Владимир Шахов: «Решение основных проблем строительства – в развитии межотраслевого взаимодействия»
На минувшей неделе в Петербурге состоялся X Съезд строителей. Об итогах собрания профессионального сообщества и интеграции экономического пространства Северо-Запада «Строительному Еженедельнику» рассказал первый вице‑президент СРО НП «Строительный ресурс», генеральный директор Национального центра «Специальный ресурс» Владимир Шахов.
– Владимир Михайлович, петербургские строители собираются на свой профильный съезд уже в десятый раз. Какую роль играет съезд в сегодняшней жизни профессионального сообщества?
– Мероприятие, которое состоялось 3 декабря, – это хороший повод не только оглянуться назад и оценить пройденный путь, вспомнить удачи и достижения, но и расставить вехи на дороге в завтрашний день. Напомню, первый Съезд строителей Санкт-Петербурга, организованный группой инициаторов при содействии правительства города, почти сразу стал традиционной площадкой для диалога предпринимателей строительной отрасли с исполнительной властью города. Значительный вклад в становление и развитие этой площадки внес Союз строительных организаций и объединений. Также хотелось бы особо отметить роль Александра Ивановича Вахмистрова, благодаря активному участию которого удалось собрать воедино различные организации, привлечь органы государственной власти, представителей общественности и появившейся впоследствии системы саморегулирования. В итоге Съезд строителей стал площадкой, на которой регулярно определяются приоритеты и намечаются пути решения актуальных для строителей и для города проблем. Эффективность взаимодействия бизнеса и власти в рамках ежегодного Съезда строителей подтверждается стабильно высокими показателями ввода жилья, о чем свидетельствуют известные цифры. Объем ввода жилья в Петербурге в 2011 году относительно 2010 года вырос на 2% и составил 2 млн 705 тыс. кв. м. Всего за прошлый год было построено 640 жилых домов на 44 737 квартир. Таким образом, показатели ввода жилья составили 117,6% от контрольного показателя, установленного Минрегионом России, и 101,9% от уровня ввода жилой площади в 2010 году. В текущем году ожидается еще больший, нежели в 2011 году, рост объемов жилищного строительства в Петербурге. По данным Смольного, в текущем году строители сдадут 2 млн 750 тыс. кв. м жилья.
Однако необходимо не только повышать количество введенного в строй жилья, но и неустанно повышать качество строительства. С вступлением России в ВТО можно ожидать, что рынок в большей степени будет диктовать строителям законы минимально необходимого качества, когда голосовать за качество будет покупатель, у которого появится большая свобода выбора. К таким же покупателям можно отнести и государственного заказчика строительства в системе ФКС. Кроме того, перед строительной отраслью стоит большая проблема, связанная со значительным количеством ветхого и аварийного жилья. Если не принять действенных мер, то эта проблема будет приобретать все более трагический характер.
Существующие реалии, в том числе вступление России в ВТО и перспективы введения ФКС, заставляют нас оптимизировать подобные мероприятия – Съезды строителей, делая их более эффективными и полезными для строительной отрасли. Стабилизация роста показателей свидетельствует о здоровой обстановке, сложившейся на строительном рынке Санкт-Петербурга, и важную роль здесь сыграли Съезды строителей, на которых могли быть согласованы планы участников рынка и предложены механизмы сотрудничества. Не нужно забывать и о качестве строительства и репутации застройщика. И здесь подобные мероприятия также крайне важны, так как позволяют определить ориентиры для других, привести статистические данные, появляется возможность для определения позиций и обозначения планов развития, что в значительной степени способствует информационной открытости и публичности организаций, заинтересованных в построении долговечной репутации.
– Какие проблемы должны выноситься на эти съезды? Намечаются ли конкретные пути их решения?
