Самовыражение в подъезде

ТСЖ стремятся извлекать выгоду из помещений общего пользо­вания, приватизируя их или сдавая в аренду. В сегменте жилья премиум-класса наметилась тенденция оригинального, но чаще некоммерческого использования таких помещений.

Как правило, в местах общего пользования появляются колясочные, мини-детские сады, службы врачей общей практики, фитнес-центры, что позволяет получать выгоду от людей со стороны, которые пользуются, например, тем же фитнес-центром. Кроме того, часто места общего пользования используются под организацию рабочего места для консьержа, если такое не было предусмотрено при строительстве.
Однако часто приспособить помещение для извлечения прибыли не удается либо в силу технических причин, либо в силу отсутствия консенсуса со стороны соб­ственников жилья. Гораздо чаще внутренние общие пространства используются для самовыражения отдельных жильцов дома – на радость соседям.
Денис Радзимовский, генеральный директор S.A. Ricci – Санкт-Петербург, приводит пример интересного способа использования мест общего пользования в жилых домах (например, лестничных площадок) – организацию выставок картин, фотографий. «В частности, такие проекты могли бы быть реализованы в дореволюционных домах, расположенных в центре города», – рассказывает он.
Игорь Герасименко, коммерческий директор объединенной проектной группы Red Line, вспоминает про аналогичный проект во Франции – там тоже коридоры использовались в качестве картинной галереи: «Это привлекало дополнительное внимание к жилому объекту, его жители получали эстетическое наслаждение, а владельцы галереи зарабатывали на этом деньги».
Впрочем, есть и более «приземленное» использование общих пространств – тоже на пользу всем заинтересованным сторонам. В Москве, например, вспоминает господин Радзимовский, в подъездах многоквартирных домов не так давно Сбербанк начал устанавливать информационно-платежные терминалы. С помощью терминала жильцы могут оплатить счета за жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию, телефон, Интернет, мобильную связь и другие популярные услуги, не выходя из дома.
Также в Москве существует проект создания в теле самого здания внутренних дворов в несколько этажей. «Подобные проекты пропагандируют принципы комфортной жилой среды в условиях многоэтажной застройки. В целом дома с садами на крыше типичны для скандинавской архитектуры. В условиях мегаполиса они становятся удачным решением проблемы нехватки зеленых насаждений. В Петербурге некоторые городские активисты разбивают сады прямо у себя на крышах. Для этого достаточно получить согласие всех соседей и подобрать растения, которые выживут в северном клима­те. Не так давно одни из участников конкурса на застройку территории на углу Херсонской ул. и ул. Александра Невского предложили проект многоэтажных жилых и офисных зданий с садами на крышах», – перечисляет оригинальные решения господин Радзимовский.
Анна Калинина, руководитель отдела продаж элитной недвижимости Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate, считает, что оригинальное использование помещений общего пользования – прерогатива элитных проектов. «К сожалению, этот тренд характерен пока скорее для Москвы, нежели для Петербурга, где подобная практика все еще редкость. Среди петербургских примеров интересных вариантов эксплуатации помещений общего пользования – детский сад, бассейн, фитнес-клуб, доступные для посещения только жильцам дома. Таких домов единицы, один из немногих примеров – Песоч­­ная наб., 12. В Москве помимо уже перечисленных традиционных вариантов встречаются и гораздо более оригинальные – кальянные и сигарные комнаты, к примеру, и даже холодильники для шуб», – перечисляет госпожа Калинина. В элитных комплексах не сдаются помещения для размещения ресторанов, магазинов или фитнес-клубов – постояльцы дома платят столь серьезные деньги в том числе и за уединение и не желают видеть потоки сторонних посетителей с улицы.
Елена Амирова, генеральный директор агентства недвижимости Home estate, согласна с тем, что интересные решения в местах общего пользования встречаются в элитных объектах. «В среднем в объектах этого класса места общего пользования занимают 10-15% от общей площади. Например, здесь может быть лобби-бар, где в спокойной обстановке, не выходя из дома, можно встретиться с друзьями, коллегами или партнерами по работе. Оплата всех этих услуг входит в коммунальные услуги, и стоит это очень дорого. Места общего пользования являются визитной карточкой объекта, поэтому всегда предполагают дизайнерскую отделку с использованием дорогих материалов; иногда здесь располагают даже предметы искусства. В местах общего пользования объектов массового спроса иногда создаются кладовки для хранения крупногабаритных вещей. Кроме того, на средства жильцов создается какая-то дополнительная отдел­ка: зеркала, цветы, покраска стен», – уточняет она.
рубрика: Дизайн
автор: Татьяна Красикова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.