Флот без хозяина
Росимущество второй год обещает провести торги на право покупки Архангельского тралового флота и его береговой инфраструктуры. Спасти крупнейшее рыбодобывающие госпредприятие Северо-Запада может только приход нового, экономически состоятельного владельца, уверены эксперты.
В настоящее время ОАО «Архангельский траловый флот» входит в число наиболее крупных рыбодобывающих компаний Северного бассейна. Предприятие было создано в 2004 году путем приватизации ФГУП «Архангельская база тралового флота». Уставный капитал АТФ составляет 1,532 млрд рублей. 100% акций принадлежат государству в лице Росимущества. В его состав входит 20 рыболовецких судов и береговая инфраструктура — склады, холодильные установки, рыбоперерабатывающий завод, база технического обслуживания флота. В 2006 году компания успешно вышла из процедуры банкротства. Усилиями трудового коллектива за два года платежеспособность предприятия была восстановлена. В 2009 году было принято решение о начале крупномасштабной программы модернизации судов, так как рентабельность вылова и состояние флота компании с каждым годом ухудшались в связи с отсутствием надлежащего ремонта и капитальных инвестиций. В этом же году начались работы по ремонту и модернизации траулеров, а также развитие инфраструктуры порта. Программа модернизации потребовала значительных капитальных вложений, отмечают в компании. Из-за отсутствия собственных свободных средств финансирование велось за счет привлечения заемных источников. На текущий момент предприятие обременено долгом на сумму более 1 млрд рублей. Согласно графику, в 2013 году АТФ должен погасить кредит в 175 млн рублей, а к 2015 году – 770 млн рублей.
Затяжная приватизация
История приватизации терпящего бедствие флота длится уже несколько лет. Основные же события развернулись в течение 2012 года. Год назад, в феврале 2012 года, глава Росрыболовства Андрей Крайний в устной беседе с представителями ОАО «АТФ» пообещал, что приватизация предприятия состоится, и притом уже в текущем году. Он также сообщил, что хотел бы, чтобы приватизация прошла в виде конкурса, а не аукциона, поскольку на аукционе побеждает организация, которая просто дала больше денег. «Мы же попросили провести конкурс по одной из простых причин – его можно проводить с условиями. Так вот, в этих условиях сказано: победитель конкурса не имеет права перебазировать флот из Архангельска, он обязан сохранить Маймаксанский грузовой район, рабочие места», – рассказывал господин Крайний. Впрочем, в итоге было принято решение все-таки проводить аукцион, на котором настаивало Минэкономразвития РФ как на более прозрачном механизме. Однако наличие особых требований к будущему владельцу осталось – обсуждение критериев подхода к приватизации ОАО «Архангельский траловый флот» состоялось в министерстве 23 октября 2012 года. В рамках слушания первый заместитель генерального директора АТФ по финансам и экономике Андрей Орлов еще раз подчеркнул важность сохранения флота в Архангельске. «В случае приобретения нашего предприятия рыбодобывающей компанией с существующим модернизированным флотом или компанией с развитой портовой инфраструктурой высока вероятность того, что флот АТФ будет передислоцирован в другой порт, перерабатывающие мощности закрыты, трудовой коллектив значительно сокращен», – высказал опасения компании господин Орлов. Кроме того, менеджмент флота подверг критике финансовые требования к будущему владельцу. ОАО «Газпромбанк» (является банком-агентом по проведению приватизации АТФ) одним из критериев отбора претендентов на покупку акций называет обладание выручкой в 500 млн рублей за 2011 год. «Для нас принципиально важно, чтобы новым собственником предприятия стала компания с финансовым ресурсом, достаточным для продолжения модернизации флота и повышения его конкурентоспособности на рынке. Выручка покупателя в 500 млн рублей и годовой оборот тралфлота в 4,5 млрд рублей – это несопоставимо! Купить АТФ такая компания сможет, а вот инвестировать в модернизацию флота и рыбопереработку, тем более в приобретение новых судов – нет. АТФ в текущий момент банками некредитуем, поэтому нужен серьезный инвестор, способный привлечь кредитные средства «под себя» и дать их флоту на развитие», – добавил Андрей Орлов.
