Для собственных нужд

Рынок ЖБИ активно осваивают новые игроки. Между тем эксперты говорят, что существующие мощности полностью удовлетворяют текущий спрос.

С начала года о выходе на рынок ЖБИ объявили сразу несколько игроков. Так, компания «Главстройкомплекс» начинает строительство крупного ДСК во Всеволожске, инвестиции в который составят около 3 млрд рублей, «УНИСТО Петросталь» построит в Мурино завод ЖБИ стоимостью 600 млн рублей, «СТАРТ Девелопмент» планирует в течение 2 лет вложить в запуск собственного панельного производства для жилищного домостроения мощностью около 200 тыс. кв. м в год порядка 30 млн EUR. Кроме того, компания «Лидер Групп» планирует весной 2013 года завершить в Янино строительство завода мощностью 200 тыс. кв. м недвижимости в год. Новые игроки в основном собираются использовать продукцию для собственных нужд, но поставки материалов на открытый рынок также не исключаются.
«Многие девелоперы приступают к созданию собственных производственных линий – похоже, что это приобретает характер общей тенденции. Свободный рынок в силу этого может несколько снизить темпы роста, но отрасль в целом от такого развития ситуации только выиграет», – говорит Александр Турецков, советник генерального директора ДСК «Войсковицы».
«Появление новых проектов по производству ЖБИ связано с тем, что девелоперские компании планируют развивать крупные проекты и не хотят при этом зависеть от сторонних производителей железобетона. Вместе с тем можно предположить, что застройщики планируют использовать для строительства собственные технологии, предполагающие применение нетиповых железобетонных изделий», – поясняет Ильдар Кутыев, начальник управления маркетинга ПО «Баррикада» (предприятие Группы ЛСР).
Господин Кутыев считает, что сегодня рынок обеспечен производственными мощностями, и действующие предприятия удовлетворяют существующий спрос на продукцию.
Александр Батушанский, управляющий партнер консалтинговой группы «Решение», полагает, что сейчас не самая лучшая ценовая ситуация на рынке для инвестиций в новые предприятия. «На рынке товарных ЖБИ присутствует около 90 игроков с частично пересекающейся номенклатурой изделий, но в любом случае каждую позицию может изготавливать несколько десятков производителей. Поэтому с точки зрения сегмента товарных ЖБИ вряд ли новые предприятия окажут какое-либо заметное влияние. В сегменте же крупнопанельного домостроения «Главстройкомплекс», «УНИСТО Петросталь», «Лидер Групп» могут рассчитывать только на свой портфель заказов, так как их опыта будет недостаточно, чтобы успешно конкурировать за постоянно сужающийся круг не аффилированных с каким-либо ДСК внешних заказчиков. То есть опять же влияние на рынок будет небольшое. По нашему мнению, для этих компаний выгоднее развивать долгосрочное сотрудничество с существующими ДСК и заводами ЖБИ, имеющими резерв мощности. И рисков меньше (не требуется осваивать новые компетенции), и по­­требность в средствах значительно ниже», – полагает господин Батушанский.
По словам Александра Лебедева, руководителя обособленного подразделения ООО «Полипласт Северо-Запад» в Санкт-Петербурге, появление новых игроков на рынке характеризуется дефицитом цемента и инертных материалов, что повышает цену конечного продукта, вопреки мнению о том, что возросшая конкуренция приведет к снижению или стабилизации цен на рынке ЖБИ.
«Выход на рынок Санкт-Петербурга новых игроков по производству ЖБИ вынудит других производителей предлагать потребителям ЖБИ более привлекательные условия. Это должно позитивно отразиться на качестве выпускаемой продукции и снижении ее стоимости», – говорит Елена Леонтьева, коммерческий директор ЗАО «БалтТеплоСтрой».
Александр Турецков отмечает, что появление новых производителей ЖБИ – это позитивный симптом, говорящий о том, что рынок уверенно движется к восстановлению после кризиса.
Между тем порог входа на этот рынок довольно высокий. Александр Батушан­ский говорит, что на строительство небольшого завода ЖБИ потребуются сотни миллионов рублей, а новый полноценный ДСК потребует 4-6 млрд рублей.
Александр Турецков считает, что порогом входа на рынок, по большому счету, оказывается не объем финансирования или производства. «Главное, что требуется сейчас новому игроку рынка ЖБИ, – стабильный спрос на достаточно большую долю продукции. Причем источник спроса должен находиться в радиусе 150 км от места производства. В противном случае затраты на доставку крупногабаритных и тяжелых железобетонных конструкций становятся неприемлемо высокими», – предупреждает господин Турецков.

рубрика: Технологии и материалы
автор: Ирина Ахматова
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.