Ирина Бабюк: «Важно правильно сформулировать инвестиционные потребности города»
Председатель Комитета по инвестициям Ирина Бабюк рассказала корреспонденту газеты «Строительный Еженедельник» Михаилу Немировскому о роли нового Совета по инвестициям, а также о том, как город будет формировать свой инвестиционный портфель.
– В прошлом месяце в Петербурге впервые собрался Совет по инвестициям. Какие цели он преследует?
– В последние полтора года в Петербурге шел процесс пересмотра инвестиционной политики, городу пришлось отказаться от части крупных проектов по причине их экономической неэффективности. В то же время инвесторы говорили об отсутствии поддержки со стороны города. Возникла потребность в качественных изменениях, в выработке нового подхода к инвестиционной политике. Основная идея нового совета как раз заключается в том, чтобы исправить эту ситуацию. Совет должен создать коммуникационную площадку между губернатором и инвесторами. Появление Совета по инвестициям свидетельствует о том, что город поддерживает инвестиционные начинания, что власть заинтересована в реализации качественных инвестиционных проектов. Новая инвестиционная политика города заключается в необходимости формулировки основных потребностей в части привлечения инвестиций, а именно какие отрасли нуждаются в притоке капитала, в каком объеме, как эти мероприятия могут улучшить жизнь горожан. В связи с этим в заседаниях совета принимают участие не только профильные вице-губернаторы, но и представители общественных и профессиональных организаций, которые так или иначе включены в инвестиционный процесс. В таком расширенном составе мы обсуждаем инициативы, связанные с улучшением инвестиционного климата. Это в том числе и инвестиционная стратегия. Она необходима для качественного комплексного подхода к формированию инвестиционной политики, приоритетом которой станут интересы и потребности жителей Петербурга. Кроме того, мы будем выносить на совет новые перспективные инвестиционные проекты. Если возвращаться к инвестпроектам, утвержденным на пилотном заседании совета, здесь цель была, скорее, на практике показать, как работает новая схема взаимодействия власти и бизнеса. Зажечь для бизнеса некий зеленый свет – дать возможность легально обратиться в Комитет по инвестициям, в кратчайшие сроки решить вопросы целесообразности реализации проекта, получить городскую поддержку.
– Насколько инвесторы заинтересованы работать в городе в условиях политической неопределенности?
– Не соглашусь с тем, что в городе существует политическая неопределенность. Губернатор взял под особый контроль реализацию инвестиционной политики: однозначно выразил свою поддержку инвестиционной деятельности на Совете по инвестициям, а в случае возникновения каких-либо сложностей на этапе реализации крупных проектов пообещал рассматривать подобные ситуации лично. Это элемент политической гарантии для бизнеса. Создание совета, выработка единой инвестиционной стратегии направлена на то, чтобы стимулировать инвесторов на вложение в долгосрочные проекты. Все наши инициативы направлены на то, чтобы создать комфортные условия для инвесторов.
– Когда завершится формирование инвестиционной стратегии?
– Разработка стратегии должна быть завершена в III квартале 2013 года. Будем стремиться вписаться в эти сроки, хотя практика показывает, что создание подобных документов занимает минимум год. Инвестиционная стратегия является частью большого документа – Стратегии социально-экономического развития города до 2030 года, которая должна быть разработана до конца года. Мы же хотим нашу часть ключевого для Петербурга документа завершить уже осенью. Комитет по инвестициям уже приступил к разработке технического задания на разработку инвестиционной стратегии. И ежемесячно на заседаниях Совета по инвестициям мы будем подводить промежуточные итоги нашей работы.
– Какое место в новой стратегии займет инвестиционный портфель проектов?
