Строительные отходы идут по кругу
По экспертным оценкам, до 90% материалов, которые образуются в результате сноса и демонтажа зданий в Петербурге, после соответствующей переработки пригодны для дальнейшего использования в строительстве.
Для этих целей подходит бой бетона или асфальта, стальной шлак, а также цветной металл. В основном проходят процесс переработки бетон и кирпич. Эти материалы обрабатываются на специальных дробильных комплексах и могут быть использованы повторно, в частности, для отсыпки дорог. Но в принципе перерабатывать можно и деревянные балки, и пластиковые окна.
В Петербурге переработанные строительные отходы используются в основном для подсыпки стройплощадок. Это естественным образом сокращает стоимость нового строительства. «В нашей практике часто случалось фиксировать такие факты, что прокладываемые бетонные дороги подсыпают боем асфальта и прочими схожими строительными отходами. Что касается шлака, то он вообще часто встречается как пример безотходности производства. Также хороший пример – переработка древесной массы в ДСП», – рассказывает руководитель природоохранных проектов МОО «Зеленый Фронт» Егор Леонтьев.
В Санкт-Петербурге есть компании, предлагающие услуги по переработке строительного мусора, однако распространенной практикой этот процесс назвать пока нельзя. Одна из причин – необходимые затраты на оборудование. К примеру, только дробильная машина обойдется минимум в 20 млн руб. Окупится ее покупка не ранее чем через 4 года. Часто игроками на этом рынке являются демонтажные компании. К примеру, «ГК «КрашМаш» внедрила в свою работу технологии, позволяющие повторно использовать материалы, получаемые в результате демонтажа зданий и, что очень важно, – легитимизировала эту деятельность на территории РФ», – рассказывает Александр Васильев. Внедрение технологий позволило привлечь новых заказчиков. Расходы на захоронение отходов составляют от 50% и до 100% от стоимости самого демонтажа. ГК «КрашМаш», как заявляют в компании, сократила такие расходы для заказчика до 3-7%, что автоматически привело к снижению стоимости демонтажа в 2 раза. В настоящее время компания имеет в своем распоряжении оборудование, позволяющее производить порядка 450-500 тыс. куб. м в год. Весь этот объем используется повторно.
Измельченные бетон и кирпич предлагаются заказчикам. В настоящее время после демонтажа здания в среднем около 50‑60% вторичного щебня используется тут же на площадке для отсыпки площадок, временных дорог, засыпки котлованов при подготовке территории под строительство. Такой вариант экономичнее. К примеру, если щебень из бетона сегодня стоит около 300 руб. за куб. м, то стоимость гранитного в несколько раз выше и составляет примерно 1000 руб. за куб. м плюс расходы на доставку его на стройплощадку.
С экономической точки зрения переработка отходов – вещь прибыльная. Экономическая эффективность повторного использования этих ресурсов позволяет в 2-3 раза снизить себестоимость готового вторичного продукта, но только при создании определенных условий для конечного переработчика», – говорит руководитель природоохранных проектов МОО «Зеленый Фронт» Егор Леонтьев.
Объем строительного мусора, который образуется в Петербурге ежегодно, подсчитать сложно. Судя по всему, не знают определенных цифр и в Смольном. По данным Комитета по экологии Петербурга в прошлом году всего в Петербурге образовалось 3 852 тыс. куб. м строительного мусора. Впрочем, когда вице-губернатору Сергею Козыреву озвучили эти цифры, он в них усомнился, назвав их заниженными. «При тех объемах строительства, что ведется в Петербурге, я таким цифрам не верю», – заявил чиновник.
Исходя из оценок, которые были даны, теоретически порядка 3-3,4 тыс. куб. м строительных отходов может быть переработано. Однако не перерабатывается и десятой части от всего объема.
Для того чтобы перерабатывать стройотходы эффективно, необходимо добиться максимально раздельного их сбора, а также сохранной доставки до переработчика. По словам Егора Леонтьева, если рассматривать в качестве такового завод по переработке, то, как правило, до него ценные, экономически интересные отходы уже не доходят. «Необходимо строить систему – вывоз стройотходов из точки А и приемка ее на перерабатывающем заводе в точке В без посредников. Но даже в таком случае останется вопрос – куда девать ту часть отходов, которая не годится для вторичной переработки? Для этого необходим полигон, соответствующие условия для захоронения или договоры на вывоз», – уверен Егор Леонтьев.
