Металлопрокат в плюсе
Рынок металлопроката второй год подряд демонстрирует положительную динамику. Сезонная активизация основных потребителей позволит рынку вырасти еще на 10%, прогнозируют эксперты.
По итогам I квартала 2013 года рынок металлопроката Северо-Запада сохранил положительную динамику прошлого года. Уже во второй половине апреля, с приходом климатической весны, на всем российском рынке можно ожидать оживление сезонного покупательского спроса, считает директор УПТК филиал «Метрострой» Мирослав Августинович. На сегодняшний день, по его словам, запасы на складах металлотрейдеров оцениваются на уровне чуть выше оптимального, но по отдельным видам продукции есть дефицит.
При этом в прошлом году существенного роста рынка эксперт не заметил. «В 2012 году на рынке металлопроката вообще и строительной арматуры в частности наблюдался рост не более 2-3%, а по некоторым видам наблюдалось снижение. Цены на сырье были практически стабильны. На наш взгляд, это было связано с тем, что строительный рынок был в статичном состоянии», – добавляет господин Августинович. Вместе с тем с начала 2013 года строительный рынок планомерно набирает обороты, спрос постепенно увеличивается, при этом наблюдается рост цен на энергоносители, железнодорожные тарифы. Как следствие, производители металла начнут пересматривать ценовую политику.
Куда более оптимистичный взгляд на ситуацию у директора по коммерции ООО «Фирма «Севзапметалл» Владислава Лыскова. По его оценке, в 2012 году рынок металлопроката города и области вырос примерно на 15% и составил около 1,8 млн тонн продукции. «В 2013 году надеемся на рост примерно 10%», – добавил эксперт.
С таким прогнозом вполне согласен коммерческий директор ООО «Энергосервис-СЗ» Борис Драновский. Емкость рынка металлопроката Петербурга и Северо-Запада в целом эксперт оценил в 2,8‑3,5 млн тонн. «В 2013 году рост потребления рынка листового, фасонного, сортового проката может составить примерно 10% за счет ранее полученных и находящихся в стадии производства государственных и частных заказов предприятий судостроительной отрасли, а также сопутствующих им заказов машиностроительных предприятий», – рассказал господин Драновский. При этом, по его словам, в 2013 году может измениться конкурентная среда в части поставок. Дело в том, что большинство предприятий судостроительной (в том числе заводы, входящие в группу ОСК) и машиностроительной отрасли, получая заказы от государства, обязаны размещать заказы на приобретение металлопроката через электронные торговые площадки, что влечет за собой существенное изменение состава прежних поставщиков и может отразиться на конечной стоимости поставляемого товара.
Ценовой зазор
«Со II квартала поддержку повышению цен окажет устойчивый сезонный спрос на внутреннем рынке. Исходя из этого можно прогнозировать повышение цен по всем видам металлопроката до 5-7%», – говорит Мирослав Августинович. При этом потенциал ценового роста на арматурный прокат эксперт связывает с дефицитом предложения по наиболее ходовым позициям. Вслед за арматурой подняться в цене могут и другие товарные группы фасонного проката. «На наш взгляд, активизация роста цен будет происходить во II квартале, что мы уже можем наблюдать», – комментирует господин Августинович.
Около 30% рынка металлопроката сегодня по-прежнему занимает арматура. Это наиболее емкий сегмент, говорит господин Лысков. В то же время с начала 2013 года динамика в ценовой политике основных металлотрейдеров отсутствует. Цены стабильны.
«Россия наконец «приземлилась» в ВТО, и это выгодно в той части, что в 2013 году рост цен на металлопрокат будут тормозить иностранные производители железа. Например, Китай», – поясняет господин Драновский. При этом проблемы в еврозоне, поставки иностранных производителей и, как следствие, переориентация отечественного производителя на внутренний рынок позволяет надеяться на снижение цен.
