Меж двух огней
В ноябре Смольный начал готовить документы для Минкультуры РФ по присвоению Петербургу статуса исторического поселения федерального значения. По мнению экспертов, новый статус может повлечь конфликт федерального и регионального законодательств, который в конечном счете ударит по бизнесу.
О приказе губернатора города Георгия Полтавченко подготовить обращение по включению Санкт-Петербурга в перечень исторических поселений федерального значения в Министерство культуры Российской Федерации стало известно 21 ноября. Как сообщили в пресс-службе губернатора, возможность официального закрепления за городом указанного статуса возникла после принятия 12 ноября 2012 года Федерального закона № 179-ФЗ о внесении изменений в закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». «Предложение губернатора подводит черту под многолетней дискуссией о возможности исключения Санкт-Петербурга из перечня исторических поселений либо сокращения границ Петербурга как охраняемой историко-культурной территории», – сообщили в пресс-службе.
Петербург был включен в перечень исторических поселений РФ совместным приказом Минкультуры и Минрегиона РФ от 29 июля 2010 года. Всего же в этот перечень вошли 40 городов. Однако позже экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко обратилась к экс-премьеру Владимиру Путину с просьбой исключить Санкт-Петербург из списка исторических поселений, администрации которых обязаны согласовывать градстройдокументацию с Росохранкультурой, объясняя свое решение тем, что от длительного согласования градостроительной документации с федеральным центром страдает инвестиционный климат города. В итоге действующее постановление правительства было остановлено до 1 января 2013 года. Причиной моратория на согласование документации стал тот факт, что Росохранкультура фактически не могла справиться с тем объемом документов, которые к ним поступали.
По словам экспертов, на сегодняшний день совершенно непонятно, что будет происходить после 1 января 2013 года. Причем вопрос касается как схемы утверждения документации, так и самого списка исторических поселений. По словам партнера, руководителя практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и партнеры» Дмитрия Некрестьянова, либо существующий перечень исторических поселений попросту будет признан недействительным и администрации заново будут вносить территории городов в реестр исторических поселений, как было сделано в Петербурге, либо же список поселений останется, и с 1 января запустится процесс согласования градостроительной документации по имеющемуся перечню. «Получается, что с 1 января какие-то документы должны согласовываться, но какие – непонятно, потому что Петербург вроде как уже имеет статус исторического поселения, и вместе с тем только собирается его получить. То есть если говорить о готовящихся изменениях в Генплан города, то они обязательно будут отправлены на согласование в Минкульт, что касается документации более низкого уровня – она может просто застрять в инстанциях, которые будут тормозить процесс, опять-таки ожидая окончательного решения по присвоению городу нового статуса», – отмечает господин Некрестьянов.
В целом эксперты оценивают новую версию закона с изрядной долей скепсиса. По мнению старшего юриста ДЛА «Пайпер Рус Лимитед» Ольги Мищенко, несмотря на введение законом разделения исторических поселений на федеральные и региональные, четких и ясных критериев для такой градации в тексте закона нет. «Чтобы этот закон стал рабочим, требуется принятие значительного количества подзаконных нормативно-правовых актов, потому как в ином случае, в случае признания Петербурга историческим поселением федерального уровня, по всей видимости, наши действующие нормативные акты, включая ПЗЗ и закон 820-7 могут прийти в противоречие с федеральным регулированием», – отмечает эксперт. «179-ФЗ принят в спешке, он не доработан, потому что никаких переходных правовых положений в нем нет. Не заложен в законе и порядок реализации его основных положений, – считает Дмитрий Некрестьянов. – Это просто обычный «лейбл», который мы навешиваем на город и ничего этим не определяем. То есть закон, мягко говоря, очень сырой».
Дело в том, объясняют эксперты, что признание города историческим поселением федерального уровня трудно представить без определения и утверждения соответствующих предметов охраны. Согласно новым нормам федерального регулирования предметы охраны в черте Санкт-Петербурга предстоит определить заново и закрепить теперь уже на федеральном уровне. Это, в свою очередь, повлечет за собой необходимость внесения изменений в Генплан города и ПЗЗ, которые на сегодняшний день уже утверждены. Радикальные изменения должны быть внесены и в главный градоохранный закон 820-7. «Потребуется корректировка данных документов на региональном уровне, и потенциально это может повлечь за собой определенные ограничения для девелоперов в части производства строительных и реконструкционных работ в исторической части города», – заявляет Ольга Мищенко.
В то же время до конца года корректировать Генплан и другую градостроительную документацию город не намерен, а процесс определения предметов охраны может затянуться на очень долгое время, отмечает Дмитрий Некрестьянов. Поэтому существует большая вероятность того, что обе нормы градостроительного регулирования будут существовать параллельно. Если федеральное и региональное законодательство будут действовать в городе одновременно, это скажется, по мнению эксперта, прежде всего на строительной отрасли. Любое нарушение норм грозит застройщику лишением разрешения на строительства, но ни девелоперы, ни проектировщики не могут работать сразу по двум нормативам. С одной стороны, федеральное законодательство главенствующее, с другой стороны, региональное более подробно описывает механизмы работы. Решаться возникающие конфликты будут, по словам эксперта, как всегда, в судебном порядке.