– Инвестиционный портфель проектов – это одна из ключевых особенностей новой инвестиционной политики города. Суть ее в том, что город будет систематизировать основные потребности в инвестициях, будет выделять те отрасли, которые особенно нуждаются во внебюджетном финансировании. Раньше социально-экономический эффект проектов было сложно просчитать на уровне всего города. Сегодня мы хотим полностью поменять ситуацию: привнести комплексный подход в процесс привлечения инвестиций. Идея портфеля состоит в том, что когда город сформулирует инвестиционные потребности, все потенциальные проекты выстроятся в некую систему. У нас будет ассортиментное предложение инвестиционных проектов, будет база инвесторов – некий перечень потенциальных компаний, с которыми мы тоже можем работать. В качестве примера могу привести отличную идею, к которой мы пришли при разработке техзадания инвестиционной стратегии – территориальное деление города. Все городские районы мы поделили на 4 группы в зависимости от их инвестиционной привлекательности и перспектив развития. Сегодня в городе есть районы, состоящие из исторической застройки, а есть промышленные районы, и у каждого из них есть свои цели и задачи, свой путь развития. И для того чтобы привлечь необходимые инвестиции, их нужно по-разному позиционировать.
– Что хотите увидеть по итогам разработки концепции Апраксина двора? Поступали ли какие-то интересные предложения?
– В рамках рабочей группы, организованной под руководством вице-губернатора Игоря Дивинского, мы собираем мнения общественности о том, что люди хотели бы видеть на этой территории. Мы открыли интернет-площадку, где собираем все предложения жителей. За 3 недели мы собрали около 200 предложений. Их можно условно разделить на две категории. Одна часть жителей предлагает многофункциональное использование этой территории, другая часть настаивает на разработке монофункциональной концепции. Предложений много, все они очень разные и по-своему интересные. Мы, в свою очередь, приняли для себя решение, что с точки зрения экономической целесообразности оптимальным решением будет все-таки многофункциональный комплекс с условием развития его торгово-развлекательной составляющей. Апраксин двор исторически был центром городской торговли, просто нужно сделать ее более цивилизованной. Считаю, что внешний облик Апраксина двора нужно обязательно сохранить, отреставрировать фасады, благоустроить внутреннюю территорию.
– Есть ли определенность по потенциальному инвестору этих работ?
– Сейчас обсуждаются разные способы финансовой схемы развития территории, в том числе и механизм ГЧП. По инвестору вопрос остается открытым. Если мы будем объявлять конкурс, то в проект могут зайти совершенно разные компании. Главная опасность здесь в том, чтобы не возлагать на одного инвестора обременение по решению вопросов с собственниками. Это очень сложный, трудоемкий процесс. Здесь должна быть выработана консолидированная позиция – может, это будет не одна, а несколько компаний, и они будут действовать сообща. А самым лучшим вариантом было бы вовлечение собственников имущества на объекте в процесс преображения этого места. Думаю, что в наведении порядка на Апраксином дворе заинтересованы все.
– Актуальны ли планы по созданию креативного кластера в Петербурге?
– Несомненно, потребность у города в подобных площадках есть. Сейчас в Петербурге есть отдельные лофт-проекты, но это прежде всего частная инициатива. Кластер – это городская территория, где сосредоточены компании разного профиля, объединенные общей творческой идеей, которые работают над созданием общего продукта. Это могут быть объекты коммерческой недвижимости, арт-пространства, мастерские. Он подразумевает многофункциональность. Нам хотелось реализовать такую инициативу именно со стороны города, чтобы уйти от частных инициатив к комплексному подходу. Мы хотим создать условия для развития творческих компаний. Это не только льготная аренда, но и целый набор преференций для привлечения в кластер как соинвесторов, так и резидентов проекта.
– Где в итоге будет реализован пилотный проект такого кластера?
– Еще в конце 2012 года состоялся конкурс на разработку финансово-экономической модели будущего кластера, где мы рассматривали 5 площадок. Все площадки показали отличную финансовую рентабельность, но лидером оказался проект на базе следственного изолятора «Кресты». Именно этот проект мы представили на первом Совете по инвестициям. Но сейчас по решению губернатора реализация проекта отложена в связи с тем, что вопрос о передаче собственности изолятора из федеральной собственности в городскую еще не решен – ведутся переговоры. Мы решили рассмотреть возможность реализации пилотного проекта на одной из четырех оставшихся площадок. Отмечу, что мы не ограничимся одним проектом. По первоначальной идее, такой кластер должен появиться в каждом районе Петербурга.
