Разрешение на строительство по новой схеме

Специалисты ГАУ «Леноблгосэкспертиза» рассказали о ключевых вопросах подготовки проекта к экспертизе и получения разрешения на строительство.

 

ГАУ «Леноблгосэкспертиза» совместно с Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области провели семинар «Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в Ленинградской области: ключевые вопросы при подготовке проекта».

Консультации на этапе проектирования

Начальник планово-договорного отдела ГАУ «Леноблгосэкспертиза» Юлия Полякова напомнила участникам семинара о том, что с 1 января 2015 года одновременно с подачей заявления на проведение экспертизы проектной документации ГАУ «Леноблгосэкспертиза» также принимает заявления на открытие разрешения на строительство. С момента получения положительного заключения экспертизы в течение 10 дней проектная документация рассматривается в части открытия разрешения на строительство.
По словам эксперта, особое внимание при подготовке проектной документации на экспертизу нужно уделять разработке раздела мероприятий по обеспечению требований энергетической эффективности. «Этот раздел обязательно разрабатывается и подлежит экспертизе», – подчеркнула Юлия Полякова.
Она также сообщила о том, что в рамках договора на проведение экспертизы ГАУ «Лен­обл­госэкспертиза» готово подключаться к работе над документацией еще на этапе проектирования. Такая консультационная услуга не требует заключения отдельного договора и позволяет избежать ошибок на этапе проектирования.
Юлия Полякова рассказала о типичных ошибках подачи документов на экспертизу. По ее словам, в заявлении прежде всего необходимо правильно указывать наименование объекта – оно должно полностью соответствовать наименованию объекта в задании на проектирование и в самой проектной документации. В поле «Заявитель» указывается лицо, которое обладает правом заключать договор на проведение экспертизы и производит оплату, а в поле «Застройщик» при этом необходимо указывать лицо, обеспечивающее строительство, а не организацию, непосредственно осуществляющую строительно-монтажные работы.

Корректировки в законодательстве

Екатерина Боякова, начальник юридического сектора ГАУ «Леноблгосэкспертиза», рассказала о нововведениях в законодательстве, регулирующем градостроительную деятельность.
Она напомнила, что в конце декабря прош­лого года вступил в силу областной закон № 38-оз, вносящий изменения в закон «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство». «Обращаю ваше внимание, что внесены изменения в перечень объектов, не требующих получения разрешения на строительство вообще, а также установлено, что разрешение на строительство для ряда объектов не требуется при наличии положительного заключения именно государственной экспертизы, – отметила эксперт. – Если вы идете в негосударственную экспертизу, проверьте, не попадает ли ваш объект под действие нового закона».
С 22 января 2015 года произошли изменения в законодательстве, регулирующем деятельность по сохранению объектов культурного наследия (внесены изменения в 73-ФЗ, а также в Градостроительный, Водный, Земельный и Гражданский кодексы РФ).
Согласно закону проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия или разделы этой документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности таких объектов, обязательно подлежат государственной историко-культурной экспертизе.
«На территории Ленобласти не установлены границы объектов культурного наследия и режимы использования этих объектов, – заметила Екатерина Боякова. – В связи с этим если у вас есть информация, что вы проводите проектные работы на территории объекта культурного наследия или поблизости от него, то такая документация подлежит государственной историко-культурной экспертизе. За причинение вреда таким объектам установлена ответственность, вплоть до уголовной, с наложением обязанности возместить стоимость работ восстановления. У нас есть данные, что на одном из объектов в Ленобласти решением прокуратуры уже остановлены работы в связи с отсутствием историко-культурной экспертизы».
Изменился порядок согласования проектной документации на строительство объектов в приаэродромной зоне. В феврале текущего года Комитетом по транспорту Петербурга установлен временный порядок согласования от имени Санкт-Петербурга как собственника аэродромов строительства объектов в пределах приаэродромных территорий. «Это связано с требованиями Воздушного кодекса РФ и относится не только к объектам, которые строятся в Петербурге, но и в граничащих с городом районах Ленинградской области, поскольку приаэродромная зона захватывает и часть земель Ленобласти, – прокомментировал Артем Саенко, начальник ГАУ «Леноблгосэкспертиза». – В соответствии с новым порядком, если земля попадает в приаэродромную зону, то застройщик должен получить согласование в Комитете по транспорту Петербурга».

Стандарты новые и старые

Екатерина Боякова также напомнила, что с 1 июля 2015 года утратит силу Перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный постановлением правительства № 1047. Взамен принят новый свод, утвержденный постановлением № 1521. Называется он так же – «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
«Правительство РФ разъяснило, что до момента вступления в силу постановления № 1521 проектная документация, представленная на государственную экспертизу, проверяется на соответствие национальным стандартам, включенным в постановление № 1047», – отметила Екатерина Боякова.
Это сообщение вызвало вопрос у участников семинара: какие нормативы применяются при проверке проектной документации – те, которые действуют на сегодняшний день, или те, которые действовали, когда эта проектная документация разрабатывалась?
«Проектная документация должна соответствовать законодательству, действующему на дату выдачи заключения, – пояснила Екатерина Боякова. – Нет отлагательных условий. Поэтому мы и проводим семинары, в которых рассказываем о планируемых изменениях в законодательстве. Кроме того, уже сейчас в общем доступе есть все положения, которые будут действовать после 1 июля. Планируя свою деятельность и дату захода в экспертизу, учитывайте запланированные изменения в законодательстве».

Законодательные инициативы

Екатерина Боякова также рассказала о некоторых проектах законов, касающихся экспертизы, которые планируется принять. В частности, разрабатывается проект федерального закона, который наделил бы правительство РФ полномочиями по установлению порядка определения платы на проведение негосударственной экспертизы. Также предполагается создать единый реестр выданных заключений как государственной, так негосударственной экспертизы на базе Минстроя и ужесточить механизм ответственности застройщика, собственника объекта капстроительства и экспертной организации в случае выявления фактов недобросовестной подготовки экспертизы, если ее результаты повлекли или могут повлечь угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей и окружаю­щей среде.
«В случае выявления у экспертной организации двух и более фактов подготовки недобросовестного экспертного заключения это может повлечь проверку всех выданных заключений за последние три года», – резюмировала Екатерина Боякова.

рубрика: Надзор и экспертиза
автор: Дарья Литвинова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.