Ленобласть внедряет новые механизмы финансовой устойчивости бюджета

Одним из поручений губернатора Александра Дрозденко в рамках «Программы эффективного рубля» была разработка плана по росту доходов и оптимизации расходов областного бюджета.

 

Комплекс задач

Программа эффективного рубля касается не только финансов и, соответственно, финансового блока – это комплекс задач. «В том, что касается финансов напрямую, одним из поручений губернатора в рамках «Про­­граммы эффективного рубля» была разработка плана по росту доходов и оптимизации расходов областного бюджета, – отмечает вице-губернатор Ленинград­ской области, председатель Комитета финансов Роман Марков. – Муни­ципальным образованиям рекомендовано разработать аналогичные документы».
Также Комитет финансов проанализировал собираемость платежей в местные бюджеты. «Укрепление их доходной базы в числе приоритетов бюджетной политики региона, – говорит Роман Марков. – За последнее время мы значительно продвинулись в этом направлении. Но у муниципальных образований по-прежнему есть возможность увеличения доходов. В частности, за счет земельного налога – одного из основных доходных источников местных бюджетов. Сегодня часть участков не приносит дохода в местную казну, поскольку требуется уточнение их характеристик. Чтобы использовать существую­щие резервы, важно активизировать эту работу на местах».
Совместно с другими комитетами проработано увеличение финансирования по направлениям, которые обозначил губернатор в «Программе эффективного рубля». В том числе предусмотрена индексация мер социальной поддержки и дополнительная финансовая помощь сельхозтоваропро­изводителям. Такие поправки к закону об областном бюджете на 2015 год уже учтены на очередном заседании Законодательного собрания.
По словам вице-губернатора, в рамках «Программы эффективного рубля» ведется реформирование системы государственных и муниципальных закупок. Вышло постановление правительства Ленинградской области, предусматриваю­щее централизацию конкурсных процедур. Это позволит усовершенствовать механизм строительства школ, детских садов, учреждений здравоохранения, спорта и других социально важных объектов. Предлагается проводить на уровне Комитета государственного заказа все конкурсные процедуры по объектам, стоимость которых превышает 20 млн рублей, а объем финансирования – более 50% из областного и муниципальных бюджетов. В частности, это усовершенствует процедуру отбора исполнителей.

Плоды профицита

Профицит консолидированного бюд­­жета региона 2014 года составил 13,3 млрд рублей. Это «подушка безопасности», которая позволит смягчить риски в 2015 и 2016 годах. Часть средств планируется направить на погашение долговых обязательств Ленин­градской области и увеличение расходов в текущем году. В марте приняты поправки к региональному бюджету на 2015 год. Расходы увеличены на 4,7 млрд рублей. В этой сумме – дополнительное финансирование социально-культурной сферы и дальнейшего развития территорий Ленин­градской области.
Значительные поступления по доходам в 2014 году и эффективная финансовая политика позволили сдержать долговую нагрузку на бюджет. «Действенной мерой по оптимизации расходов бюджета стало использование возобновляемых кредитных линий, – рассказывает вице-губернатор. – Удалось диверсифицировать структуру и сроки заимствований. Договор заключался в 2013 году. Немаловажно, что благодаря этому решению мы экономим на обслуживании госдолга и сегодня. Ставки по кредитам, предусмотренные условиями договора, значительно ниже нынешних рыночных. Как итог можем привлекать заемные средства на максимально комфортных и выгодных для региона условиях.
Отдельное внимание по-прежнему будем уделять сдерживанию долговой нагрузки на бюджеты муниципальных образований. Эффективной мерой 2014 года стало предоставление им льготных кредитов из средств областного бюджета. Годовая ставка минимальная – 0,1%. Таким образом, помогли погасить банковские займы, привлеченные ранее под 9-12% годовых».
Сегодня Ленинградская область в лучшем положении по сравнению с большинством других российских регионов по уровню долговой нагрузки на бюджет, считает Роман Марков: «Работа по ее сдерживанию будет продолжена. Один из приоритетов – поэтапное сокращение дефицита областного бюджета до минимального уже к 2018 году».
 
Муниципалитеты получат кредиты

В 2014 году соглашения по предоставлению льготных бюджетных кредитов были заключены с Выборгским и Кингисеппским районами, а также с Тихвином, Кингисеппом и Ивангородом. При этом возможность заменить коммерческие кредиты бюджетными была у всех муниципальных образований, имеющих действующие заимствования в банках.
Бюджетные кредиты на общую сумму 620 млн рублей предоставлены под минимальную ставку – 0,1% годовых. Средства были направлены на замещение действующих коммерческих кредитов муниципальных образований, которые они взяли под более высокие процентные ставки (от 9 до 12% годовых). От получателя бюджетного кредита требуется соблюдение определенных требований. В частности, сокращать неэффективные расходы, поэтапно снижать дефицит местного бюджета до 5% к 1 января 2018 года, также муниципальным образованиям запрещается привлекать новые банковские кредиты по коммерческим ставкам на время действия соглашений.
В 2012 году было произведено распределение муниципальных образований по четырем группам на основе показателей их финансовой самостоятельности. За основу берется степень их дотационности к собственным доходам. В зависимости от этого Комитет финансов выстраивает с ними межбюджетные отношения.
В 2015 году дополнительная финансовая поддержка районов Ленинградской области будет на 24% выше уровня 2014 года. Всего в виде традиционных дотаций на сбалансированность и на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным образованиям перечислят 2,27 млрд рублей из областного бюджета.
В этой сумме учтены средства для районов, которым не хватает собственных доходов на выполнение расходных обязательств, в частности на исполнение своей части мероприятий по «майским» указам президента России. Также областное правительство традиционно заложило в бюджете 2015 года частичную компенсацию выпадающих доходов муниципальных образований. Помимо этого, предусмотрены стимулирующие гранты для тех районов, в которых будут достигнуты лучшие результаты по увеличению налогового потенциала территорий. Общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Ленин­градской области в 2015 году составит 34,7 млрд рублей.

рубрика: Финансы
автор: Ольга Фельдман
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.