– Занимаясь в рамках своей работы вопросами обманутых дольщиков, практикой госзаказа и вопросами внедрения ФКС, анализируя возможности сокращения количества ветхого и аварийного жилья, мы раз за разом сталкиваемся с тем, что решение всех этих вопросов требует комплексного подхода и участия экспертов и специалистов смежных со строительством отраслей. Решение большей части вопросов, которые были озвучены на съезде, требует комплексного подхода и содействия со стороны государства и учета общественных интересов. Ведь мы являемся участниками единого экономического процесса. Без интеграции, развития межотраслевого взаимодействия и укрепления межрегиональных связей с узловыми вопросами развития строительной отрасли нам не справиться. Безусловно, строительная отрасль является локомотивом экономики, но нужно понимать, что локомотив идет по проложенному пути, его движение регулируется диспетчером и зависит от множества внешних факторов. Также и обеспечение объектов строительства инженерной и транспортной инфраструктурой, улучшение инвестиционного климата, и тем более удешевление стоимости квадратных метров и повышение качества строительства невозможно без участия таких регуляторов, как финансовые структуры, региональной исполнительной и законодательной власти. Я считаю, что пришел момент для того, чтобы выйти за отраслевые и географические границы и пригласить смежников к выработке алгоритмов решения общих проблем. Дальнейшее поступательное развитие строительной отрасли не может происходить в отрыве от общего экономического развития округа и требует координации действий не только законодательной и исполнительной власти, но и всех участников экономического процесса, включая общественные институты.
– Можно ли говорить о хотя бы зачаточном уровне координации экономического пространства Северо-Запада?
– Сегодня региональные органы государственной власти далеко не всегда обладают достаточным инструментарием для решения наших проблем. Полномочия федеральных и региональных государственных органов в сфере экономической деятельности имеют свои пределы. При этом административные границы не всегда совпадают с границами профессиональных и экономических интересов участников рынка. У нас есть Съезд строителей Санкт-Петербурга и есть Съезд строителей Ленинградской области, но при реализации крупных проектов строители неизбежно взаимодействуют с представителями бизнеса и администрациями в других регионах Северо-Запада. Бизнес стремится задействовать потенциал регионов СЗФО для своего развития. К примеру, традиционно Санкт-Петербург – это крупный потребитель, а Ленинградская область – это поставщик строительных материалов. На сегодняшний день строительный сектор Ленинградской области во многом зависит от петербургских строительных компаний (ЗАО «Строительный трест», Setl City, NCC и т. д.), которые реализуют крупные проекты в области. Большая часть крупных инвестиционных проектов в жилищном строительстве Ленобласти, таких как «Новый Оккервиль», «Семь столиц», «Эланд», реализуются на границе двух регионов и, по сути, нацелены на удовлетворение спроса на жилье со стороны петербуржцев, что, в свою очередь, приводит к необходимости обсуждения многих вопросов именно с петербургскими властями. И это лишь пример взаимодействия двух субъектов СЗФО, а интересы бизнеса гораздо шире и географически, и ресурсно.
Экономика Северо-Западного федерального округа – это единый механизм, и мы больше не можем замыкаться в границах муниципальных образований и областей, это противоречит практике жизни. Искусственная изоляция даже такого крупного субъекта, как Санкт-Петербург, не идет нам на пользу. Мы не можем игнорировать интеграцию, которая идет во всех сферах экономический деятельности, и в том числе возросшую роль финансовых институтов в регулировании реальных производственных процессов. Все реальные проблемы, которые мы сегодня обсуждаем, – это проблемы рыночной экономики в целом, повышения ее эффективности посредством более грамотной политики. Сегодня нужно более внимательно подходить к процессам интеграции и объединения всех элементов строительной отрасли и смежных отраслей для выработки системных решений и планирования совместных действий, подготовки разумных предложений и осуществления реальных процессов. Это не только повысило бы эффективность работы строительной отрасли, но и, что особенно важно в условиях вхождения России в ВТО, положительно сказалось на инвестиционной привлекательности отдельных регионов и всего СЗФО в целом.
– Какие шаги нужно предпринимать для такой интеграции?