О приказе губернатора города Георгия Полтавченко подготовить обращение по включению Санкт-Петербурга в перечень исторических поселений федерального значения в Министерство культуры Российской Федерации стало известно 21 ноября. Как сообщили в пресс-службе губернатора, возможность официального закрепления за городом указанного статуса возникла после принятия 12 ноября 2012 года Федерального закона № 179-ФЗ о внесении изменений в закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». «Предложение губернатора подводит черту под многолетней дискуссией о возможности исключения Санкт-Петербурга из перечня исторических поселений либо сокращения границ Петербурга как охраняемой историко-культурной территории», – сообщили в пресс-службе.
Петербург был включен в перечень исторических поселений РФ совместным приказом Минкультуры и Минрегиона РФ от 29 июля 2010 года. Всего же в этот перечень вошли 40 городов. Однако позже экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко обратилась к экс-премьеру Владимиру Путину с просьбой исключить Санкт-Петербург из списка исторических поселений, администрации которых обязаны согласовывать градстройдокументацию с Росохранкультурой, объясняя свое решение тем, что от длительного согласования градостроительной документации с федеральным центром страдает инвестиционный климат города. В итоге действующее постановление правительства было остановлено до 1 января 2013 года. Причиной моратория на согласование документации стал тот факт, что Росохранкультура фактически не могла справиться с тем объемом документов, которые к ним поступали.
По словам экспертов, на сегодняшний день совершенно непонятно, что будет происходить после 1 января 2013 года. Причем вопрос касается как схемы утверждения документации, так и самого списка исторических поселений. По словам партнера, руководителя практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и партнеры» Дмитрия Некрестьянова, либо существующий перечень исторических поселений попросту будет признан недействительным и администрации заново будут вносить территории городов в реестр исторических поселений, как было сделано в Петербурге, либо же список поселений останется, и с 1 января запустится процесс согласования градостроительной документации по имеющемуся перечню. «Получается, что с 1 января какие-то документы должны согласовываться, но какие – непонятно, потому что Петербург вроде как уже имеет статус исторического поселения, и вместе с тем только собирается его получить. То есть если говорить о готовящихся изменениях в Генплан города, то они обязательно будут отправлены на согласование в Минкульт, что касается документации более низкого уровня – она может просто застрять в инстанциях, которые будут тормозить процесс, опять-таки ожидая окончательного решения по присвоению городу нового статуса», – отмечает господин Некрестьянов.
В целом эксперты оценивают новую версию закона с изрядной долей скепсиса. По мнению старшего юриста ДЛА «Пайпер Рус Лимитед» Ольги Мищенко, несмотря на введение законом разделения исторических поселений на федеральные и региональные, четких и ясных критериев для такой градации в тексте закона нет. «Чтобы этот закон стал рабочим, требуется принятие значительного количества подзаконных нормативно-правовых актов, потому как в ином случае, в случае признания Петербурга историческим поселением федерального уровня, по всей видимости, наши действующие нормативные акты, включая ПЗЗ и закон 820-7 могут прийти в противоречие с федеральным регулированием», – отмечает эксперт. «179-ФЗ принят в спешке, он не доработан, потому что никаких переходных правовых положений в нем нет. Не заложен в законе и порядок реализации его основных положений, – считает Дмитрий Некрестьянов. – Это просто обычный «лейбл», который мы навешиваем на город и ничего этим не определяем. То есть закон, мягко говоря, очень сырой».
Дело в том, объясняют эксперты, что признание города историческим поселением федерального уровня трудно представить без определения и утверждения соответствующих предметов охраны. Согласно новым нормам федерального регулирования предметы охраны в черте Санкт-Петербурга предстоит определить заново и закрепить теперь уже на федеральном уровне. Это, в свою очередь, повлечет за собой необходимость внесения изменений в Генплан города и ПЗЗ, которые на сегодняшний день уже утверждены. Радикальные изменения должны быть внесены и в главный градоохранный закон 820-7. «Потребуется корректировка данных документов на региональном уровне, и потенциально это может повлечь за собой определенные ограничения для девелоперов в части производства строительных и реконструкционных работ в исторической части города», – заявляет Ольга Мищенко.
В то же время до конца года корректировать Генплан и другую градостроительную документацию город не намерен, а процесс определения предметов охраны может затянуться на очень долгое время, отмечает Дмитрий Некрестьянов. Поэтому существует большая вероятность того, что обе нормы градостроительного регулирования будут существовать параллельно. Если федеральное и региональное законодательство будут действовать в городе одновременно, это скажется, по мнению эксперта, прежде всего на строительной отрасли. Любое нарушение норм грозит застройщику лишением разрешения на строительства, но ни девелоперы, ни проектировщики не могут работать сразу по двум нормативам. С одной стороны, федеральное законодательство главенствующее, с другой стороны, региональное более подробно описывает механизмы работы. Решаться возникающие конфликты будут, по словам эксперта, как всегда, в судебном порядке.
рубрика:
События
автор:
Михаил Немировский