Петербург уйдет под землю
Освоение подземного пространства Петербурга, по словам экспертов, является спасением от многих бед современного мегаполиса. Однако сегодня такие проекты носят единичный характер из-за отсутствия утвержденной городской стратегии и, как следствие, нежелания инвесторов вкладывать средства в такие объекты.
«Развитие подземной инфраструктуры Петербурга тормозится из-за отсутствия перспективного планирования: те объекты, которые строятся сейчас, должны были быть введены в эксплуатацию еще в 90-х годах, а для новых объектов нет ни современных проектов, ни подготовленных площадок. Но, как показывает мировая практика, парковки, спортивные сооружения, бассейны, развлекательные центры, библиотеки, а тем более транспортные магистрали и инженерные коммуникации можно и нужно опускать под землю», – говорит Сергей Алпатов, генеральный директор НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов».
В градостроительных решениях не учитываются возможности подземного городского пространства, и это, по словам господина Алпатова, сегодня является главной проблемой. «Более того, по-прежнему, широко распространено заблуждение о сложных грунтах в нашем городе, что делает строительство под землей опасным и баснословно дорогим. Но это не так. Во-первых, на определенной глубине наши грунты идеальны, а во-вторых, технологии не стоят на месте. К сожалению, малая информированность городских властей и отсутствие единого градостроительного плана, учитывающего, в том числе, преимущества подземного строительства, не позволяют приступить к интенсивному развитию современной подземной инфраструктуры», – сокрушается Сергей Алпатов.
«Строители Петербурга располагают всем арсеналом современных технологий для ведения подземных строительных работ. Проблема в том, что ощущается острый недостаток квалифицированных кадров, которые могли бы грамотно использовать эти технологии. К тому же у нас подземные сооружения часто проектируют сами строители, что недопустимо с точки зрения беспристрастной оценки соотношения стоимости и качества проекта», – рассказывает о проблемах отрасли Владимир Улицкий, научный руководитель ПИ «Геореконструкция», доктор технических наук, профессор ПГУПС.
Рынок не для всех
Кшиштоф Поморски, технический директор КБ «ВиПС» отмечает, что рынок этих работ невелик, и в городе всего порядка пяти компаний, которые могут взяться за проектирование и строительство сложного объекта с большой подземной частью. Игроков относительно немного, – соглашается господин Алпатов, – среди строителей это ОАО «Метрострой», ООО «Геоизол», ЗАО «Водоканалстрой», ООО «СТИС». Среди проектировщиков можно выделить ОАО «Ленметрогипротранс», ООО «Гипроинжпроект», ОАО «КБ ВиПС». «Подземные сооружения относятся к особо опасным объектам, и создавать их могут только профильные специалисты с соответствующим опытом работ. Ни в коем случае критерием выбора исполнителя в данном случае не должна становиться низкая цена», – предупреждает Сергей Алпатов.
Если еще несколько лет назад спрос на проектирование подземных сооружений был очень вялым, то сегодня компании говорят о наметившейся тенденции к его повышению.
«Последние два года мы чувствуем повышение спроса на наши услуги. Думаю, связано это как с оживлением строительного рынка в целом, так и с повышением сознательности инвесторов, которые не хотят рисковать проектом и готовы платить за качественную проектную работу», – рассказывает Владимир Улицкий.
«Главным драйвером спроса сейчас являются подземные паркинги, которые девелоперы и застройщики вынуждены строить как для жилых комплексов, так и для коммерческих и офисных зданий», – добавляет господин Поморски. Учитывая количество заявленных проектов в сегментах коммерческой и жилой недвижимости, в которых запланировано строительство подземных паркингов, спрос на эти услуги будет продолжать расти.
Подземные ноу-хау
В Петербурге применяются, пожалуй, все известные технологии подземного строительства, существующие в международной практике, полагает Сергей Алпатов. «Из последних достижений стоит отметить применение тоннелепроходческого механизированного комплекса для прокладки наклонных ходов метрополитена. Строительство с его помощью наклонного хода станции Адмиралтейская в самом центре города без осадки поверхности грунта является уникальным проектом, который по праву войдет в мировую историю тоннелестроения. Сегодня с применением этого щита, получившего название «Аврора», сооружается уже третий в Петербурге наклонный ход», – поясняет господин Алпатов.