– Мне кажется, что первый шаг в этом направлении уже сделан в виде создания АНО «Стратегическое партнерство Северо-Запад». Инициатором выступил аппарат полномочного представителя Президента РФ в СЗФО. Полпредство не только сформулировало идеологию развития экономики округа, но и сумело организационно объединить в сообщество руководителей всех субъектов округа и наиболее крупные организации регионов. Ожидается, что АНО «Стратегическое партнерство Северо-Запад» в скором времени выступит двигателем процессов по повышению инвестиционной привлекательности регионов Северо-Запада. Очевидно, что государство демонстрирует готовность к диалогу, и мы не можем этим не воспользоваться.
– Какие формы может принять этот диалог?
– В качестве одного из инструментов диалога в строительной сфере было введено саморегулирование. Саморегулируемые организации объединили участников рынка. СРО первой и второй волны уже накопили достаточный опыт взаимодействия со своими членами, опыт выработки консолидированных позиций и доведение их до федеральных и региональных уровней власти. Но надо понимать и то, что в 2012 году появилась и третья волна СРО. Как относиться к появлению региональных СРО третьей волны? Все это важные вопросы, требующие детальной проработки и подготовки к обсуждению. Еще одним важным инструментом диалога государства и бизнеса стал механизм ГЧП. На данный момент государственно-частное партнерство как форма взаимоотношений частного сектора экономики и государства показывает свою жизнеспособность и принимает все новые формы взаимодействий. В контексте данных взаимоотношений принципиально понимать, что государство должно создавать понятные всем участникам инвестиционно-строительного рынка правила игры, может быть, более жесткие, чем ранее, но понятные для всех участников. И самое важное, государство должно при такой форме взаимодействия выступать гарантом для участвующих сторон в достижении поставленных целей. И учрежденная осенью этого года АНО «Стратегическое партнерство по экономическому развитию Северо-Запада» как раз и должно продемонстрировать жизнеспособность таких конструкций. Сегодня как никогда остро стоит необходимость фильтрации рынка от псевдостроительных компаний, результатом деятельности которых являются обманутые дольщики, по какой бы шкале мы их не классифицировали. Одной из перспективных форм такого государственно-частного партнерства является возможность реализации механизмов проектного финансирования с более активным привлечением финансовых институтов. С одной стороны, это способ защитить рынок от недобросовестных застройщиков и избавить дееспособное население от «строительных пирамид», с другой стороны – это возможность для строительных компаний изменить структуру привлечения денежных средств и обеспечить бесперебойность финансирования строительных циклов, что естественным образом скажется на сроках проектирования и строительства новых объектов. Взаимодействие государства, строительного сектора, финансовых институтов и инвесторов в виде закрепленных договорных отношений с четким разграничением обязанностей и принимаемой на себя ответственности позволяют привнести новый импульс в развитие жилищного домостроения. Основные механизмы такой формы организации долевого строительства получили поддержку со стороны участников межрегиональной конференции «Развитие жилищного строительства в СЗФО» в г. Архангельске и имеют все шансы для успешной реализации на территории СЗФО, что требует дальнейшего развития данного инструментария. Кстати, представитель Национального центра развития саморегулирования «Специальный ресурс» Валерий Субханкулов в данном мероприятии участвовал именно как руководитель финансового института и хорошо разбирается в этой теме.
– Учитывая все вышесказанное, чего ждете от IV Съезда строителей Северо-Запада, который пройдет весной 2013 года?
– Я однозначно поддерживаю инициативу полпредства СЗФО по организации Cъезда строителей округа и возможному расширению состава участников представителями органов региональной власти, финансовой сферы, промышленности, естественных монополий и региональных общественных организаций. В решениях форума такого масштаба могут быть закреплены алгоритмы практических действий, общие правила игры, которые впоследствии помогут участникам рынка в реализации их проектов. Форум с широким представительством участников экономической деятельности и руководителей регионов Северо-Запада может стать эффективным инструментом развития строительного комплекса. Расширенный строительно-промышленный инвестиционный форум – это залог перехода от теоретических докладов и планов к реальной реализации не только пилотных проектов. Я уверен, что положительный опыт работы Санкт-Петербургского съезда строителей может быть использован на новом качественном уровне с учетом современных экономических и политических процессов. И целью Национального центра развития саморегулирования «Специальный ресурс» в том числе является реализация проекта «Ежегодный окружной строительно-промышленный инвестиционный форум».
