, в котором участвовали 120 консультантов, 50 подрядчиков», – подчеркнул он.
«В качестве аргумента для российских политиков вы можете привести то обстоятельство, что если мост строят, как правило, на 40 лет, то тоннель – на 140. Поэтому важность подземного строительства ничуть не менее велика», – считает исполнительный директор Международной тоннельной ассоциации Оливье Вион. «Очень важно донести до масс необходимость освоения подземного пространства. К 2050 году более 70% жителей планеты будут жить в больших городах. Если мы не увеличим количество зеленых насаждений путем переноса многих объектов под землю, мы, образно выражаясь, задохнемся», – заявил председатель Комитета по поземному пространству Международной тоннельной ассоциации Хан Адмираал.
Международный форум «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий», организованный по инициативе НП «Объединение подземных строителей», ОАО «Метрострой» и Тоннельной ассоциации России, собрал более 450 участников. Среди них не только профессионалы в строительной отрасли, но и специалисты в области градостроительного планирования, представители исполнительной и законодательной власти, потенциальные инвесторы. Свои доклады представили специалисты из пятнадцати стран. Среди них как представители стран бывшего Советского Союза – Азербайджана, Белоруссии, Украины, Латвии, – так и специалисты, приглашенные из Англии, Франции, Германии, Испании, Голландии, Швейцарии, Южной Кореи, Китая, Америки и Колумбии.
Положения для резолюции
По итогам форума его участники выработали ряд положений, которые лягут в основу резолюции. Ее в ближайшее время планируется отправить на рассмотрение в органы законодательной и исполнительной власти разных уровней.
Как рассказал «Строительному Еженедельнику» директор форума, генеральный директор НП «Объединение подземных строителей» Сергей Алпатов, цель организаторов мероприятия – изменить отношение к подземному строительству в обществе и сделать так, чтобы к мнению профессионалов прислушивались. Необходимо на законодательном уровне создавать благоприятные условия для освоения подземного пространства, улучшать инвестиционный климат, заниматься долгосрочным планированием подземного строительства, увязанного с градостроительным планом. «Без освоения подземного пространства дальнейшее развитие крупных городов невозможно. Это утверждение основывается на мировом опыте. И благодаря современным технологиям строить под землей можно в любых грунтах, на любой глубине, даже в сложных условиях исторической застройки, что опять же подтверждается примерами из мировой и отечественной практики», – утверждает Сергей Алпатов.
По его мнению, в Генплане, в который в ближайшее время планируют внести поправки (срок действия документа истекает в 2015 году), следует создать подраздел по развитию подземного строительства. В этом подразделе необходимо учитывать строительство подземных сооружений, причем делать это комплексно и долгосрочно, на 30-50 лет вперед, как принято в наиболее развитых странах мира.
Приоритеты нужно менять
Необходимо изменить приоритет в городской среде – вернуть жителям набережные и прибрежные территории: радикально улучшить доступность общественного пространства, интегрировать общественные пространства в городскую среду таким образом, чтобы автомобильные дороги не являлись преградой, размывающей пешеходную связь территории. И это возможно, если развивать подземную транспортную инфраструктуру, утверждают специалисты.
Позиция правительства Петербурга во многом совпадает с профессиональной: чиновники признают, что освоение подземного пространства – это правильно, однако фактически в этом направлении предстоит еще очень много работы. Например, вице-губернатор Игорь Метельский на открытии форума заявил: «В Петербурге профессиональный подход к подземному строительству, есть научные исследования и технологии по освоению подземного пространства. Уверен, что форум станет той площадкой, которая объединит специалистов в области градостроительного планирования и освоения подземного пространства, станет хорошим стимулом для большой ответственной работы в этом направлении», – сказал он. Глава Комитета по строительству Вячеслав Семененко, в свою очередь, за неделю до форума сообщал «Строительному Еженедельнику», что считает необходимым введение в какой-либо форме долгосрочной программы подземного строительства.
Стоит отметить, что проектов в области освоения подземного пространства в Петербурге в самом деле достаточно для создания такой программы. Более того, почти все они носят социально направленный характер. Например, ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» по заказу ОАО «Метрострой» разработало три паркинга общей вместимостью 1190 автомобилей под Театральной площадью и подземное транспортное кольцо с пешеходными тротуарами, соединенными с паркингами и вестибюлем будущей станции метро «Театральная». Кроме того, ОАО «КБ высотных и подземных сооружений», ОАО «Метрострой» и ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» совместно разработали проект транспортной развязки на Сенной площади на углублении 6 м, 10 вертикальных автомобильных парковок (по 60 машин каждая), а также развязку для общественного транспорта на уровне 10 м под землей.
Зарубежный опыт
Иностранные докладчики на форуме в основном делились своим опытом освоения подземного пространства – за рубежом давно пришли к пониманию его необходимости. Например, по словам члена совета директоров управления транспорта штата Массачусетс в США Эндрю Виттела, более половины средств, вложенных в развитие подземной транспортной инфраструктуры Бостона с 1991 по 2006 год, предоставило федеральное правительство. «Это колоссальный проект, в котором участвовали 120 консультантов, 50 подрядчиков», – подчеркнул он.
«В качестве аргумента для российских политиков вы можете привести то обстоятельство, что если мост строят, как правило, на 40 лет, то тоннель – на 140. Поэтому важность подземного строительства ничуть не менее велика», – считает исполнительный директор Международной тоннельной ассоциации Оливье Вион. «Очень важно донести до масс необходимость освоения подземного пространства. К 2050 году более 70% жителей планеты будут жить в больших городах. Если мы не увеличим количество зеленых насаждений путем переноса многих объектов под землю, мы, образно выражаясь, задохнемся», – заявил председатель Комитета по поземному пространству Международной тоннельной ассоциации Хан Адмираал.
рубрика:
Форум
автор:
Алексей Веселов