Почта отбивает недвижимость у города

Почтовое ведомство начало судебную тяжбу с администрацией Петербурга из-за помещений, в которых находятся 289 отделений почтовой связи. Почта намерена получить в свое распоряжение арендуемую недвижимость. Чиновники, в свою очередь, не собираются без боя расставаться с дорогостоящими объектами, большая часть которых располагается в центральных районах города.

По убеждению представителей почтового ведомства, город неправомерно распоряжается помещениями отделений почтовой связи, т.к. по закону они являются федеральной, а не городской собственностью. Как сообщил начальник юридического отдела Управления федеральной почтовой связи по Петербургу и Ленобласти Виктор Близнюк, была допущена непростительная оплошность в период разделения государственной собственности на федеральную и городскую. «Двенадцать лет назад город самовольно сделался собственником «почтовых» помещений, – рассказывает Виктор Близнюк, – объекты почты были включены в реестр городской недвижимости, хотя по действующему федеральному законодательству, в том числе по закону о разграничении государственной собственности в РФ (от 27.12.1991) предприятия связи являются федеральной структурой и, следовательно, занимаемые ими объекты также относятся к федеральной собственности».

Ошибка обошлась дорого

Однако, по словам юриста, на момент разделения имущества руководство почтового ведомства не уделило этому вопросу должного внимания и смирилось с ситуацией. В результате город потребовал от почты заключить договор аренды на занимаемые помещения и установил за них плату. Возможно, почтовое ведомство и не стало бы претендовать на помещения, если бы не оказалось в крайне затруднительном положении. По словам сотрудников юридического управления, поскольку почта является социально значимым предприятием и не может самостоятельно устанавливать цены на свои услуги, то она вынуждена работать по заниженным тарифам себе в убыток. При этом город ежегодно увеличивал почтовому ведомству арендные платежи. В частности, на период 2001 года долг почтового ведомства перед городом составил
12 млн рублей. В прошлом году, когда депутаты петербургского парламента сняли льготы по аренде для почты (что автоматически привело к увеличению арендной платы в два с половиной раза), долг почты перед городским бюджетом достиг 42 млн рублей.

Выселить почту не удалось

Неплатежеспособностью почты, по словам представителей ведомства, воспользовались чиновники Комитета по управлению городским имуществом и попытались выселить за неуплату 67 почтовых отделений из арендованных помещений (почти все они располагаются в центральной части города). В дело вмешалась прокуратура и отменила 60 судебных исков об отторжении помещений. Комитет попытался расторгнуть договор аренды с почтой через суд, но суд отказал в расторжении договора в связи с социальной направленностью деятельности почтового ведомства.
И хотя с начала этого года в силу вступил новый закон Петербурга, освобождающий ведомство от арендной платы и налога на имущество, руководство почты все же решило получить помещения отделений почтовой связи в хозяйственное ведение. По мнению юристов, во-первых, никто не даст гарантии, что не будет принят новый закон, вновь обязывающий почту платить за аренду помещений, во-вторых, город явно пытается выселить отделения почтовой связи из самых выгодных помещений, расположенных в центральной части Петербурга, и, в-третьих, необходимо восстановить справедливость и вернуть федерации собственность.

Город обороняется

Представители исполнительной власти Петербурга придерживаются иного мнения. По мнению специалистов Административного комитета, почта – далеко не убыточное предприятие. Более 70% своих помещений почта сдает в субаренду частным компаниям и имеет с этого большие доходы. Так что она вполне способна расплатиться за аренду, однако, по неясным причинам, этого не делает.
Что касается помещений, то, по словам заместителя начальника юридического управления КУГИ Даниила Петрова, объекты недвижимости, в которых располагаются отделения почтовой связи, никогда не были закреплены за почтовым ведомством. Если бы данные помещения числились на балансе почтового ведомства, то в период разграничения собственности это имущество было бы передано почте в хозяйственное ведение. Но поскольку этого не произошло, то город как распоряжался этими помещениями, так и распоряжается до сих пор на законных основаниях. «Это подтверждает тот факт, что Комитет по управлению городским имуществом пока не проиграл ни одного дела в суде, – заявляет Даниил Петров, – и представители почтового ведомства не могут добиться того, чтобы помещения были изъяты из собственности Петербурга».

Рука Москвы

Впрочем, представители почты уверены в победе и намерены заручиться поддержкой Москвы. В частности, они уже обратились в Министерство имущественных отношений с просьбой изъять из реестра Петербурга «спорные» объекты недвижимости, включить их в реестр федерального имущества, после чего передать данные помещения почтовому ведомству в хозяйственное ведение.
При этом почта ссылается на статьи федерального закона «О почтовой связи» и положения Гражданского кодекса РФ, согласно которым имущество государственных унитарных предприятий должно находиться в государственной собственности и принадлежать предприятиям на правах хозяйственного ведения.
Кроме того, градостроительные нормативы гласят, что помещения почтовой связи строились и оборудовались специально под отделения почтовой связи за счет средств, перечисляемых Минсвязи СССР в государственный бюджет.

Автор: Олеся Галкина
рубрика: Конфликты и споры
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.