– Владимир Михайлович, петербургские строители собираются на свой профильный съезд уже в десятый раз. Какую роль играет съезд в сегодняшней жизни профессионального сообщества?
– Мероприятие, которое состоялось 3 декабря, – это хороший повод не только оглянуться назад и оценить пройденный путь, вспомнить удачи и достижения, но и расставить вехи на дороге в завтрашний день. Напомню, первый Съезд строителей Санкт-Петербурга, организованный группой инициаторов при содействии правительства города, почти сразу стал традиционной площадкой для диалога предпринимателей строительной отрасли с исполнительной властью города. Значительный вклад в становление и развитие этой площадки внес Союз строительных организаций и объединений. Также хотелось бы особо отметить роль Александра Ивановича Вахмистрова, благодаря активному участию которого удалось собрать воедино различные организации, привлечь органы государственной власти, представителей общественности и появившейся впоследствии системы саморегулирования. В итоге Съезд строителей стал площадкой, на которой регулярно определяются приоритеты и намечаются пути решения актуальных для строителей и для города проблем. Эффективность взаимодействия бизнеса и власти в рамках ежегодного Съезда строителей подтверждается стабильно высокими показателями ввода жилья, о чем свидетельствуют известные цифры. Объем ввода жилья в Петербурге в 2011 году относительно 2010 года вырос на 2% и составил 2 млн 705 тыс. кв. м. Всего за прошлый год было построено 640 жилых домов на 44 737 квартир. Таким образом, показатели ввода жилья составили 117,6% от контрольного показателя, установленного Минрегионом России, и 101,9% от уровня ввода жилой площади в 2010 году. В текущем году ожидается еще больший, нежели в 2011 году, рост объемов жилищного строительства в Петербурге. По данным Смольного, в текущем году строители сдадут 2 млн 750 тыс. кв. м жилья.
Однако необходимо не только повышать количество введенного в строй жилья, но и неустанно повышать качество строительства. С вступлением России в ВТО можно ожидать, что рынок в большей степени будет диктовать строителям законы минимально необходимого качества, когда голосовать за качество будет покупатель, у которого появится большая свобода выбора. К таким же покупателям можно отнести и государственного заказчика строительства в системе ФКС. Кроме того, перед строительной отраслью стоит большая проблема, связанная со значительным количеством ветхого и аварийного жилья. Если не принять действенных мер, то эта проблема будет приобретать все более трагический характер.
Существующие реалии, в том числе вступление России в ВТО и перспективы введения ФКС, заставляют нас оптимизировать подобные мероприятия – Съезды строителей, делая их более эффективными и полезными для строительной отрасли. Стабилизация роста показателей свидетельствует о здоровой обстановке, сложившейся на строительном рынке Санкт-Петербурга, и важную роль здесь сыграли Съезды строителей, на которых могли быть согласованы планы участников рынка и предложены механизмы сотрудничества. Не нужно забывать и о качестве строительства и репутации застройщика. И здесь подобные мероприятия также крайне важны, так как позволяют определить ориентиры для других, привести статистические данные, появляется возможность для определения позиций и обозначения планов развития, что в значительной степени способствует информационной открытости и публичности организаций, заинтересованных в построении долговечной репутации.
– Какие проблемы должны выноситься на эти съезды? Намечаются ли конкретные пути их решения?
