Метрополитен оживит торговлю
До недавнего времени темпы развития коммерческой недвижимости Фрунзенского района были крайне низкими, что объяснялось проблемами с транспортной доступностью этого спального района. Открытие в течение года сразу трех станций метрополитена придало импульс для появления ряда крупных торговых объектов, но к бурному развитию коммерческой недвижимости, как считают эксперты, это не приведет.
Денис Радзимовский, генеральный директор, партнер S.A. Ricci – Санкт-Петербург, говорит, что объем торговых площадей во Фрунзенском районе составляет 190 тыс. кв. м GLA, из которых 24 тыс. кв. м GLA – магазины формата DIY, 25 тыс. кв. м GLA – продуктовые гипермаркеты, 140 тыс. кв. м GLA – торговые центры.
Во Фрунзенском районе работает 8 торговых комплексов, еще два находятся на стадии реализации. Семь из десяти объектов принадлежат холдингу «Адамант». Являясь стратегическим партнером петербургского метрополитена, девелопер расширяет сеть торговых комплексов за счет строительства новых объектов, совмещенных с вестибюлями станций метро. Четыре из пяти подобных объектов расположены на территории Фрунзенского района. Помимо этого девелопер активно осваивает территорию, прилегающую к ст. м. «Купчино», где в 1994 году был построен первый в районе современный ТК – «Балканский». В 2006 году на соседнем участке был построен ТРК «Балкания NOVA», на 2013 год намечен ввод в эксплуатацию второй очереди объекта общей площадью 74 тыс. кв. м, где запланирован мебельный центр, многозальный кинотеатр, семейный парк аттракционов, ледовый каток.
Во Фрунзенском районе расположен специализированный ТЦ «Радиус», позиционирующийся как центр распродаж. Комплекс был подвергнут репозиционированию, так как был открыт в период кризиса в 2009 году, когда произошла корректировка потребительского спроса. Специализация торгового комплекса – недорогие массовые бренды. Все объекты девелопера помимо торговой составляющей располагают и офисными площадями.
Два других торговых объекта района также знаковые. ТК «Южный полюс» входит в число торговых объектов «Макромира», новыми владельцами которых стала компания FortGroup. Комплекс не испытывает проблем с арендаторами и заполнен на 100%. При этом в ближайшее время он будет подвергнут реконцепции. Собственники намерены перепрофилировать его на сегмент «средний плюс», то есть повысить уровень, делая ставку не на поток покупателей, а на хороший средний чек. В непосредственной близости от торговых объектов идет строительство жилых комплексов бизнес- и комфорт-класса, именно на их жителей будет рассчитан ТК после реконцепции.
В III квартале 2012 года был введен в эксплуатацию ТРК «РИО», который стал первым в Петербурге объектом девелопера ГК «Ташир», активно развивающего сеть «РИО» в регионах России. Реализация проекта на ул. Фучика продолжалась в течение 10 лет, в ходе которых менялась концепция, состав инвесторов и сроки окончания строительства. Участие в проекте опытного девелопера может стать решающим фактором в успешности ТРК с недостаточно выгодной локацией, на удалении от крупных жилых массивов, в непосредственной близости от авторынка и складских объектов. Транспортная доступность объекта осложняется постоянными заторами на основных транспортных магистралях. Комплекс сможет привлекать посетителей за счет продуманной концепции и сильного состава арендаторов, который еще предстоит до конца сформировать.
«Открытие станций метрополитена повысило интерес крупных сетевых игроков к расположенным в районе встроенным помещениям. Еще за два года до открытия ст. м. «Международная» прилегающими территориям стали интересоваться крупные сетевые бренды уровня «Макдоналдс» и Carl’s Jr. (ООО «Яркая звезда»). В то же время открытие ст. м. «Обводный канал» мало сказалось на привлекательности участка Лиговского проспекта за Обводным каналом. Это наименее активный отрезок одного из основных торговых коридоров центра города Лиговского проспекта. Расположенный над вестибюлем новой станции ТРК «Лиговъ» пользуется спросом, но встроенные помещения в близлежащих домах сдаются по достаточно низким ставкам в диапазоне 1200-1750 рублей за 1 кв. м в месяц. Это связано со специфичностью пешеходных потоков в этой части Лиговского, новое жилое строительство здесь отсутствует, а население старого фонда преимущественно имеет низкий уровень покупательной способности», – рассказывает Людмила Рева, директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate.
Еще одна торговая магистраль района – пр. Славы, который традиционно пользуется спросом у арендаторов среднего ценового сегмента. Здесь уже представлены многие федеральные сети различных категорий: продуктовые операторы, детские товары, салоны связи, операторы общепита. Заявки на площади, расположенные на этих магистралях, есть всегда от тех сетей, которые стремятся расширить свое присутствие на юге города. «Наиболее востребованные площади метражом от 120 до 400 кв. м сдаются по арендным ставкам 1200-1500 рублей на 1 кв. м в месяц, в наиболее ликвидных местах, например на пр. Славы, 43-49, ставки уже на уровне 1600-1800 рублей за 1 кв. м, то есть на среднерыночном уровне хороших спальных районов», – подсчитала госпожа Рева.
рубрика:
Точки роста
автор:
Роман Русаков