Транспортно-дорожное партнерство
Петербург опережает остальные регионы России, являясь первопроходцем в реализации проектов государственно-частного партнерства в дорожно-транспортной сфере.
Известно, чтобы обеспечивать потенциал роста для экономики, государству необходимо нести серьезное бремя расходов на строительство и содержание инфраструктуры (в том числе дорожно-транспортной). Причем желательно, чтобы такие расходы росли темпами, опережающими экономический рост. Частично переложить инвестиционную нагрузку на частных инвесторов помогает применение принципов государственно-частого партнерства (ГЧП). Возможность государства сохранить контроль за реализацией проекта и его соответствие общей стратегии развития инфраструктурной составляющей в рамках концессии или ГЧП сделали эту форму взаимодействия бизнеса и государства популярной во многих странах: США, Канаде, Австралии, Италии, Германии, Венгрии, Англии и др. В Европе до кризиса в форме ГЧП реализовывалось до 30% крупных инфраструктурных проектов (от надземного метро до мостов и морских портов).
Принимая во внимание огромный объем финансирования, необходимый для совершения качественного скачка в сфере дорожно-транспортной инфраструктуры в России в целом и Санкт-Петербурге в частности, форма ГЧП может стать ключевым инструментом привлечения денежных средств.
До кризиса проекты ГЧП в Санкт-Петербурге сыпались как из рога изобилия. В последние два года от ряда проектов пришлось отказаться (Орловский тоннель) или пересмотреть (проект Дворца искусств на Васильевском острове). Основная причина – недостаток средств в бюджете (на федеральном и местном уровнях), а также у частных инвесторов.
Виктор Афонин, финансовый директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Агентство стратегических инвестиций», считает, что к успешно реализованным городом ГЧП проектам можно отнести: строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД); строительство автомобильных дорог на территории жилого района «Славянка»; строительство детских садов и школы в жилых районах «Славянка» и «Новая Ижора»; реконструкцию Северной водопроводной станции (проект «Невская вода»); развитие аэропорта Пулково.
Причем развитие аэропорта Пулково считается первым успешным ГЧП проектом в России, а по версии журналов Infrastructure Journal и Infrastructure Investor этот проект – «Сделка года – 2010 в инфраструктуре в мире».
На текущий момент государственно-частное партнерство изучается как один из путей реализации проекта по строительству «Аэроэкспресса».
«Важным условием для успеха проектов ГЧП является доверие между сторонами – государством и инвестором, обеспечивающее долгосрочность взаимоотношений, прозрачные условия игры и свободу частных инвесторов в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений», – говорит Валентин Рыбаков, управляющий партнер ООО «ЮФ «Лигал Студио».
«Для инвестора ключевое значение имеет экономическая эффективность проекта, решение об участии в проекте он принимает, руководствуясь сроком возвратом инвестиций. Государство должно компенсировать потери будущих доходов проекта, только в этом случае проект состоится, добавляет Людмила Рева, директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate.
«Кажущаяся неспешность в реализации проектов во многом связана с их масштабностью. Помимо этого, следует учесть, что на начальном этапе применения данного инструмента каждый проект является уникальным. Поэтому Петербург выступает тестовой площадкой для реализации проектов по схеме ГЧП, для наработки практики применения созданной законодательной базы», – заключает эксперт.
Известно, чтобы обеспечивать потенциал роста для экономики, государству необходимо нести серьезное бремя расходов на строительство и содержание инфраструктуры (в том числе дорожно-транспортной). Причем желательно, чтобы такие расходы росли темпами, опережающими экономический рост. Частично переложить инвестиционную нагрузку на частных инвесторов помогает применение принципов государственно-частого партнерства (ГЧП). Возможность государства сохранить контроль за реализацией проекта и его соответствие общей стратегии развития инфраструктурной составляющей в рамках концессии или ГЧП сделали эту форму взаимодействия бизнеса и государства популярной во многих странах: США, Канаде, Австралии, Италии, Германии, Венгрии, Англии и др. В Европе до кризиса в форме ГЧП реализовывалось до 30% крупных инфраструктурных проектов (от надземного метро до мостов и морских портов).
Принимая во внимание огромный объем финансирования, необходимый для совершения качественного скачка в сфере дорожно-транспортной инфраструктуры в России в целом и Санкт-Петербурге в частности, форма ГЧП может стать ключевым инструментом привлечения денежных средств.
До кризиса проекты ГЧП в Санкт-Петербурге сыпались как из рога изобилия. В последние два года от ряда проектов пришлось отказаться (Орловский тоннель) или пересмотреть (проект Дворца искусств на Васильевском острове). Основная причина – недостаток средств в бюджете (на федеральном и местном уровнях), а также у частных инвесторов.
Виктор Афонин, финансовый директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Агентство стратегических инвестиций», считает, что к успешно реализованным городом ГЧП проектам можно отнести: строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД); строительство автомобильных дорог на территории жилого района «Славянка»; строительство детских садов и школы в жилых районах «Славянка» и «Новая Ижора»; реконструкцию Северной водопроводной станции (проект «Невская вода»); развитие аэропорта Пулково.
Причем развитие аэропорта Пулково считается первым успешным ГЧП проектом в России, а по версии журналов Infrastructure Journal и Infrastructure Investor этот проект – «Сделка года – 2010 в инфраструктуре в мире».
На текущий момент государственно-частное партнерство изучается как один из путей реализации проекта по строительству «Аэроэкспресса».
«Важным условием для успеха проектов ГЧП является доверие между сторонами – государством и инвестором, обеспечивающее долгосрочность взаимоотношений, прозрачные условия игры и свободу частных инвесторов в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений», – говорит Валентин Рыбаков, управляющий партнер ООО «ЮФ «Лигал Студио».
«Для инвестора ключевое значение имеет экономическая эффективность проекта, решение об участии в проекте он принимает, руководствуясь сроком возвратом инвестиций. Государство должно компенсировать потери будущих доходов проекта, только в этом случае проект состоится, добавляет Людмила Рева, директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate.
«Кажущаяся неспешность в реализации проектов во многом связана с их масштабностью. Помимо этого, следует учесть, что на начальном этапе применения данного инструмента каждый проект является уникальным. Поэтому Петербург выступает тестовой площадкой для реализации проектов по схеме ГЧП, для наработки практики применения созданной законодательной базы», – заключает эксперт.
рубрика:
Дорожное строительство
автор:
Светлана Семенович