– Занимаясь в рамках своей работы вопросами обманутых дольщиков, практикой госзаказа и вопросами внедрения ФКС, анализируя возможности сокращения количества ветхого и аварийного жилья, мы раз за разом сталкиваемся с тем, что решение всех этих вопросов требует комплексного подхода и участия экспертов и специалистов смежных со строительством отраслей. Решение большей части вопросов, которые были озвучены на съезде, требует комплексного подхода и содействия со стороны государства и учета общественных интересов. Ведь мы являемся участниками единого экономического процесса. Без интеграции, развития межотраслевого взаимодействия и укрепления межрегиональных связей с узловыми вопросами развития строительной отрасли нам не справиться. Безусловно, строительная отрасль является локомотивом экономики, но нужно понимать, что локомотив идет по проложенному пути, его движение регулируется диспетчером и зависит от множества внешних факторов. Также и обеспечение объектов строительства инженерной и транспортной инфраструктурой, улучшение инвестиционного климата, и тем более удешевление стоимости квадратных метров и повышение качества строительства невозможно без участия таких регуляторов, как финансовые структуры, региональной исполнительной и законодательной власти. Я считаю, что пришел момент для того, чтобы выйти за отраслевые и географические границы и пригласить смежников к выработке алгоритмов решения общих проблем. Дальнейшее поступательное развитие строительной отрасли не может происходить в отрыве от общего экономического развития округа и требует координации действий не только законодательной и исполнительной власти, но и всех участников экономического процесса, включая общественные институты.
– Можно ли говорить о хотя бы зачаточном уровне координации экономического пространства Северо-Запада?
– Сегодня региональные органы государственной власти далеко не всегда обладают достаточным инструментарием для решения наших проблем. Полномочия федеральных и региональных государственных органов в сфере экономической деятельности имеют свои пределы. При этом административные границы не всегда совпадают с границами профессиональных и экономических интересов участников рынка. У нас есть Съезд строителей Санкт-Петербурга и есть Съезд строителей Ленинградской области, но при реализации крупных проектов строители неизбежно взаимодействуют с представителями бизнеса и администрациями в других регионах Северо-Запада. Бизнес стремится задействовать потенциал регионов СЗФО для своего развития. К примеру, традиционно Санкт-Петербург – это крупный потребитель, а Ленинградская область – это поставщик строительных материалов. На сегодняшний день строительный сектор Ленинградской области во многом зависит от петербургских строительных компаний (ЗАО «Строительный трест», Setl City, NCC и т. д.), которые реализуют крупные проекты в области. Большая часть крупных инвестиционных проектов в жилищном строительстве Ленобласти, таких как «Новый Оккервиль», «Семь столиц», «Эланд», реализуются на границе двух регионов и, по сути, нацелены на удовлетворение спроса на жилье со стороны петербуржцев, что, в свою очередь, приводит к необходимости обсуждения многих вопросов именно с петербургскими властями. И это лишь пример взаимодействия двух субъектов СЗФО, а интересы бизнеса гораздо шире и географически, и ресурсно.
Экономика Северо-Западного федерального округа – это единый механизм, и мы больше не можем замыкаться в границах муниципальных образований и областей, это противоречит практике жизни. Искусственная изоляция даже такого крупного субъекта, как Санкт-Петербург, не идет нам на пользу. Мы не можем игнорировать интеграцию, которая идет во всех сферах экономический деятельности, и в том числе возросшую роль финансовых институтов в регулировании реальных производственных процессов. Все реальные проблемы, которые мы сегодня обсуждаем, – это проблемы рыночной экономики в целом, повышения ее эффективности посредством более грамотной политики. Сегодня нужно более внимательно подходить к процессам интеграции и объединения всех элементов строительной отрасли и смежных отраслей для выработки системных решений и планирования совместных действий, подготовки разумных предложений и осуществления реальных процессов. Это не только повысило бы эффективность работы строительной отрасли, но и, что особенно важно в условиях вхождения России в ВТО, положительно сказалось на инвестиционной привлекательности отдельных регионов и всего СЗФО в целом.
– Какие шаги нужно предпринимать для такой интеграции?
– Мне кажется, что первый шаг в этом направлении уже сделан в виде создания АНО «Стратегическое партнерство Северо-Запад». Инициатором выступил аппарат полномочного представителя Президента РФ в СЗФО. Полпредство не только сформулировало идеологию развития экономики округа, но и сумело организационно объединить в сообщество руководителей всех субъектов округа и наиболее крупные организации регионов. Ожидается, что АНО «Стратегическое партнерство Северо-Запад» в скором времени выступит двигателем процессов по повышению инвестиционной привлекательности регионов Северо-Запада. Очевидно, что государство демонстрирует готовность к диалогу, и мы не можем этим не воспользоваться.
