«Будут внедрены новые технологии по обслуживанию комплекса ЖКХ»
27 сентября в рамках V Петербургского международного инновационного форума состоялось заседание круглого стола по подготовке программы «Наш город – Санкт-Петербург». О том, как программа будет интегрирована в деловую среду города и как она должна повлиять на энергосбережение, корреспонденту «Строительного Еженедельника» Денису Кожину рассказал главный инженер проекта Андрей Ковалев.
– Расскажите подробнее о сути программы.
– Целью программы «Наш город – Санкт-Петербург» является создание комфортной среды для жизни в городе, повышение привлекательности города для бизнеса и совершенствование эффективности управления для административных органов власти. В рамках программы планируется консолидировать существующие информационные потоки разрозненных систем и их компонентов, а также разработать новые программные решения, позволяющие оптимизировать процессы жизнедеятельности и обеспечения мегаполиса.
– Сегодня существует множество проектов, имеющих похожие цели. В чем особенность вашей программы?
– Сегодня в России действует ряд программ, направленных на обеспечение безопасной и комфортной жизнедеятельности, в частности это программа обеспечения энергетической безопасности, транспортной безопасности, программа МЧС – ОКСИОН (Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения) и пр.; также существует более 10 различных ведомств, занимающихся различными аспектами обеспечения информации. В такой ситуации существует необходимость интеграции и систематизации всех этих программ с целью их большей эффективности. Именно эту цель и преследует наша программа.
– На какой стадии находится реализация проекта?
– На сегодняшний день разработана основная концепция программы, а также предложена схема по ее реализации. Координатором программы «Наш город – Санкт-Петербург» выступает управляющая компания «Проминвест», специально учрежденная для реализации данного проекта. Участники и инициаторы программы – лидеры рынков в каждой из отраслей, российские и зарубежные компании: NEC Corporation, Сбербанк, GEWI, группа компаний «Транзас», Российская корпорация средств связи (РКСС), LG International, «НТЛаб», «Газинвест», СПБ ГУП «АТС Смольного», ОАО «Мегафон»; также партнерами программы являются некоммерческие организации: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук, мобильные научные группы в свободной экономической зоне Санкт-Петербурга.
При ее реализации мы намерены опираться на опыт уже существующих подобных проектов. Например, во многих развитых странах уже реализуются отдельные компоненты похожих программ, направленные на решение специализированных задач управления мегаполисами. Например, программа SafeCity реализуется в Сингапуре, Японии, Корее и представляет собой единое информационное пространство о состоянии объектов и территорий, на которых должна быть гарантированно обеспечена безопасность граждан. Реализация данной программы обеспечивает транспортную безопасность, минимизирует угрозы социального характера, устраняет угрозы информационным ресурсам, содержит информацию о санитарно-эпидемиологических угрозах, предупреждает о техногенных и экологических угрозах.
Несмотря на то что в России данная программа будет реализована впервые, отечественный рынок телекоммуникационных систем способен обеспечить запуск системы на самом высоком уровне. Планирование и реализацию программы возглавит компания «NEC Нева Коммуникационные Системы», которая на сегодняшний день занимает лидирующую позицию в области разработки телекоммуникационных решений для мобильных, фиксированных сетей связи и мультимедийных сетей нового поколения. Собственная производственная база и мировой опыт позволяют компании успешно внедрять современные технологии на отечественных линиях связи.
Программу «Наш город – Санкт-Петербург» также поддержит компания «Транзас Экспресс», которая является крупным системным интегратором и разработчиком, производителем и поставщиком оборудования в области информационных технологий.
Компания «Проминвест» продолжает вести переговоры и с другими компаниями, специализирующимися в этих вопросах. Планируется, что решения по реализации конкретных действий в рамках программы будет принимать губернатор города. Для более отлаженной схемы финансирования участники программы предлагают создать фонд, куда будут поступать средства из государственных и инвестиционных источников.
– Как программа будет финансироваться?