Стройки требуют металла
Несмотря на то что строительная отрасль Петербурга в 2012 году заметно «просела» – сократились объемы жилищного и промышленного строительства, ни снижения спроса, ни сокращения поставок металлопроката в городе не наблюдалось, говорят эксперты. В то же время заявленные строительные проекты текущего года благоприятно скажутся на рыночной конъюнктуре. «Восстановление рынка и его рост происходят благодаря возведению инфраструктурных объектов, в основном строящихся за счет бюджетных средств», – объяснил господин Августинович. Наиболее крупными потребителями строительной арматуры и металлопроката в Санкт-Петербурге и Ленобласти являются такие объекты, как ЛАЭС-2, Западный скоростной диаметр, порт «Усть-Луга», стадион на Крестовском острове, жилищные комплексы «Северная долина», «Семь столиц», «Балтийская жемчужина», «Море‑2». Колоссальные объемы металлопродукции потребляет строительство метро. Например, согласно принятой правительством города схеме развития метрополитена до 2018 года ОАО «Метрострой» должно быть построено 11 новых станций метро. Обеспечение ключевых городских строек металлопродукцией не станет проблемой, поскольку в ближайшем будущем основные производители будут наращивать производственные мощности, уверен господин Лысков. Так, в скором времени ОАО «НЛМК» и ОАО «Северсталь» запустят новые сортопрокатные производства – «НЛМК-Калуга» и «Северсталь-Балаково». Кроме того, заявлен ряд проектов по строительству металлургических мини-заводов в разных регионах России. «Так что тенденций по сокращению выпуска стального проката в настоящий момент не наблюдается», – резюмировал он.
Умеренно позитивный прогноз
Рынок металлопроката продемонстрирует умеренный рост и в следующем году. Гарантом такого прогноза можно считать заявленные петербургскими компаниями объемы строительных работ, а также тенденции по сокращению дефицита некоторых видов продукции. По словам Мирослава Августиновича, реальный спрос на продукцию металлургических компаний зависит от состояния реального сектора – промышленности и строительства, тогда как антикризисные мероприятия правительства с 2008 года затрагивали исключительно финансовую сферу. «Сейчас же наметились положительные тенденции. Но пока что наиболее вероятным представляется умеренный рост», – говорит эксперт.
По итогам I квартала 2013 года рынок металлопроката Северо-Запада сохранил положительную динамику прошлого года. Уже во второй половине апреля, с приходом климатической весны, на всем российском рынке можно ожидать оживление сезонного покупательского спроса, считает директор УПТК филиал «Метрострой» Мирослав Августинович. На сегодняшний день, по его словам, запасы на складах металлотрейдеров оцениваются на уровне чуть выше оптимального, но по отдельным видам продукции есть дефицит.
При этом в прошлом году существенного роста рынка эксперт не заметил. «В 2012 году на рынке металлопроката вообще и строительной арматуры в частности наблюдался рост не более 2-3%, а по некоторым видам наблюдалось снижение. Цены на сырье были практически стабильны. На наш взгляд, это было связано с тем, что строительный рынок был в статичном состоянии», – добавляет господин Августинович. Вместе с тем с начала 2013 года строительный рынок планомерно набирает обороты, спрос постепенно увеличивается, при этом наблюдается рост цен на энергоносители, железнодорожные тарифы. Как следствие, производители металла начнут пересматривать ценовую политику.
Куда более оптимистичный взгляд на ситуацию у директора по коммерции ООО «Фирма «Севзапметалл» Владислава Лыскова. По его оценке, в 2012 году рынок металлопроката города и области вырос примерно на 15% и составил около 1,8 млн тонн продукции. «В 2013 году надеемся на рост примерно 10%», – добавил эксперт.