– Какие формы может принять этот диалог?
– В качестве одного из инструментов диалога в строительной сфере было введено саморегулирование. Саморегулируемые организации объединили участников рынка. СРО первой и второй волны уже накопили достаточный опыт взаимодействия со своими членами, опыт выработки консолидированных позиций и доведение их до федеральных и региональных уровней власти. Но надо понимать и то, что в 2012 году появилась и третья волна СРО. Как относиться к появлению региональных СРО третьей волны? Все это важные вопросы, требующие детальной проработки и подготовки к обсуждению. Еще одним важным инструментом диалога государства и бизнеса стал механизм ГЧП. На данный момент государственно-частное партнерство как форма взаимоотношений частного сектора экономики и государства показывает свою жизнеспособность и принимает все новые формы взаимодействий. В контексте данных взаимоотношений принципиально понимать, что государство должно создавать понятные всем участникам инвестиционно-строительного рынка правила игры, может быть, более жесткие, чем ранее, но понятные для всех участников. И самое важное, государство должно при такой форме взаимодействия выступать гарантом для участвующих сторон в достижении поставленных целей. И учрежденная осенью этого года АНО «Стратегическое партнерство по экономическому развитию Северо-Запада» как раз и должно продемонстрировать жизнеспособность таких конструкций. Сегодня как никогда остро стоит необходимость фильтрации рынка от псевдостроительных компаний, результатом деятельности которых являются обманутые дольщики, по какой бы шкале мы их не классифицировали. Одной из перспективных форм такого государственно-частного партнерства является возможность реализации механизмов проектного финансирования с более активным привлечением финансовых институтов. С одной стороны, это способ защитить рынок от недобросовестных застройщиков и избавить дееспособное население от «строительных пирамид», с другой стороны – это возможность для строительных компаний изменить структуру привлечения денежных средств и обеспечить бесперебойность финансирования строительных циклов, что естественным образом скажется на сроках проектирования и строительства новых объектов. Взаимодействие государства, строительного сектора, финансовых институтов и инвесторов в виде закрепленных договорных отношений с четким разграничением обязанностей и принимаемой на себя ответственности позволяют привнести новый импульс в развитие жилищного домостроения. Основные механизмы такой формы организации долевого строительства получили поддержку со стороны участников межрегиональной конференции «Развитие жилищного строительства в СЗФО» в г. Архангельске и имеют все шансы для успешной реализации на территории СЗФО, что требует дальнейшего развития данного инструментария. Кстати, представитель Национального центра развития саморегулирования «Специальный ресурс» Валерий Субханкулов в данном мероприятии участвовал именно как руководитель финансового института и хорошо разбирается в этой теме.
– Учитывая все вышесказанное, чего ждете от IV Съезда строителей Северо-Запада, который пройдет весной 2013 года?
– Я однозначно поддерживаю инициативу полпредства СЗФО по организации Cъезда строителей округа и возможному расширению состава участников представителями органов региональной власти, финансовой сферы, промышленности, естественных монополий и региональных общественных организаций. В решениях форума такого масштаба могут быть закреплены алгоритмы практических действий, общие правила игры, которые впоследствии помогут участникам рынка в реализации их проектов. Форум с широким представительством участников экономической деятельности и руководителей регионов Северо-Запада может стать эффективным инструментом развития строительного комплекса. Расширенный строительно-промышленный инвестиционный форум – это залог перехода от теоретических докладов и планов к реальной реализации не только пилотных проектов. Я уверен, что положительный опыт работы Санкт-Петербургского съезда строителей может быть использован на новом качественном уровне с учетом современных экономических и политических процессов. И целью Национального центра развития саморегулирования «Специальный ресурс» в том числе является реализация проекта «Ежегодный окружной строительно-промышленный инвестиционный форум».
рубрика:
Саморегулирование