В ожидании торгов
До конца года Росимущество должно было провести конкурс, который определит нового владельца предприятия. Однако в декабре глава ведомства Ольга Дергунова сообщила, что вопрос по срокам приватизации еще не решен. Не решен даже вопрос о перечне итоговых социальных обязательств, которые будут прописаны для инвестора. Отметим, что осенью 2012 года ветераны АТФ обратились с открытым письмом к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой прояснить ситуацию по социальной составляющей при проведении приватизации предприятия. В ответ уже в 2013 году ветераны получили сообщение от и. о. директора департамента имущественных отношений Минэкономразвития Анны Нестеровой, в котором сообщалось, что приватизация ОАО «АТФ» включена в программу приватизации федерального имущества на 2011‑2013 годы. Согласно официальному письму, по состоянию на февраль 2013 года никакой конкретики по срокам и условиям приватизации по-прежнему нет.
Претенденты на флот
Вместе с тем медленно, но верно продолжает пополняться список претендентов на покупку 100% акций госпредприятия. Так, 8 февраля 2013 года ФАС России одобрила ходатайство ОАО «Группа компаний «Русское море» о приобретении 100% акций предприятия и выдало предписание. В «Русском море» эту информацию подтвердили, подчеркнув тот факт, что процесс приватизации сильно затягивается, и до сих пор не определены даже условия проведения торгов. «Окончательное решение об участии компании в торгах будет зависеть от окончательных условий и требований к инвестору», – сообщил начальник управления по связям с общественностью ОАО «ГК Русское море» Илья Власенко. По его словам, помимо решения о проведении приватизации в определенный срок, а такого решения до сих пор нет, необходим целый ряд действий, предваряющих или сопровождающих торги. Например, проведение оценки приватизируемого актива (флота). Предыдущая оценка была проведена в прошлом году и уже устарела, но и новую оценку за один день не сделать. «Таким образом, процесс затягивается и еще больше, и точно сказать, когда же именно произойдет приватизация, ее потенциальные участники также не в состоянии», - констатировал господин Власенко. Помимо «Русского моря», ФАС уже одобрила ходатайства о приобретении предприятия от ЗАО «Русская рыбная компания» и ООО «Робинзон». Кроме того, уже долгое время в очереди на торги стоят ООО «Вирма» (Петрозаводск является учредителем ООО «Северо-Западная рыбопромышленная компания – Мурманск») и ООО «ЮСП Северные инвестиции» (владелец - кипрская компания UCP SeaResourcesLtd).
В настоящее время ОАО «Архангельский траловый флот» входит в число наиболее крупных рыбодобывающих компаний Северного бассейна. Предприятие было создано в 2004 году путем приватизации ФГУП «Архангельская база тралового флота». Уставный капитал АТФ составляет 1,532 млрд рублей. 100% акций принадлежат государству в лице Росимущества. В его состав входит 20 рыболовецких судов и береговая инфраструктура — склады, холодильные установки, рыбоперерабатывающий завод, база технического обслуживания флота. В 2006 году компания успешно вышла из процедуры банкротства. Усилиями трудового коллектива за два года платежеспособность предприятия была восстановлена. В 2009 году было принято решение о начале крупномасштабной программы модернизации судов, так как рентабельность вылова и состояние флота компании с каждым годом ухудшались в связи с отсутствием надлежащего ремонта и капитальных инвестиций. В этом же году начались работы по ремонту и модернизации траулеров, а также развитие инфраструктуры порта. Программа модернизации потребовала значительных капитальных вложений, отмечают в компании. Из-за отсутствия собственных свободных средств финансирование велось за счет привлечения заемных источников. На текущий момент предприятие обременено долгом на сумму более 1 млрд рублей. Согласно графику, в 2013 году АТФ должен погасить кредит в 175 млн рублей, а к 2015 году – 770 млн рублей.