– При финансировании проекта будет применен «контракт жизненного цикла», то есть форма государственно-частного партнерства, где существует взаимосвязь условий оплаты и ответственности исполнителя со сроками ввода системы и ее последующей эксплуатации. Исполнитель получает средства от города только после реального введения очередного этапа проекта в эксплуатацию. В результате исполнитель стремится сдать систему в эксплуатацию максимально быстро, чтобы начать получать платежи за услуги. Ответственность за поддержание системы в работоспособном состоянии также лежит на исполнителе. Данная модель успешно используется в Европе.
Первая – это телекоммуникационная платформа. Сегодня существует множество разрозненных телекоммуникационных систем: мобильная связь, Wi-Fi, проводные связи. Концепция «умного города» предполагает, что связь должна быть доступна в любой точке города. Для этого необходимо создание единой платформы. Безусловно, этого не осуществить без консолидации усилий города (с законодательной и финансовой точки зрения) и коммерческих структур (в техническом и финансовом вопросе). Создание подобной платформы обеспечит межведомственную и правительственную связь, централизованный и удобный для граждан доступ ко всем городским услугам, обратную связь граждан и администрации города.
Вторая необходимая платформа – геоинформационная. Ее создание направлено на локализацию и контроль всех городских активов в единой среде управления, оптимизацию их деятельности.
Один из планируемых проектов – это создание архитектурного облика города в 3D-формате, комплексная автоматизированная система информационной поддержки управления и учета городской инфраструктуры. Проект предполагает создание 3D-паспорта социально значимых объектов, включающего поэтажные планы, трехмерные модели, трехмерные схемы размещения комплексных систем обеспечения безопасности, инженерных систем, панорамные снимки наиболее важных помещений. Проект позволит сделать более доступной информацию об инвестиционной привлекательности города, о состоянии объектов, их безопасности.
Третья платформа – микроэлектронная, направленная на локализацию и внедрение новейших микроэлектронных технологий, обеспечение защиты доступа к городским услугам в соответствии с законодательством РФ, аппаратное обеспечение систем оплаты. В частности, в рамках проработки этого вопроса актуально создание универсальной электронной карты (УЭК) – именной пластиковой микропроцессорной карты, являющейся инструментом для получения социальных и других услуг, доступа к информационным ресурсам, а также для реализации юридически значимого электронного взаимодействия гражданина с государством.
– Расскажите о конкретных шагах в энергосберегающей сфере, которые предусматривает программа.
– Например, планируется к реализации программа, направленная на улучшения в сфере ЖКХ. Будет введена система дифференцированных тарифов. Одна из причин высоких тарифов на воду и тепловую энергию – их нерациональное использование потребителями из-за отсутствия зависимости размера оплаты от величины фактического потребления. Предлагаемая система позволяет произвести переход от оплаты по нормативам к гибкой оплате по показаниям приборов учета, отказаться от ручного снятия показаний и увеличить поступления за счет исключения хищений. В результате дифференцированные тарифы позволят сэкономить 30% энергоресурсов, свести к минимуму уровень воровства электроэнергии. Кроме того, будут внедрены новые технологии по обслуживанию комплекса ЖКХ, налажена система управления нагрузкой электроподстанций, диспетчертизированы услуги ЖКХ.
– Какое влияние на строительный бизнес окажет программа?
– Если говорить о последствиях программы для бизнеса, то новые технологии позволят упростить процессы взаимодействия государства и бизнес-структур. Программа предполагает создание городского центра электронных услуг – единой точки доступа к комплексу взаимосвязанных государственных услуг. Услуги предоставляются различными ведомствами по принципу одного окна. Проект предполагает организацию информационных порталов для доступа ко всем разрозненным информационным ресурсам, позволяющим взаимодействовать государству с бизнесом и гражданами посредством интернет-сервисов, производить оплату государственных услуг, административных штрафов и пр., используя встроенные банковские клиенты.
рубрика:
Энергетика и инженерная инфраструктура