Для этих целей подходит бой бетона или асфальта, стальной шлак, а также цветной металл. В основном проходят процесс переработки бетон и кирпич. Эти материалы обрабатываются на специальных дробильных комплексах и могут быть использованы повторно, в частности, для отсыпки дорог. Но в принципе перерабатывать можно и деревянные балки, и пластиковые окна.
В Петербурге переработанные строительные отходы используются в основном для подсыпки стройплощадок. Это естественным образом сокращает стоимость нового строительства. «В нашей практике часто случалось фиксировать такие факты, что прокладываемые бетонные дороги подсыпают боем асфальта и прочими схожими строительными отходами. Что касается шлака, то он вообще часто встречается как пример безотходности производства. Также хороший пример – переработка древесной массы в ДСП», – рассказывает руководитель природоохранных проектов МОО «Зеленый Фронт» Егор Леонтьев.
В Санкт-Петербурге есть компании, предлагающие услуги по переработке строительного мусора, однако распространенной практикой этот процесс назвать пока нельзя. Одна из причин – необходимые затраты на оборудование. К примеру, только дробильная машина обойдется минимум в 20 млн руб. Окупится ее покупка не ранее чем через 4 года. Часто игроками на этом рынке являются демонтажные компании. К примеру, «ГК «КрашМаш» внедрила в свою работу технологии, позволяющие повторно использовать материалы, получаемые в результате демонтажа зданий и, что очень важно, – легитимизировала эту деятельность на территории РФ», – рассказывает Александр Васильев. Внедрение технологий позволило привлечь новых заказчиков. Расходы на захоронение отходов составляют от 50% и до 100% от стоимости самого демонтажа. ГК «КрашМаш», как заявляют в компании, сократила такие расходы для заказчика до 3-7%, что автоматически привело к снижению стоимости демонтажа в 2 раза. В настоящее время компания имеет в своем распоряжении оборудование, позволяющее производить порядка 450-500 тыс. куб. м в год. Весь этот объем используется повторно.
Измельченные бетон и кирпич предлагаются заказчикам. В настоящее время после демонтажа здания в среднем около 50‑60% вторичного щебня используется тут же на площадке для отсыпки площадок, временных дорог, засыпки котлованов при подготовке территории под строительство. Такой вариант экономичнее. К примеру, если щебень из бетона сегодня стоит около 300 руб. за куб. м, то стоимость гранитного в несколько раз выше и составляет примерно 1000 руб. за куб. м плюс расходы на доставку его на стройплощадку.
С экономической точки зрения переработка отходов – вещь прибыльная. Экономическая эффективность повторного использования этих ресурсов позволяет в 2-3 раза снизить себестоимость готового вторичного продукта, но только при создании определенных условий для конечного переработчика», – говорит руководитель природоохранных проектов МОО «Зеленый Фронт» Егор Леонтьев.
Объем строительного мусора, который образуется в Петербурге ежегодно, подсчитать сложно. Судя по всему, не знают определенных цифр и в Смольном. По данным Комитета по экологии Петербурга в прошлом году всего в Петербурге образовалось 3 852 тыс. куб. м строительного мусора. Впрочем, когда вице-губернатору Сергею Козыреву озвучили эти цифры, он в них усомнился, назвав их заниженными. «При тех объемах строительства, что ведется в Петербурге, я таким цифрам не верю», – заявил чиновник.
Исходя из оценок, которые были даны, теоретически порядка 3-3,4 тыс. куб. м строительных отходов может быть переработано. Однако не перерабатывается и десятой части от всего объема.
Для того чтобы перерабатывать стройотходы эффективно, необходимо добиться максимально раздельного их сбора, а также сохранной доставки до переработчика. По словам Егора Леонтьева, если рассматривать в качестве такового завод по переработке, то, как правило, до него ценные, экономически интересные отходы уже не доходят. «Необходимо строить систему – вывоз стройотходов из точки А и приемка ее на перерабатывающем заводе в точке В без посредников. Но даже в таком случае останется вопрос – куда девать ту часть отходов, которая не годится для вторичной переработки? Для этого необходим полигон, соответствующие условия для захоронения или договоры на вывоз», – уверен Егор Леонтьев.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Агата Маринина