Бизнес-центры пойдут на четыре буквы

В марте начнется добровольная сертификация бизнес-центров. Им будут присваиваться классы в зависимости от ассортимента услуг, качества сервиса, уровня цен и местоположения. Первые восемь бизнес-центров уже подали заявки с целью получить сертификат о присвоении класса. Всего в Петербурге насчитывается свыше 200 бизнес-центров.

За основу в Петербурге принята европейская система классификации офисных зданий. Подобно тому, как гостиницам присваиваются «звезды», бизнес-центрам присваиваются «буквы». В зависимости от уровня бизнес-центры подразделяются на категории «А», «B», «C» и «D». Естественно, класс «А» означает высокий статус бизнес-центра, класс «D» – низкий.
Присвоение класса необходимо для того, чтобы потенциальные клиенты могли ориентироваться, с каким бизнес-центром они имеют дело и на что могут рассчитывать. К примеру, если бизнес-центр относится к классу «D» – это вовсе не означает, что речь идет о полуразрушенном здании, в котором нет ни условий, ни сервиса и которое нужно игнорировать. Класс «D» говорит лишь о том, что бизнес-центр, к примеру, находится далеко от центра города и аренда помещений в нем обойдется значительно дешевле. Если потенциальный арендатор не может позволить себе оплачивать помещение в дорогом бизнес-центре, ему как раз подойдет бизнес-центр класса «D».

Поблажек не будет

Инициатором создания системы добровольной сертификации бизнес-центров стала Гильдия Управляющих и Девелоперов Санкт-Петербурга. Был сформирован специальный независимый совет по сертификации, который разработал процедуру и критерии присвоения классов бизнес-центрам. Данный совет и будет осуществлять сертификацию бизнес-центров, если у последних появится такое желание.
Оценка офисных зданий будет проводиться по нескольким параметрам. Прежде всего – местоположение бизнес-центра, тип и технический уровень здания, а также уровень управляющей компании и предоставляемого арендаторам сервиса. От совокупности этих показателей и будет зависеть, какой класс будет присвоен.
Любопытно, что, если бизнес-центр «отстает» хотя бы по одному показателю, ему будет ставиться более низкая оценка. Предполагается, что в бизнес-центре класса «А» все должно быть самым лучшим: и местоположение, и качество отделки, и уровень менеджмента, и условия (к примеру, наличие системы видеонаблюдения, связи с охраной, парковки и т.д.). И если хотя бы один из вышеперечисленных параметров не соответствует классу «А», центр уже не может считаться элитным. Таким образом, если здание сделано по последней моде, прекрасно управляется и т.д., но при этом находится на окраине города, оно так или иначе будет отнесено к классу «С».
Такая упрощенная классификация зданий сделана специально для потребителей. Для «внутреннего» пользования разработан трехзначный буквенный код (например, ААА, ВСА и т.д.); это позволит профессионалам определить слабые и сильные стороны бизнес-центра.

«Танцы плюс» отменяются

Надо сказать, что необходимость в выработке определенных стандартов назрела давно. До последнего дня классификация офисных зданий в Петербурге была условна. Критериев и процедуры оценки офисных зданий просто не существовало. Следовательно, бизнес-центры классифицировали себя сами, как им заблагорассудится. «Это почти то же самое, как если бы я назвался президентом страны, – рассуждает исполнительный директор Гильдии Управляющих и Девелоперов Санкт-Петербурга Павел Гончаров. – Необходимо, чтобы бизнес-центр не только получил заветную «букву», но и чем-то подтвердил соответствие тому уровню, которая эта буква подразумевает».
Ведь дошло до того, что многие бизнес-центры вообще начали проявлять изобретательность и пристегивать «самопальные» добавки к европейской классификации. К примеру, в Петербурге можно встретить такие интересные виды классификации бизнес-центров, как «С+» или «B–». Эти гибриды появились как раз из-за того, что офисное здание трудно было оценить однозначно. Допустим, внутренняя отделка помещений и качество сервиса оказывались средними, зато расположение здания – удачным, или наоборот. Учитывая достоинства и недостатки, руководство бизнес-центров и приписывало плюсы или минусы, пытаясь при этом сохранить за зданием высокую классность.
Новая процедура сертификации все эти дополнительные значки отметает и сохраняет «чистую» классификацию.
В настоящее время заявки на сертификацию и присвоение соответствующего класса подали такие бизнес-центры, как «Нобель» (Управляющая компания «Бекар»), «Московский, 120», «Югра» (Управляющая компания VMB-trast), «Аскольд» (менеджмент компания «БФА») и другие. По словам представителей совета, по предварительным оценкам получить класс «А» смогут пока что не более пяти бизнес-центров из всех существующих центров Петербурга.
После проведенной советом экспертизы подавшая заявку компания сможет получить сертификат, который будут являться документом, подтверждающим уровень бизнес-центра. При этом Гильдия Управляющих и Девелоперов намерена создать единый реестр бизнес-центров, в котором будут фиксироваться результаты сертификации. Если процедура сертификации будет успешной, в дальнейшем Гильдия планирует обратиться в Госстандарт с тем, чтобы сертификация бизнес-центров проводилась на государственном уровне.

Примерная характеристика бизнес-центров различных уровней:

Категории «А» и «B»

n Бизнес-центры категории «А» и «B» расположены, как правило, в историческом центре города, обладают удобными подъездными путями, отличными видовыми характеристиками и развитой инфраструктурой.

n Располагаются в отдельно стоящем специализированном здании, отвечающем международным стандартам качества. Это: высокий уровень ремонтно-отделочных работ, эффективная планировка этажей в виде офисных блоков, наличие конференц-зала, кафе/ресторана, охраняемой наземной парковки или подземного гаража.

n Для них характерна высокая мощность силовых коммуникаций, обеспечивающих максимальный комфорт и удобство работы; источники резервного электроснабжения, централизованная система кондиционирования и отопления, оптоволоконные каналы связи высокой емкости, скоростные лифты, неограниченное количество телефонных линий, современная система пожарной сигнализации и пожаротушения.

n Наличие высокопрофессиональной охраны, работающей в круглосуточном режиме, наличие системы видеонаблюдения и контроля доступа, обязательно наличие ресепшн.

n Профессиональная управляющая компания с известным именем (опыт работы на рынке офисной недвижимости – более трех лет, имеет в управлении не менее трех объектов).

Категория С

n Бизнес-центры расположены в удаленных от центра города районах, но с хорошей доступностью, расположенные вблизи основных магистралей, метро. Также к категории «С» отнесены и бизнес-центры, расположенные в престижных районах, но с невысоким уровнем сервиса и управления.

Категория D

n Офисные здания категории «D» находятся вдали от деловых районов города и не предлагают большое количество услуг. Основное достоинство бизнес-центров категории «D» – невысокие ставки арендной платы, привлекающие небольшие компании, которые пока не в состоянии позволить себе более комфортабельные условия работы.

Автор: Олеся Галкина
рубрика: Правила игры
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.