Сохранить исторический центр поможет мировой опыт подземного строительства

Участники Международного форума по освоению подземного пространства, проходившего в Петербурге с 27 по 29 июня, намерены развеять необоснованные страхи и устаревшие предрассудки, связанные с подземным строительством в Северной столице. Специалисты уверены, что основные препятствия для освоения подземного пространства – предвзятое отношение и отсутствие системного подхода.

Международный форум «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий», организованный по инициативе НП «Объединение подземных строителей», ОАО «Метрострой» и Тоннельной ассоциации России, собрал более 450 участников. Среди них не только профессионалы в строительной отрасли, но и специалисты в области градостроительного планирования, представители исполнительной и законодательной власти, потенциальные инвесторы. Свои доклады представили специалисты из пятнадцати стран. Среди них как представители стран бывшего Советского Союза – Азербайджана, Белоруссии, Украины, Латвии, – так и специалисты, приглашенные из Англии, Франции, Германии, Испании, Голландии, Швейцарии, Южной Кореи, Китая, Америки и Колумбии.

Положения для резолюции


По итогам форума его участники выработали ряд положений, которые лягут в основу резолюции. Ее в ближайшее время планируется отправить на рассмотрение в органы законодательной и исполнительной власти разных уровней.
Как рассказал «Строительному Еженедельнику» директор форума, генеральный директор НП «Объединение подземных строителей» Сергей Алпатов, цель организаторов мероприятия – изменить отношение к подземному строительству в обществе и сделать так, чтобы к мнению профессионалов прислушивались. Необходимо на законодательном уровне создавать благоприятные условия для освоения подземного пространства, улучшать инвестиционный климат, заниматься долгосрочным планированием подземного строительства, увязанного с градостроительным планом. «Без освоения подземного пространства дальнейшее развитие крупных городов невозможно. Это утверждение основывается на мировом опыте. И благодаря современным технологиям строить под землей можно в любых грунтах, на любой глубине, даже в сложных условиях исторической застройки, что опять же подтверждается примерами из мировой и отечественной практики», – утверждает Сергей Алпатов.
По его мнению, в Генплане, в который в ближайшее время планируют внести поправки (срок действия документа истекает в 2015 году), следует создать подраздел по развитию подземного строительства. В этом подразделе необходимо учитывать строительство подземных сооружений, причем делать это комплексно и долгосрочно, на 30-50 лет вперед, как принято в наиболее развитых странах мира.

Приоритеты нужно менять


Необходимо изменить приоритет в городской среде – вернуть жителям набережные и прибрежные территории: радикально улучшить доступность общественного пространства, интегрировать общественные пространства в городскую среду таким образом, чтобы автомобильные дороги не являлись преградой, размывающей пешеходную связь территории. И это возможно, если развивать подземную транспортную инфраструктуру, утверждают специалисты.
Позиция правительства Петербурга во многом совпадает с профессиональной: чиновники признают, что освоение подземного пространства – это правильно, однако фактически в этом направлении предстоит еще очень много работы. Например, вице-губернатор Игорь Метельский на открытии форума заявил: «В Петербурге профессиональный подход к подземному строительству, есть научные исследования и технологии по освоению подземного пространства. Уверен, что форум станет той площадкой, которая объединит специалистов в области градостроительного планирования и освоения подземного пространства, станет хорошим стимулом для большой ответственной работы в этом направлении», – сказал он. Глава Комитета по строительству Вячеслав Семененко, в свою очередь, за неделю до форума сообщал «Строительному Еженедельнику», что считает необходимым введение в какой-либо форме долгосрочной программы подземного строительства.
Стоит отметить, что проектов в области освоения подземного пространства в Петербурге в самом деле достаточно для создания такой программы. Более того, почти все они носят социально направленный характер. Например, ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» по заказу ОАО «Метрострой» разработало три паркинга общей вместимостью 1190 автомобилей под Театральной площадью и подземное транспортное кольцо с пешеходными тротуарами, соединенными с паркингами и вестибюлем будущей станции метро «Театральная». Кроме того, ОАО «КБ высотных и подземных сооружений», ОАО «Метрострой» и ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» совместно разработали проект транспортной развязки на Сенной площади на углублении 6 м, 10 вертикальных автомобильных парковок (по 60 машин каждая), а также развязку для общественного транспорта на уровне 10 м под землей.

Зарубежный опыт


Иностранные докладчики на форуме в основном делились своим опытом освоения подземного пространства – за рубежом давно пришли к пониманию его необходимости. Например, по словам члена совета директоров управления транспорта штата Массачусетс в США Эндрю Виттела, более половины средств, вложенных в развитие подземной транспортной инфраструктуры Бостона с 1991 по 2006 год, предоставило федеральное правительство. «Это колоссальный проект, в котором участвовали 120 консультантов, 50 подрядчиков», – подчеркнул он.
«В качестве аргумента для российских политиков вы можете привести то обстоятельство, что если мост строят, как правило, на 40 лет, то тоннель – на 140. Поэтому важность подземного строительства ничуть не менее велика», – считает исполнительный директор Международной тоннельной ассоциации Оливье Вион. «Очень важно донести до масс необходимость освоения подземного пространства. К 2050 году более 70% жителей планеты будут жить в больших городах. Если мы не увеличим количество зеленых насаждений путем переноса многих объектов под землю, мы, образно выражаясь, задохнемся», – заявил председатель Комитета по поземному пространству Международной тоннельной ассоциации Хан Адмираал.
рубрика: Форум
автор: Алексей Веселов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.