Кшиштоф Поморски считает, что в Петербурге в основном применяется шпунт, а в сложных ситуациях «стена в грунте», а что касается Jet Grouting, то эта технология применяется довольно редко.
Стоимость подземного строительства, по мнению экспертов, имеет тенденцию к снижению. «За счет применения современных технологий стоимость подземного строительства снижается. В среднем такие проекты лишь на 25-30% дороже наземных. Если же в применяемых методиках расчета учитывать такие показатели, как стоимость земли, эксплуатационные расходы, экономию за счет энергоэффективности, то во многих случаях подземное строительство оказывается более выгодным по сравнению с аналогичными наземными сооружениями», – делится подсчетами господин Алпатов.
Примером успешного, как с точки зрения экономики проекта, так и его концепции, приводит Владимир Улицкий. «Одним из примеров может служить подземный паркинг под Комендантской площадью диаметром 80 м и глубиной 21 м. Сооружение состоит из семи подземных этажей и рассчитано на 2 тыс. машиномест. При этом затраты на строительство там были сопоставимы со стоимостью возведения объекта на земле. Так 1 кв. м стройки стоил 2 тыс. USD. Такая стоимость работ стала возможна, так как были выполнены расчеты по безопасности, а сами защитные стены подземного сооружения стали фундаментами для группы зданий на поверхности», – говорит господин Улицкий.
Важный шаг
Участники рынка говорят, что важным шагом на пути к осознанию необходимости освоения подземного пространства Петербурга стал прошедший международный форум по освоению подземного пространства, но для реализации озвученных на форуме планов необходима поддержка городских властей.
«К примеру, в Финляндии есть многолетний план по освоению подземного пространства Хельсинки, который привязан к развитию транспортной инфраструктуры. Петербургу необходимо разработать план подземного строительства города, увязанный с Генеральным планом, так как без такого документа случайно намеченные подземные объемы могут в дальнейшем стать препятствием для развития транспортной инфраструктуры», – поясняет господин Улицкий. «Для того чтобы подземное строительство развивалось, необходимо разработать подземный кадастр. Сейчас разработкой подземного законодательства занимается рабочая группа. Также нужно совершенствовать СНИПы и санитарные правила», – считает Кшиштоф Поморски.
«Развитие подземной инфраструктуры Петербурга тормозится из-за отсутствия перспективного планирования: те объекты, которые строятся сейчас, должны были быть введены в эксплуатацию еще в 90-х годах, а для новых объектов нет ни современных проектов, ни подготовленных площадок. Но, как показывает мировая практика, парковки, спортивные сооружения, бассейны, развлекательные центры, библиотеки, а тем более транспортные магистрали и инженерные коммуникации можно и нужно опускать под землю», – говорит Сергей Алпатов, генеральный директор НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов».
В градостроительных решениях не учитываются возможности подземного городского пространства, и это, по словам господина Алпатова, сегодня является главной проблемой. «Более того, по-прежнему, широко распространено заблуждение о сложных грунтах в нашем городе, что делает строительство под землей опасным и баснословно дорогим. Но это не так. Во-первых, на определенной глубине наши грунты идеальны, а во-вторых, технологии не стоят на месте. К сожалению, малая информированность городских властей и отсутствие единого градостроительного плана, учитывающего, в том числе, преимущества подземного строительства, не позволяют приступить к интенсивному развитию современной подземной инфраструктуры», – сокрушается Сергей Алпатов.
«Строители Петербурга располагают всем арсеналом современных технологий для ведения подземных строительных работ. Проблема в том, что ощущается острый недостаток квалифицированных кадров, которые могли бы грамотно использовать эти технологии. К тому же у нас подземные сооружения часто проектируют сами строители, что недопустимо с точки зрения беспристрастной оценки соотношения стоимости и качества проекта», – рассказывает о проблемах отрасли Владимир Улицкий, научный руководитель ПИ «Геореконструкция», доктор технических наук, профессор ПГУПС.
