Двусмысленное ГЧП
Закон о государственно-частном партнерстве, который подготовило Минэкономразвития, может быть принят уже в 2013 году. Он сможет ввести практику небольших ГЧП проектов, уверены его сторонники. Не стоит слепо копировать западный опыт, советуют скептики.
«К сожалению, в России по механизму государственно-частного партнерства в основном реализуются только крупные инфраструктурные проекты, – говорит советник Mannheimer Swartling Майя Петрова. – И реализуются только потому, что есть политическая воля и, видимо, какая-то потребность в развитии крупной инфраструктуры».
«На сегодняшний день государственно-частное партнерство – это один из существующих законных, но сомнительных способов приватизации государственного и муниципального имущества без торгов», – добавляет руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп» Елена Рыжкова.
Способствовать появлению локальных проектов власти и бизнеса, в том числе на уровне муниципальных образований, которые сейчас лишены этого инструмента, призван федеральный закон о ГЧП. В нем большое внимание отводится необходимости внесения изменений и дополнений в существующее законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества, в Земельный кодекс, в антимонопольные нормы, в 94-ФЗ о госзакупках, рассказала Елена Рыжкова.
«В Петербурге есть ряд развивающихся территорий, на которых существует возможность реализовать проекты ГЧП, но по какой-то причине этого не происходит», – считает депутат муниципального округа № 53 Ирина Михалева. Этот механизм необходимо применять, например, для строительства детских садов и школ на участках, где объекты инфраструктуры нужны, но ни город, ни инвестор строить их в ближайшее время не намерены, говорит депутат. Или для внедрения проектов в сфере энергоэффективности, добавляют эксперты.
Однако не все строители однозначно приветствуют появление данной схемы. «Во всем мире у проектов ГЧП очень двусмысленная репутация, – предостерегает генеральный директор «Ханса СПб Девелопмент» Олег Барков. – Я общался с одним очень опытным английским инвестором, и он рассказал, что в Англии практически 70‑80% проектов ГЧП заканчиваются скандалом. Как правило, это либо национализация убытков, либо в той или иной степени перекладывание рисков на государство, либо желание поучаствовать в убыточном проекте и вовремя с него соскочить».
Кстати
На сегодняшний день официальная позиция города, озвученная вице-губернатором Игорем Метельским, такова. Проекты ГЧП обходятся государству примерно в 1,7 раза дороже, чем строительство за бюджетный счет. Схема имеет право на жизнь для крупных и экономически невыгодных бизнес-проектов, которые, тем не менее, нужны городу, но не для социальных объектов.
«К сожалению, в России по механизму государственно-частного партнерства в основном реализуются только крупные инфраструктурные проекты, – говорит советник Mannheimer Swartling Майя Петрова. – И реализуются только потому, что есть политическая воля и, видимо, какая-то потребность в развитии крупной инфраструктуры».
«На сегодняшний день государственно-частное партнерство – это один из существующих законных, но сомнительных способов приватизации государственного и муниципального имущества без торгов», – добавляет руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп» Елена Рыжкова.
Способствовать появлению локальных проектов власти и бизнеса, в том числе на уровне муниципальных образований, которые сейчас лишены этого инструмента, призван федеральный закон о ГЧП. В нем большое внимание отводится необходимости внесения изменений и дополнений в существующее законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества, в Земельный кодекс, в антимонопольные нормы, в 94-ФЗ о госзакупках, рассказала Елена Рыжкова.
«В Петербурге есть ряд развивающихся территорий, на которых существует возможность реализовать проекты ГЧП, но по какой-то причине этого не происходит», – считает депутат муниципального округа № 53 Ирина Михалева. Этот механизм необходимо применять, например, для строительства детских садов и школ на участках, где объекты инфраструктуры нужны, но ни город, ни инвестор строить их в ближайшее время не намерены, говорит депутат. Или для внедрения проектов в сфере энергоэффективности, добавляют эксперты.
Однако не все строители однозначно приветствуют появление данной схемы. «Во всем мире у проектов ГЧП очень двусмысленная репутация, – предостерегает генеральный директор «Ханса СПб Девелопмент» Олег Барков. – Я общался с одним очень опытным английским инвестором, и он рассказал, что в Англии практически 70‑80% проектов ГЧП заканчиваются скандалом. Как правило, это либо национализация убытков, либо в той или иной степени перекладывание рисков на государство, либо желание поучаствовать в убыточном проекте и вовремя с него соскочить».
Кстати
На сегодняшний день официальная позиция города, озвученная вице-губернатором Игорем Метельским, такова. Проекты ГЧП обходятся государству примерно в 1,7 раза дороже, чем строительство за бюджетный счет. Схема имеет право на жизнь для крупных и экономически невыгодных бизнес-проектов, которые, тем не менее, нужны городу, но не для социальных объектов.
рубрика:
Форум
автор:
Антонина Асанова