Затяжная приватизация
История приватизации терпящего бедствие флота длится уже несколько лет. Основные же события развернулись в течение 2012 года. Год назад, в феврале 2012 года, глава Росрыболовства Андрей Крайний в устной беседе с представителями ОАО «АТФ» пообещал, что приватизация предприятия состоится, и притом уже в текущем году. Он также сообщил, что хотел бы, чтобы приватизация прошла в виде конкурса, а не аукциона, поскольку на аукционе побеждает организация, которая просто дала больше денег. «Мы же попросили провести конкурс по одной из простых причин – его можно проводить с условиями. Так вот, в этих условиях сказано: победитель конкурса не имеет права перебазировать флот из Архангельска, он обязан сохранить Маймаксанский грузовой район, рабочие места», – рассказывал господин Крайний. Впрочем, в итоге было принято решение все-таки проводить аукцион, на котором настаивало Минэкономразвития РФ как на более прозрачном механизме. Однако наличие особых требований к будущему владельцу осталось – обсуждение критериев подхода к приватизации ОАО «Архангельский траловый флот» состоялось в министерстве 23 октября 2012 года. В рамках слушания первый заместитель генерального директора АТФ по финансам и экономике Андрей Орлов еще раз подчеркнул важность сохранения флота в Архангельске. «В случае приобретения нашего предприятия рыбодобывающей компанией с существующим модернизированным флотом или компанией с развитой портовой инфраструктурой высока вероятность того, что флот АТФ будет передислоцирован в другой порт, перерабатывающие мощности закрыты, трудовой коллектив значительно сокращен», – высказал опасения компании господин Орлов. Кроме того, менеджмент флота подверг критике финансовые требования к будущему владельцу. ОАО «Газпромбанк» (является банком-агентом по проведению приватизации АТФ) одним из критериев отбора претендентов на покупку акций называет обладание выручкой в 500 млн рублей за 2011 год. «Для нас принципиально важно, чтобы новым собственником предприятия стала компания с финансовым ресурсом, достаточным для продолжения модернизации флота и повышения его конкурентоспособности на рынке. Выручка покупателя в 500 млн рублей и годовой оборот тралфлота в 4,5 млрд рублей – это несопоставимо! Купить АТФ такая компания сможет, а вот инвестировать в модернизацию флота и рыбопереработку, тем более в приобретение новых судов – нет. АТФ в текущий момент банками некредитуем, поэтому нужен серьезный инвестор, способный привлечь кредитные средства «под себя» и дать их флоту на развитие», – добавил Андрей Орлов.
В ожидании торгов
До конца года Росимущество должно было провести конкурс, который определит нового владельца предприятия. Однако в декабре глава ведомства Ольга Дергунова сообщила, что вопрос по срокам приватизации еще не решен. Не решен даже вопрос о перечне итоговых социальных обязательств, которые будут прописаны для инвестора. Отметим, что осенью 2012 года ветераны АТФ обратились с открытым письмом к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой прояснить ситуацию по социальной составляющей при проведении приватизации предприятия. В ответ уже в 2013 году ветераны получили сообщение от и. о. директора департамента имущественных отношений Минэкономразвития Анны Нестеровой, в котором сообщалось, что приватизация ОАО «АТФ» включена в программу приватизации федерального имущества на 2011‑2013 годы. Согласно официальному письму, по состоянию на февраль 2013 года никакой конкретики по срокам и условиям приватизации по-прежнему нет.
Претенденты на флот
Вместе с тем медленно, но верно продолжает пополняться список претендентов на покупку 100% акций госпредприятия. Так, 8 февраля 2013 года ФАС России одобрила ходатайство ОАО «Группа компаний «Русское море» о приобретении 100% акций предприятия и выдало предписание. В «Русском море» эту информацию подтвердили, подчеркнув тот факт, что процесс приватизации сильно затягивается, и до сих пор не определены даже условия проведения торгов. «Окончательное решение об участии компании в торгах будет зависеть от окончательных условий и требований к инвестору», – сообщил начальник управления по связям с общественностью ОАО «ГК Русское море» Илья Власенко. По его словам, помимо решения о проведении приватизации в определенный срок, а такого решения до сих пор нет, необходим целый ряд действий, предваряющих или сопровождающих торги. Например, проведение оценки приватизируемого актива (флота). Предыдущая оценка была проведена в прошлом году и уже устарела, но и новую оценку за один день не сделать. «Таким образом, процесс затягивается и еще больше, и точно сказать, когда же именно произойдет приватизация, ее потенциальные участники также не в состоянии», - констатировал господин Власенко. Помимо «Русского моря», ФАС уже одобрила ходатайства о приобретении предприятия от ЗАО «Русская рыбная компания» и ООО «Робинзон». Кроме того, уже долгое время в очереди на торги стоят ООО «Вирма» (Петрозаводск является учредителем ООО «Северо-Западная рыбопромышленная компания – Мурманск») и ООО «ЮСП Северные инвестиции» (владелец - кипрская компания UCP SeaResourcesLtd).
рубрика:
Новости регионов
автор:
Михаил Немировский