Рынок не для всех
Кшиштоф Поморски, технический директор КБ «ВиПС» отмечает, что рынок этих работ невелик, и в городе всего порядка пяти компаний, которые могут взяться за проектирование и строительство сложного объекта с большой подземной частью. Игроков относительно немного, – соглашается господин Алпатов, – среди строителей это ОАО «Метрострой», ООО «Геоизол», ЗАО «Водоканалстрой», ООО «СТИС». Среди проектировщиков можно выделить ОАО «Ленметрогипротранс», ООО «Гипроинжпроект», ОАО «КБ ВиПС». «Подземные сооружения относятся к особо опасным объектам, и создавать их могут только профильные специалисты с соответствующим опытом работ. Ни в коем случае критерием выбора исполнителя в данном случае не должна становиться низкая цена», – предупреждает Сергей Алпатов.
Если еще несколько лет назад спрос на проектирование подземных сооружений был очень вялым, то сегодня компании говорят о наметившейся тенденции к его повышению.
«Последние два года мы чувствуем повышение спроса на наши услуги. Думаю, связано это как с оживлением строительного рынка в целом, так и с повышением сознательности инвесторов, которые не хотят рисковать проектом и готовы платить за качественную проектную работу», – рассказывает Владимир Улицкий.
«Главным драйвером спроса сейчас являются подземные паркинги, которые девелоперы и застройщики вынуждены строить как для жилых комплексов, так и для коммерческих и офисных зданий», – добавляет господин Поморски. Учитывая количество заявленных проектов в сегментах коммерческой и жилой недвижимости, в которых запланировано строительство подземных паркингов, спрос на эти услуги будет продолжать расти.
Подземные ноу-хау
В Петербурге применяются, пожалуй, все известные технологии подземного строительства, существующие в международной практике, полагает Сергей Алпатов. «Из последних достижений стоит отметить применение тоннелепроходческого механизированного комплекса для прокладки наклонных ходов метрополитена. Строительство с его помощью наклонного хода станции Адмиралтейская в самом центре города без осадки поверхности грунта является уникальным проектом, который по праву войдет в мировую историю тоннелестроения. Сегодня с применением этого щита, получившего название «Аврора», сооружается уже третий в Петербурге наклонный ход», – поясняет господин Алпатов.
Кшиштоф Поморски считает, что в Петербурге в основном применяется шпунт, а в сложных ситуациях «стена в грунте», а что касается Jet Grouting, то эта технология применяется довольно редко.
Стоимость подземного строительства, по мнению экспертов, имеет тенденцию к снижению. «За счет применения современных технологий стоимость подземного строительства снижается. В среднем такие проекты лишь на 25-30% дороже наземных. Если же в применяемых методиках расчета учитывать такие показатели, как стоимость земли, эксплуатационные расходы, экономию за счет энергоэффективности, то во многих случаях подземное строительство оказывается более выгодным по сравнению с аналогичными наземными сооружениями», – делится подсчетами господин Алпатов.
Примером успешного, как с точки зрения экономики проекта, так и его концепции, приводит Владимир Улицкий. «Одним из примеров может служить подземный паркинг под Комендантской площадью диаметром 80 м и глубиной 21 м. Сооружение состоит из семи подземных этажей и рассчитано на 2 тыс. машиномест. При этом затраты на строительство там были сопоставимы со стоимостью возведения объекта на земле. Так 1 кв. м стройки стоил 2 тыс. USD. Такая стоимость работ стала возможна, так как были выполнены расчеты по безопасности, а сами защитные стены подземного сооружения стали фундаментами для группы зданий на поверхности», – говорит господин Улицкий.
Важный шаг
Участники рынка говорят, что важным шагом на пути к осознанию необходимости освоения подземного пространства Петербурга стал прошедший международный форум по освоению подземного пространства, но для реализации озвученных на форуме планов необходима поддержка городских властей.
«К примеру, в Финляндии есть многолетний план по освоению подземного пространства Хельсинки, который привязан к развитию транспортной инфраструктуры. Петербургу необходимо разработать план подземного строительства города, увязанный с Генеральным планом, так как без такого документа случайно намеченные подземные объемы могут в дальнейшем стать препятствием для развития транспортной инфраструктуры», – поясняет господин Улицкий. «Для того чтобы подземное строительство развивалось, необходимо разработать подземный кадастр. Сейчас разработкой подземного законодательства занимается рабочая группа. Также нужно совершенствовать СНИПы и санитарные правила», – считает Кшиштоф Поморски.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Ирина Ахматова