С таким прогнозом вполне согласен коммерческий директор ООО «Энергосервис-СЗ» Борис Драновский. Емкость рынка металлопроката Петербурга и Северо-Запада в целом эксперт оценил в 2,8‑3,5 млн тонн. «В 2013 году рост потребления рынка листового, фасонного, сортового проката может составить примерно 10% за счет ранее полученных и находящихся в стадии производства государственных и частных заказов предприятий судостроительной отрасли, а также сопутствующих им заказов машиностроительных предприятий», – рассказал господин Драновский. При этом, по его словам, в 2013 году может измениться конкурентная среда в части поставок. Дело в том, что большинство предприятий судостроительной (в том числе заводы, входящие в группу ОСК) и машиностроительной отрасли, получая заказы от государства, обязаны размещать заказы на приобретение металлопроката через электронные торговые площадки, что влечет за собой существенное изменение состава прежних поставщиков и может отразиться на конечной стоимости поставляемого товара.
Ценовой зазор
«Со II квартала поддержку повышению цен окажет устойчивый сезонный спрос на внутреннем рынке. Исходя из этого можно прогнозировать повышение цен по всем видам металлопроката до 5-7%», – говорит Мирослав Августинович. При этом потенциал ценового роста на арматурный прокат эксперт связывает с дефицитом предложения по наиболее ходовым позициям. Вслед за арматурой подняться в цене могут и другие товарные группы фасонного проката. «На наш взгляд, активизация роста цен будет происходить во II квартале, что мы уже можем наблюдать», – комментирует господин Августинович.
Около 30% рынка металлопроката сегодня по-прежнему занимает арматура. Это наиболее емкий сегмент, говорит господин Лысков. В то же время с начала 2013 года динамика в ценовой политике основных металлотрейдеров отсутствует. Цены стабильны.
«Россия наконец «приземлилась» в ВТО, и это выгодно в той части, что в 2013 году рост цен на металлопрокат будут тормозить иностранные производители железа. Например, Китай», – поясняет господин Драновский. При этом проблемы в еврозоне, поставки иностранных производителей и, как следствие, переориентация отечественного производителя на внутренний рынок позволяет надеяться на снижение цен.
Стройки требуют металла
Несмотря на то что строительная отрасль Петербурга в 2012 году заметно «просела» – сократились объемы жилищного и промышленного строительства, ни снижения спроса, ни сокращения поставок металлопроката в городе не наблюдалось, говорят эксперты. В то же время заявленные строительные проекты текущего года благоприятно скажутся на рыночной конъюнктуре. «Восстановление рынка и его рост происходят благодаря возведению инфраструктурных объектов, в основном строящихся за счет бюджетных средств», – объяснил господин Августинович. Наиболее крупными потребителями строительной арматуры и металлопроката в Санкт-Петербурге и Ленобласти являются такие объекты, как ЛАЭС-2, Западный скоростной диаметр, порт «Усть-Луга», стадион на Крестовском острове, жилищные комплексы «Северная долина», «Семь столиц», «Балтийская жемчужина», «Море‑2». Колоссальные объемы металлопродукции потребляет строительство метро. Например, согласно принятой правительством города схеме развития метрополитена до 2018 года ОАО «Метрострой» должно быть построено 11 новых станций метро. Обеспечение ключевых городских строек металлопродукцией не станет проблемой, поскольку в ближайшем будущем основные производители будут наращивать производственные мощности, уверен господин Лысков. Так, в скором времени ОАО «НЛМК» и ОАО «Северсталь» запустят новые сортопрокатные производства – «НЛМК-Калуга» и «Северсталь-Балаково». Кроме того, заявлен ряд проектов по строительству металлургических мини-заводов в разных регионах России. «Так что тенденций по сокращению выпуска стального проката в настоящий момент не наблюдается», – резюмировал он.
Умеренно позитивный прогноз
Рынок металлопроката продемонстрирует умеренный рост и в следующем году. Гарантом такого прогноза можно считать заявленные петербургскими компаниями объемы строительных работ, а также тенденции по сокращению дефицита некоторых видов продукции. По словам Мирослава Августиновича, реальный спрос на продукцию металлургических компаний зависит от состояния реального сектора – промышленности и строительства, тогда как антикризисные мероприятия правительства с 2008 года затрагивали исключительно финансовую сферу. «Сейчас же наметились положительные тенденции. Но пока что наиболее вероятным представляется умеренный рост», – говорит эксперт.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Михаил Немировский