Сами себе стройиндустрия

Инициированный на федеральном уровне курс отечественной экономики на импортозамещение предполагает активное развитие и диверсификацию российской промышленности. Насколько готовы к развитию собственных предприятий стройиндустрии строительные холдинги, действующие в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, поинтересовалась наша газета.

 

Целесообразность организации собственного производства строительных материалов в нынешних экономических условиях зависит от стратегии работы холдинга, отмечает Геннадий Щербина, генеральный директор ЗАО ССМО «Лен­Спец­СМУ» (входит в ГК «Эталон»). «Например, в состав ГК «Эталон» входят заводы, которые производят кирпич и железобетонные изделия. Также у нас есть завод по производству алюминиевых конструкций, необходимых для изготовления навесных фасадов. Эти производства работают в первую очередь для того, чтобы обеспечивать строительные объекты ЛенСпецСМУ», – говорит он.
Со своей стороны, Юрий Ильин, директор по работе с инвесторами и связям с общественностью Группы ЛСР, указывает как на необходимое условие развития собственного производства наличие у застройщика объемов строительства, которыми можно постоянно загружать производственные мощности холдинга. «А вот инициировать строительство новых мощностей в данной экономической ситуации несвоевременно, так как любое производство требует вложения больших инвес­тиций с длинным сроком окупаемости», – уточняет спикер.

Для внутреннего использования

Нередко окупаемость новых либо модернизированных предприятий стройиндустрии превышает шесть лет. Это справедливо, к примеру, в отношении энергоемких производств по выпуску цемента или стекла. Тем не менее эксперты полагают целесообразным развитие собственного производства для девелоперов, желающих занять лидирующие позиции на рынке, в силу ряда причин. Во-первых, наличие соответствующих мощностей позволяет быть уверенным в качестве продукции и гарантировать покупателю приобретение недвижимости достойного уровня. Во-вторых, за счет собственного производства снижаются издержки, а соответственно, и цена квадратного метра жилья. Сокращаются и другие виды расходов: транспортные, посреднические, а вместе с тем и риски несвоевременной поставки, непредвиденного роста цен на продукцию и других неблагоприятных внешних факторов. «Компания, у которой есть собственные производства, получает независимость от внешних поставщиков, а значит, имеет возможность более точно рассчитать время и стоимость строительства объекта», – отмечает Геннадий Щербина.
Справедливость этих аргументов подтверждает стратегия и других заметных игроков регионального рынка. Так, ГК «УНИСТО Петросталь» воплощает планы строительства собственного завода в промышленной зоне в Мурино. «У компании всегда имелась собственная производственная база. Просто раньше она была ориентирована на строительство по монолитной технологии. Собственный завод – диверсификация технологий, применяемых нами при строительстве. Мы запускаем самое современное в наших условиях производство сборных железобетонных изделий и считаем эту технологию наиболее эффективной при строительстве крупных проектов», – объясняет Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петро­сталь». Сейчас застройщик реализует три проекта КОТ в Ленинградской области. «При таких объемах применение типизации и промышленного производства конструктивных элементов, говорят в компании, может дать качество не хуже технологии монолитного домостроения с сокращением сроков и стоимости работ», – утверждают в компании.
Примечательно, что, хотя проект был запущен еще в 2013 году, активная стадия реализации пришлась на нестабильный 2014 год. Однако к моменту нарастания негативных тенденций в отечественной экономике основные этапы строительных работ самого здания производственного комплекса были завершены и подписаны договоры на поставку необходимого оборудования. «В связи с девальвацией рубля стоимость контрактов несколько выросла, но так как основной объем обязательств был нами уже выполнен, то критического влияния на рентабельность проекта это не оказало», – уточняет Арсений Васильев.
По мнению аналитиков, рентабельность собственного производства (например, ДСК) достигается при гарантированной реализации 80% объемов продукции. При этом минимальные годовые объемы строительства компании-собственника оцениваются в 100 тыс. кв. м.
В то же время, отмечает Игорь Бой­чен­ко, технический директор ОАО «Глав­Строй­Комплекс», строить мощности только под свое потребление, как правило, нерентабельно. «Сегодня предложение рынка стройматериалов опережает спрос. В условиях наступления кризисных явлений в экономике и снижения покупательной способности населения правильнее направлять средства на реализацию в заявленные сроки ранее начатых проектов и тем самым поддержание имиджа строительной компании и доверия к ней, разработку проектно-сметной документации новых объектов строительства», – указывает он. Эксперты подчеркивают: застройщикам, готовым инициировать и развивать производство, необходима государственная поддержка. Например, в виде льготного кредитования тех компаний, которые принимают решение о диверсификации. «Снижение ставки налога на прибыль позволило бы вкладывать высвободившиеся средства в строи­тельство промышленного объекта», – добавляет Игорь Бойченко.
Решающим доводом в пользу собственного производства является сокращение себестоимости строительства. По оценке ГУ «УНИСТО Петросталь», использование на строительных площадках собственных изделий ЖБИ будет способствовать снижению стоимости строительства на 5-7%. Впрочем, это мнение разделяют не все застройщики. «Наличие собственных производств, влияет скорее не на снижение затрат на строительство, а на высокий уровень качества используемой продукции и стабильность поставок», – уверен Юрий Ильин.

Минус импорт

Оценивая перспективы развития собственного производства строительных материалов, многие игроки регионального рынка констатируют, что эти планы не связаны с необходимостью импортозамещения. «Сегодня количество предложений по отечественным материалам значительно превышает спрос. И в перспективе будет только расти. Что касается импорта, то его доля в себестоимости нашего «квадрата» не превышает 2%. И заменить такие материалы на отечественные будет нетрудно. Аналоги есть. И их цена, как правило, ниже иностранных», – комментирует Геннадий Щербина.
Главными критериями отбора поставщиков для Группы ЛСР являются оптимальная стоимость строительных материалов, их качество и надежность поставщика. «Вопрос импортозамещения для нас неактуален, так как при строительстве объектов мы используем продукцию собственного производства, такую, например, как песок, щебень, бетон, но мы смогли опередить время и сами изготовили первый в России клинкерный кирпич, который сейчас стал импортозамещающим продуктом для рынка», – говорит Юрий Ильин.
«Мы ориентируемся, естественно, на отечественных производителей, регион – Санкт-Петербург – Ленинградская область: на рынке строительных материалов с такими объемными показателями вопрос логистики имеет первостепенное значение», – объясняет Арсений Васильев.
По мнению аналитиков, импортозамещение в строительстве актуально скорее применительно к сегменту инженерного оборудования в зданиях, общая стоимость которого оценивается в 15% от затрат на строительство. И ряд застройщиков этот тезис подтверждают. «Вопросы импортозамещения для нас актуальны. Особенно при строительстве инженерных сетей и систем горячего и холодного водоснабжения, насосных станций, систем вентиляции, пожарной сигнализации, наружных и внутренних электросетей, а также газовых котельных. Аналогичные задачи мы решаем и при выполнении работ по установке окон и балконного остекления», – уточняет Игорь Бойченко.

рубрика: Обзор
автор: Татьяна Александрова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.