Наградить, чтобы удержать

В условиях медленного развития рынка петербургские компании все чаще стали изобретать необычные способы вознаграждения и поощрения сотрудников.

Петербургские компании наращивают расходы на меры по мотивации и удержанию персонала. Их побуждает к этому ситуация медленного роста рынка и дефицита профессиональных специалистов и руководителей практически во всех отраслях экономики. Согласно исследованию компании Morgan Hunt, в 2012 году 73% петербургских компаний, каждая десятая из которых – строительная, увеличили затраты на формирование и поддер­жание социального пакета по сравнению с предыдущим годом. На волне интереса к зарубежным идеям немонетарной мотивации петербургские компании пытаются выдумать и необычные способы, как вдохновить сотрудников на долгий и плодотворный труд.
«В одной из компаний, где костяк коллектива составляли немолодые сотрудники, регулярно проводится конкурс соленого огурца, – приводит пример бизнес-тренер Института практической психологии «Иматон» Марина Шулепова. – Работники выставляют на суд жюри свои заготовки, всем очень нравится».
Другой способ поощрить и вызвать гордость сотрудника – вовлечь в деятельность компании его семью. «Например, лояльность сотрудников одной из организаций повышают с помощью конкурса детских рисунков, – продолжает Марина Шулепова. – Родителям всегда приятно демонстрировать достижения детей». Еще один способ такой мотивации – совмест­ное празднование «нетипичных» праздников: Масленицы, дня Ивана Купалы, проведения спортивных мероприятий на природе с участием семей сотрудников.
«В нашей компании при участии в меро­приятиях, например, спортивным сотрудникам выделяются выходные дни», – говорит ведущий менеджер по персоналу компании «Ленстройтрест» Мария Паутова.

Мотивация лестью

Еще одна группа эффективных бонусов – общественное признание заслуг. «Компания-работодатель в рамках своих возможностей может выдвинуть кандидатуру работающего сотрудника для получения медали «Ветеран труда» или «Заслуженный строитель», вручаемую правительством РФ, – предлагает менеджер по работе с ключевыми клиентами компании EMG Professionals Ольга Савостьянова. – Это повышает лояльность сотрудника к организации, а также стимулирует его продолжить свой дальнейший профессиональный рост в рамках компании».
Для награждения сотрудников выбрать есть из чего – множество наградных знаков учреждено и на региональном уровне, и в различных общественных организациях. Ежегодно знак «Строителю Санкт-Пе­тер­бурга» трех степеней, орден «За заслуги в строительстве», почетный знак «Строи­тельная слава» получают более сотни работников строительной отрасли Петербурга.
Уникальная возможность премирования сотрудников есть у крупных международных компаний или поставщиков дизайнерских элементов отделки, к примеру сантехники или плитки, сотрудничающих с зарубежными производителями. Они могут отправлять сотрудников за рубеж, на место производства товара или в головной офис как на экскурсии или временное участие в проектах, так и для продолжения работы в рамках компании за границей. Особенно значимо нематериальное стимулирование для молодых сотрудников. Примерно 90% из них особенно ценит моральное поощрение, уважение и делегирование обязанно­стей, считает Мария Паутова.
Впрочем, к премированию и мерам повышения лояльности коллектива нужно относиться осторожно. На интернет-форумах сотрудники hr-отделов предлагают и такие способы мотивации, как утренняя зарядка или ежедневное приветствие руководителя, которые едва ли могут быть эффективными. До сих пор на слуху примеры со­вместного пения гимнов и произношения речевок по утрам в компаниях-ретейлерах и отделах продаж. «Существует такой бонус, как ужин с директором или встреча с ним для обсуждения дальнейших планов по развитию компании», – называет еще одну неоднозначную награду Ольга Савостьянова.

Благоразумный отказ

Как показал опрос, строительные компании на выдумки не слишком хитры. Главная мотивация, как считают эйчары, – комфортная обстановка, белая зарплата чуть выше средней по рынку, начальство, которое не треплет нервы, справедливо разрешает конфликтные ситуации, отмечает результаты и поощряет инициативу.
«Премии в нашей компании выплачиваются ко Дню строителя и Новому году, а также на день рождения сотрудника, – рассказывает директор по персоналу «ИСК Сфера» Елена Попова. – Кроме того, в мансарде мы оборудовали собственную кухню, в которой все сотрудники с удовольствием собираются в обеденный перерыв, общаются, поддерживают друг друга».
«Собственники нашей компании достаточно благоразумны, чтобы предусмотреть только денежное вознаграждение по результатам работы и не более того», – говорит начальник отдела персонала Setl City Лидия Барминова.
Впрочем, согласно опросу E-xecutive, дружеская атмосфера и «человеческие» взаимоотношения в компании действительно важны для сотрудников. Более 77% работников не готовы променять комфортные условия работы на прибавку к зарплате.
рубрика: Управление и рынок труда
автор: Антонина Асанова
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.