Александр Филатов: «Побочные эффекты от введения инноваций в сфере образования могут дать о себе знать, когда исправлять их будет уже сложно»

С 1 января 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании». Директор лицея метростроя Александр Филатов рассказал корреспонденту «Строительного Еженедельника» Антонине Асановой о том, как скажется реформа на работе средних специальных учебных заведений и как складываются взаимоотношения лицея с работодателями.

– Обсуждение нового закона об образовании велось долго и бурно. Как его вступление в силу сказалось на работе лицея?
– Де-юре этот закон уже действует, но де-факто из-за внесения большого числа по­правок он начнет частично работать только с 1 сентября этого года. Одно из самых значимых нововведений коснется схемы финансирования. Размер бюджетных субсидий будет зависеть от количества учащихся в нашем заведении. Сейчас эти показатели утверждаются в Комитете по экономиче­скому развитию города. Кроме того, в новом законе об образовании нет понятия НПО – начального профессионального образования – как такового. Поэтому мы собираемся повысить свой статус до СПО, колледжа или техникума, и сможем выдавать диплом о среднем профессиональном образовании. У нас появятся такие профессии, как строительство и эксплуатация зданий и сооружений, а также техники, строительство туннелей и метрополитена, строительство мостов, мастер дорожного строительства и аэродромных покрытий. Последняя специальность будет уже достаточно сложной. Ее введение требует создания специальных лабораторий, аудиторий и оборудования.

– Когда произойдет это повышение статуса?
– Мы должны подготовить все документы в течение этого года. С сентября 2014 года мы уже будем набирать ребят по новым профессиям.

– Как вы относитесь к нововведениям?
– Принципиальным вопросом является стоимость обучения одного учащегося – это затратные материалы, амортизация оборудования, зарплата преподавателям. Если расчеты будут реальными, а не драконовскими, новые правила меня, по большому счету, устроят. Дальше все будет зависеть от меня и коллектива лицея. Хотя, конечно, любой руководитель хотел бы, чтобы финансирование только увеличивалось.

– Есть ли сейчас конкурс среди по­ступающих в лицей?
– Конкурса сейчас нет – сказывается и демографическая ситуация, и то, что строительная профессия не является очень привлекательной для нового поколения. Но план по приему – около 200 человек – мы выполняем. Правда, путем неимоверных усилий.

– Выпускаете тоже около 200 че­­ловек?
– Да, и всех трудоустраиваем. Исторически у нас существует договор с «Метро­строем». И сегодня мы готовим для них три группы, около 70 человек в год. Еще одно профильное предприятие – ООО «Стис». Оно занимается проходкой для Водо­канала. Также мы стабильно сотрудничаем примерно с 10 строительными организациями: «ЛенСпецСМУ», «ЮИТ», «УНР-41», «ЦДС». Даже несмотря на то что многие выпускники лицея вынуждены идти в армию, как правило, после службы более половины из них возвращается на прежние рабочие места.

– Работодатели часто говорят о том, что качество подготовки выпускников не только ссузов, но и вузов оставляет желать лучшего.

– Они лукавят. Если они считают, что мы недостаточно качественно готовим специалистов, тогда почему они берут на стройку еще менее квалифицированных работников – гастарбайтеров? Конечно, бывают отдельные, плохо подготовленные выпускники, но если говорить об этом как о тенденции, это исключено. За последние 15 лет материально-техническая база лицея очень сильно изменилась. Мы ничем не уступаем по оснастке учебным заведениям подобного профиля ни в Финляндии, ни в Германии. Не думаю, что наши учебные планы хуже заграничных. В этом году за счет внебюджетных средств мы собираемся в первый раз направить наших учеников-штукатров на WorldSkills в Лейпциге – это профессиональные соревнования, сравнимые с Олимпийскими играми. Не думаю, что с первого захода мы их опередим, но рано или поздно победим.

– За чей счет приобретается оборудование – государства или спонсоров?
– В основном за счет бюджетного финансирования. В прошлом году мы получили около 10 млн рублей на окончание ремонт­ных работ для нашей основной площадки – на Демьяна Бедного. Предполагается, что еще около 10 млн рублей нам будет выделено через год на приобретение оборудования для нашей второй площадки на Ольминского. В ближайшие полтора года ей предстоит капитальный ремонт. Здание будет передано Комитету по строи­тельству, будет проводиться соответствую­щий тендер. Сейчас ведутся проектные работы. При этом даже в этом году за счет средств «Метростроя» будет приобретено оборудование на 1,5 млн рублей.

– В целом вы настроены позитивно относительно перспектив лицея. Может быть, все-таки есть какие-то изменения, которые вы бы хотели внести в работу системы образования?
– Основная, принципиальная работа уже проделана в связи с выходом нового закона. Есть текущие проблемы, которые мешают нам развиваться, но не стоит на них зацикливаться.

– Каковы приоритеты развития лицея в ближайшее время?
– В перспективе будем работать над повышением качества подготовки, чтобы в Лейпциге наши ребята обгоняли немцев, как минимум. Посмотрим на WorldSkills и попытаемся перенять все, что для нас подходит. Существует огромное количество методик, целые системы образования – японская, китайская, о которых мы знаем только по книгам.

– Разве вы свободны в выборе и корректировке методик обучения?
– Для обучения в рамках бюджетного финансирования существуют федеральные учебные стандарты. Но любой опыт можно привнести в коммерческое обучение. Для него мы можем самостоятельно разрабатывать учебные планы. С другой стороны, и федеральные стандарты тоже можно изменять. Хотя бюрократическая машина довольно инертна, и любые изменения занимают много времени. И на мой взгляд, это не так плохо. Есть несколько видов деятельности, таких как образование, медицина, где изменения не могут диктоваться желанием проведения сиюминутных экспериментов. Новаторские методики должны очень аккуратно привноситься в классику. Как и с использованием инновационных медицинских препаратов, побочные эффекты могут дать о себе знать только через большой промежуток времени, когда исправлять их будет сложно. Поэтому проще опробовать новые методики на уже взрослых группах.

– В последние год-два чиновники все чаще говорят о проблемах среднего специального образования. Это можно увидеть по количеству проверяющих комиссий и вопросов, рассматриваемых на заседании правительства города.

– Те, кто хочет увидеть изменения в системе образования, произошедшие за по­следний год, ведут себя как в басне о человеке, который, посадив зерно, постоянно выдергивает его, чтобы посмотреть, проросло оно или нет. Образование – это та сфера, которая растет долго, медленно и основательно. Чем меньше в ней изменений, тем лучше. Если уже существует отлаженная система получения образования, а она в нашей стране есть, то и все улучшения должны носить исключительно эволюционный, ненавязчивый характер.
рубрика: Управление и рынок труда
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.