– В прошлом месяце в Петербурге впервые собрался Совет по инвестициям. Какие цели он преследует?
– В последние полтора года в Петербурге шел процесс пересмотра инвестиционной политики, городу пришлось отказаться от части крупных проектов по причине их экономической неэффективности. В то же время инвесторы говорили об отсутствии поддержки со стороны города. Возникла потребность в качественных изменениях, в выработке нового подхода к инвестиционной политике. Основная идея нового совета как раз заключается в том, чтобы исправить эту ситуацию. Совет должен создать коммуникационную площадку между губернатором и инвесторами. Появление Совета по инвестициям свидетельствует о том, что город поддерживает инвестиционные начинания, что власть заинтересована в реализации качественных инвестиционных проектов. Новая инвестиционная политика города заключается в необходимости формулировки основных потребностей в части привлечения инвестиций, а именно какие отрасли нуждаются в притоке капитала, в каком объеме, как эти мероприятия могут улучшить жизнь горожан. В связи с этим в заседаниях совета принимают участие не только профильные вице-губернаторы, но и представители общественных и профессиональных организаций, которые так или иначе включены в инвестиционный процесс. В таком расширенном составе мы обсуждаем инициативы, связанные с улучшением инвестиционного климата. Это в том числе и инвестиционная стратегия. Она необходима для качественного комплексного подхода к формированию инвестиционной политики, приоритетом которой станут интересы и потребности жителей Петербурга. Кроме того, мы будем выносить на совет новые перспективные инвестиционные проекты. Если возвращаться к инвестпроектам, утвержденным на пилотном заседании совета, здесь цель была, скорее, на практике показать, как работает новая схема взаимодействия власти и бизнеса. Зажечь для бизнеса некий зеленый свет – дать возможность легально обратиться в Комитет по инвестициям, в кратчайшие сроки решить вопросы целесообразности реализации проекта, получить городскую поддержку.
– Насколько инвесторы заинтересованы работать в городе в условиях политической неопределенности?
– Не соглашусь с тем, что в городе существует политическая неопределенность. Губернатор взял под особый контроль реализацию инвестиционной политики: однозначно выразил свою поддержку инвестиционной деятельности на Совете по инвестициям, а в случае возникновения каких-либо сложностей на этапе реализации крупных проектов пообещал рассматривать подобные ситуации лично. Это элемент политической гарантии для бизнеса. Создание совета, выработка единой инвестиционной стратегии направлена на то, чтобы стимулировать инвесторов на вложение в долгосрочные проекты. Все наши инициативы направлены на то, чтобы создать комфортные условия для инвесторов.
– Когда завершится формирование инвестиционной стратегии?
– Разработка стратегии должна быть завершена в III квартале 2013 года. Будем стремиться вписаться в эти сроки, хотя практика показывает, что создание подобных документов занимает минимум год. Инвестиционная стратегия является частью большого документа – Стратегии социально-экономического развития города до 2030 года, которая должна быть разработана до конца года. Мы же хотим нашу часть ключевого для Петербурга документа завершить уже осенью. Комитет по инвестициям уже приступил к разработке технического задания на разработку инвестиционной стратегии. И ежемесячно на заседаниях Совета по инвестициям мы будем подводить промежуточные итоги нашей работы.
– Какое место в новой стратегии займет инвестиционный портфель проектов?
