Дополнительный приработок для стадиона
Помимо основного источника дохода крупных спортивных сооружений – проведения мероприятий, у них есть возможность проведения концертов, шоу, фестивалей.
Дополнительным ресурсом может стать титульное спонсорство арены, размещение наружной рекламы, включение в состав объекта коммерческой инфраструктуры. Помимо традиционной гостиничной и рекреационной составляющей тенденцией последнего времени стало размещение торгово-развлекательной функции. «В то время когда в России торговля старательно выживается со стадионов, в Европе набирает популярность новый торговый формат, который реализуется в рамках объектов спортивной инфраструктуры. Ожидается, что новые торговые площади начнут активно появляться во Франции в результате строительства новых стадионов и других объектов к чемпионату Европы по футболу 2016 года. Подобная тенденция отмечена и в Италии, где наряду с традиционными торговыми центрами уже появляются объекты нового формата. Так на базе нового футбольного стадиона клуба «Ювентус» в 2011 году открылся торговый комплекс площадью 34 000 кв.м», – говорит госпожа Рева.
Управляющий директор NAI Becar в Санкт-Петербурге Илья Андреев добавляет: «Развитие спортивных кластеров дает толчок к строительству торговой, гостиничной и сервисной недвижимости рядом с ними».
В целом объекты спортивного назначения можно разделить на две основные категории: коммерческие объекты и социальные объекты.
Социальные объекты, как правило, не имеют коммерческой выгоды, поэтому их строят как социальное обременение/компенсацию перед городом или правительством.
Владислав Николаев, старший консультант отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге говорит: «К коммерческим объектам в Северной столице можно отнести лишь фитнес-центры. Как правило, они расположены в бизнес-центрах, торговых комплексах, а также жилых объектах». Однако фитнес-центр имеет невысокую доходность, поэтому их хозяева с неохотой реагируют на высокие ставки аренды. В результате их включают в проект только в том случае, если это позволит привлечь внимание к объекту, привлечь аудиторию или просто не найти на данную площадь другого арендатора. Поэтому, несмотря на низкую доходность фитнес-центров, их включение в некоторые проекты бывает оправданным.
Анализируя развитие этого сегмента в 2011 году, следует отметить, что наиболее активны были сетевые операторы, поскольку у них есть больше возможностей для развития (финансовый ресурс, опыт и знание рынка), нежели у отдельных игроков. Как правило, сетевики стараются открывать фитнес-центры в районах с низкой конкуренцией. В 2011 году в Петербурге начали работать несколько новых операторов, среди которых фитнес-центр премиум-класса FitFashion, который открыла компания GinzaProject. Также следует отметить приход на рынок нового игрока – Family fitness, – который будет запущен в ТРК «Космос».
В настоящее время большинство операторов рассматривают помещения от 2500 кв. м с возможностью организации бассейна минимум на четыре дорожки.
рубрика:
Спорт
автор:
Денис Кожин