Низкомаржинальный рынок

Рынок товарного бетона становится все менее рентабельным. Цены на бетон марки В 25 за 2012 год упали на 9,5%. Если ситуация не изменится, рынок ждет изменение структуры игроков, полагают эксперты.

«В I квартале 2013 года, по предварительным оценкам, объемы потребления на рынке выросли на 10-12% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Рынок растет с 2010 года после спада в 2009-м», – рассказывает Александр Дубодел, директор по маркетингу ЗАО «ЛСР-Базовые».
Михаил Бизяев, заместитель генерального директора ЗАО «Проммонолит», говорит, что в I квартале 2013 года объемы отгрузки товарного бетона в целом были сопоставимы с показателями I квартала 2012 года. В компании этот показатель увеличился на 7,5%, отмечает эксперт.
По итогам I квартала рост емкости рынка товарного бетона составил в среднем около 8-10%, а спрос вырос более чем на 12%, подсчитал Михаил Комальдинов, директор по продажам ООО «ТСК-Бетон».
По оценкам Сергея Китуничева, коммерческого директора ГК «Беатон», прирост относительно I квартала 2012 года составил около 30%.
Дмитрий Карачевцев, заместитель генерального директора ОАО «Лен­стройдеталь», приводит другие цифры: «По итогам I квартала отмечен спад примерно на 15% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Кроме того, за счет демпинга цен отдельных крупных производителей цена на бетон значительно снижена».
Емкость всего рынка по результатам 2012 года составила около 5 млн «кубов», что в денежном эквиваленте составляет около 15 млрд, подсчитал Сергей Китуничев.
«Из-за жесткой конкуренции и борьбы за клиента упала рентабельность у всех без исключения производителей товарного бетона. Для выживания некоторые недобросовестные производители идут на умышленное занижение класса бетона, то есть строительным компаниям стараются поставить класс бетона ниже, чем в проекте, в результате после проверки качества строи­тель вынужден вносить изменения в проект. Это, кстати, констатируют в Службе Государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга», – рассказывает Александр Дубодел.
Среди существующих игроков есть намерения о сворачивании или по крайней мере диверсификации бизнеса, так как его маржинальность постоянно снижается, отмечают эксперты.
За 2012 год цены на товарный бетон марки В-25 упали на 9,5%, сетует Михаил Бизяев.
«Сейчас цены находятся на очень низком уровне, несмотря на то что стоимость инертных материалов стабильно повышается. Так, за март-апрель цена одного из основных компонентов бетона – щебня – выросла примерно на 200 рублей за «куб». Так что для того чтобы рынок бетона не начал терять в качестве, необходимо повышать цены на конечный продукт», – отмечает Дмитрий Карачевцев.
Сергей Китуничев считает, что цены относительно стабильны с лета прошлого года и их колебание напрямую связано с изменениями стоимости цен на энергоносители, материалы и услуги, используемые при их производстве. Эксперт ожидает роста цен на бетон в начале сезона.
Александр Дубодел еще более оптимистичен и говорит, что в данный момент цены имеют тенденцию к повышению, и связано это прежде всего с ростом цен на материалы и транспортные услуги. Однако из-за жесткой конкуренции рост цен на рынке товарного бетона лишь компенсирует издержки, сокрушается эксперт.
«Низкая цена приводит к снижению качества бетона. Кроме того, за счет установившихся низких цен на рынке возникают компании-однодневки, которые вносят еще большую сумятицу в ситуацию на рынке», – поясняет господин Карачевцев.
рубрика: Технологии и материалы
автор: Андрей Семериков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.