Мировой опыт
Европейские города стремятся максимально эффективно использовать территории вдоль набережных, так как они являются центрами притяжения туристических потоков. Петербург, по словам экспертов, может перенять позитивный опыт западных коллег.
С одной стороны, Петербург не похож ни на один другой город и развивается своим путем, с другой – есть удачные примеры развития подобных проектов, и их опыт, конечно, следует учитывать, считает Сергей Федоров, заместитель директора Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге. «В Европе распространена практика редевелопмента территорий, прилегающих к портам (Haffen City в Гамбурге и Docklands в Лондоне). Общим правилом в иностранных проектах стало то, что частному предприятию никогда не удавалось освоить проект подобного масштаба самостоятельно – оно просто становилось банкротом, и к реализации проекта подключалось государство. Потому можно с уверенностью заявить, что ГЧП является наиболее оптимальной формой развития таких территорий», – полагает господин Федоров.
«На сегодняшний день в Европе и Америке модернизирована большая часть депрессивных промышленных территорий, располагавшихся на набережных. После редевелопмента на них разместились жилые, общественно-деловые и торговые здания, культурно-развлекательные центры. При этом чтобы привлечь девелоперов для развития депрессивных территорий, государства зачастую предлагают потенциальным инвесторам различные налоговые преференции на время реализации проектов. Примером проектов в Европе на набережных могут служить деловой центр Dockland в Лондоне на берегу Темзы; жилой комплекс RiverLofts в Праге на набережной реки Влтавы; жилой дом Гибша в Латвии на берегу Даугавы и др.», – рассказывает Зося Захарова, генеральный директор компании London Real Invest.
«В различных европейских городах набережные исторически также использовались под промышленную функцию, в первую очередь под размещение портов. С развитием городов эти территории превратились из окраинных в центральные и назрела необходимость их реконцепции. В абсолютном большинстве случаев доминирующую роль при реализации таких проектов берут на себя городские власти. Они предлагают общую идею и возглавляют процесс разработки концепции. После утверждения концепции территория делится на более мелкие участки по несколько гектаров, которые передаются инвесторам для освоения вместе с регламентами использования данных площадок», – говорит Александр Паршуков, руководитель инвестиционного департамента ЗАО «ВТБ-Девелопмент».
«В городе Кельне (Германия) набережная вдоль Рейна была застроена лишь несколько лет назад. Проект включает в себя как коммерческую, так и жилую недвижимость высокого класса. При этом ряд зданий, представляющих культурную ценность, был реконструирован. Особое внимание было уделено пешеходным зонам, стоянкам для яхт, зонам отдыха. Что-то подобное планируется и на «Набережной Европы», если все задумки будут воплощены в жизнь», – добавляет Вячеслав Ефремов, заместитель генерального директора «НДВ СПб».
С одной стороны, Петербург не похож ни на один другой город и развивается своим путем, с другой – есть удачные примеры развития подобных проектов, и их опыт, конечно, следует учитывать, считает Сергей Федоров, заместитель директора Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге. «В Европе распространена практика редевелопмента территорий, прилегающих к портам (Haffen City в Гамбурге и Docklands в Лондоне). Общим правилом в иностранных проектах стало то, что частному предприятию никогда не удавалось освоить проект подобного масштаба самостоятельно – оно просто становилось банкротом, и к реализации проекта подключалось государство. Потому можно с уверенностью заявить, что ГЧП является наиболее оптимальной формой развития таких территорий», – полагает господин Федоров.
«На сегодняшний день в Европе и Америке модернизирована большая часть депрессивных промышленных территорий, располагавшихся на набережных. После редевелопмента на них разместились жилые, общественно-деловые и торговые здания, культурно-развлекательные центры. При этом чтобы привлечь девелоперов для развития депрессивных территорий, государства зачастую предлагают потенциальным инвесторам различные налоговые преференции на время реализации проектов. Примером проектов в Европе на набережных могут служить деловой центр Dockland в Лондоне на берегу Темзы; жилой комплекс RiverLofts в Праге на набережной реки Влтавы; жилой дом Гибша в Латвии на берегу Даугавы и др.», – рассказывает Зося Захарова, генеральный директор компании London Real Invest.
«В различных европейских городах набережные исторически также использовались под промышленную функцию, в первую очередь под размещение портов. С развитием городов эти территории превратились из окраинных в центральные и назрела необходимость их реконцепции. В абсолютном большинстве случаев доминирующую роль при реализации таких проектов берут на себя городские власти. Они предлагают общую идею и возглавляют процесс разработки концепции. После утверждения концепции территория делится на более мелкие участки по несколько гектаров, которые передаются инвесторам для освоения вместе с регламентами использования данных площадок», – говорит Александр Паршуков, руководитель инвестиционного департамента ЗАО «ВТБ-Девелопмент».
«В городе Кельне (Германия) набережная вдоль Рейна была застроена лишь несколько лет назад. Проект включает в себя как коммерческую, так и жилую недвижимость высокого класса. При этом ряд зданий, представляющих культурную ценность, был реконструирован. Особое внимание было уделено пешеходным зонам, стоянкам для яхт, зонам отдыха. Что-то подобное планируется и на «Набережной Европы», если все задумки будут воплощены в жизнь», – добавляет Вячеслав Ефремов, заместитель генерального директора «НДВ СПб».
рубрика:
Развитие территорий
автор:
Андрей Семериков