– Инвестиционный портфель проектов – это одна из ключевых особенностей новой инвестиционной политики города. Суть ее в том, что город будет систематизировать основные потребности в инвестициях, будет выделять те отрасли, которые особенно нуждаются во внебюджетном финансировании. Раньше социально-экономический эффект проектов было сложно просчитать на уровне всего города. Сегодня мы хотим полностью поменять ситуацию: привнести комплексный подход в процесс привлечения инвестиций. Идея портфеля состоит в том, что когда город сформулирует инвестиционные потребности, все потенциальные проекты выстроятся в некую систему. У нас будет ассортиментное предложение инвестиционных проектов, будет база инвесторов – некий перечень потенциальных компаний, с которыми мы тоже можем работать. В качестве примера могу привести отличную идею, к которой мы пришли при разработке техзадания инвестиционной стратегии – территориальное деление города. Все городские районы мы поделили на 4 группы в зависимости от их инвестиционной привлекательности и перспектив развития. Сегодня в городе есть районы, состоящие из исторической застройки, а есть промышленные районы, и у каждого из них есть свои цели и задачи, свой путь развития. И для того чтобы привлечь необходимые инвестиции, их нужно по-разному позиционировать.
– Что хотите увидеть по итогам разработки концепции Апраксина двора? Поступали ли какие-то интересные предложения?
– В рамках рабочей группы, организованной под руководством вице-губернатора Игоря Дивинского, мы собираем мнения общественности о том, что люди хотели бы видеть на этой территории. Мы открыли интернет-площадку, где собираем все предложения жителей. За 3 недели мы собрали около 200 предложений. Их можно условно разделить на две категории. Одна часть жителей предлагает многофункциональное использование этой территории, другая часть настаивает на разработке монофункциональной концепции. Предложений много, все они очень разные и по-своему интересные. Мы, в свою очередь, приняли для себя решение, что с точки зрения экономической целесообразности оптимальным решением будет все-таки многофункциональный комплекс с условием развития его торгово-развлекательной составляющей. Апраксин двор исторически был центром городской торговли, просто нужно сделать ее более цивилизованной. Считаю, что внешний облик Апраксина двора нужно обязательно сохранить, отреставрировать фасады, благоустроить внутреннюю территорию.
– Есть ли определенность по потенциальному инвестору этих работ?
– Сейчас обсуждаются разные способы финансовой схемы развития территории, в том числе и механизм ГЧП. По инвестору вопрос остается открытым. Если мы будем объявлять конкурс, то в проект могут зайти совершенно разные компании. Главная опасность здесь в том, чтобы не возлагать на одного инвестора обременение по решению вопросов с собственниками. Это очень сложный, трудоемкий процесс. Здесь должна быть выработана консолидированная позиция – может, это будет не одна, а несколько компаний, и они будут действовать сообща. А самым лучшим вариантом было бы вовлечение собственников имущества на объекте в процесс преображения этого места. Думаю, что в наведении порядка на Апраксином дворе заинтересованы все.
– Актуальны ли планы по созданию креативного кластера в Петербурге?
– Несомненно, потребность у города в подобных площадках есть. Сейчас в Петербурге есть отдельные лофт-проекты, но это прежде всего частная инициатива. Кластер – это городская территория, где сосредоточены компании разного профиля, объединенные общей творческой идеей, которые работают над созданием общего продукта. Это могут быть объекты коммерческой недвижимости, арт-пространства, мастерские. Он подразумевает многофункциональность. Нам хотелось реализовать такую инициативу именно со стороны города, чтобы уйти от частных инициатив к комплексному подходу. Мы хотим создать условия для развития творческих компаний. Это не только льготная аренда, но и целый набор преференций для привлечения в кластер как соинвесторов, так и резидентов проекта.
– Где в итоге будет реализован пилотный проект такого кластера?
– Еще в конце 2012 года состоялся конкурс на разработку финансово-экономической модели будущего кластера, где мы рассматривали 5 площадок. Все площадки показали отличную финансовую рентабельность, но лидером оказался проект на базе следственного изолятора «Кресты». Именно этот проект мы представили на первом Совете по инвестициям. Но сейчас по решению губернатора реализация проекта отложена в связи с тем, что вопрос о передаче собственности изолятора из федеральной собственности в городскую еще не решен – ведутся переговоры. Мы решили рассмотреть возможность реализации пилотного проекта на одной из четырех оставшихся площадок. Отмечу, что мы не ограничимся одним проектом. По первоначальной идее, такой кластер должен появиться в каждом районе Петербурга.
рубрика:
Интервью