Совет расставил приоритеты
12 апреля, в рамках выставки «Интерстройэкспо» состоялось расширенное заседание президиума Координационного совета по развитию строительной отрасли СЗФО. Члены Совета обсудили приоритеты государственной политики в сфере развития жилищного строительства, а также основные вопросы, которые будут вынесены на майский Съезд строителей Северо-Запада.
Открывая заседание, заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Сергей Зимин обозначил тот круг проблем, которые уже не первый год стоят как перед профессиональным сообществом, так и перед региональными администрациями и как никогда ждут конкретных мер и решений. Он отметил, что ситуация в строительном секторе округа в 2012 году ухудшилась. В частности, на Северо-Западе в минувшем году было зафиксировано снижение объемов жилищного строительства. «Это говорит о том, что сегодня меняется конъюнктура рынка, она становится жестче. Не готов комментировать сегодня роль органов власти при таком повороте рыночной ситуации, но все-таки полагаю, что региональные администрации должны очень аккуратно мониторить этот вопрос, в противном случае мы столкнемся с неприятными последствиями», – заявил замполпреда. При этом, по его словам, необходимо искать механизмы решения проблемы неудовлетворенности граждан жилищным строительством. И серьезный акцент нужно делать не столько на стимулировании спроса на рынке жилищного строительства за счет бюджетных средств, будь то субсидирование ипотеки, преференции для застройщиков, льготные участки, госсубсидии и прочее, сколько на работу по ликвидации аварийного жилого фонда, то есть на задачу, обозначенную в 600-м президентском указе. По данным Сергея Зимина, общая площадь аварийного жилого фонда по Северо-Западу составляет более 2,3 млн кв. м, и за последний год эта цифра снизилась на 2,5%. Однако это снижение произошло не за счет активной деятельности по ликвидации аварийного жилья, а за счет снижения активности в части выявления такого фонда. «Мы понимаем, что бюджетная обеспеченность регионов на эти цели ухудшается в связи с падением экономического развития регионов в целом. Регионам просто неоткуда взять соответствующую бюджетную строку, и поэтому они достаточно осторожно подходят к вопросу выделения средств на расселение жилья. Наиболее тяжелая ситуация с аварийным жильем в Петербурге, Ленобласти и Мурманской области, в остальных регионах ситуация несколько лучше», – отмечает господин Зимин.
Эксперты обсудили возможности развития новых IT-решений в регионах СЗФО по мониторингу ситуации в сфере недвижимости. О создании нового проекта «BN.ru Россия» рассказал заместитель руководителя проекта Клим Родионов. Он отметил, что с его помощью можно получать актуализированную информацию об объектах недвижимости и о ее качественных и количественных характеристиках в онлайн-режиме. Члены президиума рекомендовали регионам внимательно отнестись к тем новым возможностям, которые предлагают новые IT-технологии.
Пилот запустят в СЗФО
О разработке схем государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства и применении механизмов проектного финансирования рассказал заместитель координатора НОСТРОЙ по СЗФО Павел Созинов. По его словам, сегодня эксперты рабочей группы при Координационном совете рассматривают проектное финансирование не в его классическом виде. Это скорее вольная интерпретация схемы в условиях отсутствия законодательного регулирования вопроса. Основной задачей механизма является модель взаимодействия строителей с финансовыми организациями. «В конце прошлого года был принят 294-ФЗ, который предложил поправки в действующий 214-ФЗ о долевом строительстве, – рассказывает господин Созинов. – Была предложена схема страхования, с одной стороны, с другой – подразумевалось создание общества взаимного страхования. Третья идея – система банковских гарантий. К сожалению, на сегодняшний момент мы не имеем никаких регламентирующих документов в этой области. Совершенно непонятно, как будет осуществляться страхование. Неясен и механизм банковских гарантий». Специалисты надеются, что проектное финансирование не станет очередной мертворожденной схемой и не останется в Думе, как, например, механизм жилищных облигаций и жилищных сертификатов – все то, что подразумевается 214-ФЗ, но на практике не работает. «Привнесение механизма банковских гарантий говорит о том, что законодатель на сегодняшний момент готов рассматривать участие финансовых организаций как равноправного субъекта долевого строительства», – резюмировал Павел Созинов.
Вместе с тем сегодня банковское сообщество отпугивает непрозрачная схема работы застройщиков. Таким образом, на сегодняшний день устойчивой схемы взаимодействия банков и строителей нет, констатирует господин Созинов. В то же время эксперты не оставляют попыток перенести механизм проектного финансирования на реальную почву. По словам Павла Созинова, состоялся предметный разговор между некоторыми администрациями субъектов СЗФО, строителями и финансовыми структурами о возможных вариантах реализации механизма проектного финансирования. «Мы хотим пилотный проект такого взаимодействия реализовать в ближайших регионах, ведутся серьезные переговоры, в работе участвуют представители банковского консорциума – это и московские, и петербургские банки. Я полагаю, что в рамках предстоящего Съезда мы не только доложим о каких-то проектных моделях, но сможем рассказать и о нашем пилотном проекте», – пообещал господин Созинов.
Ни шагу без плана
Сегодня речь идет прежде всего о том, что необходимо осуществлять планирование государственной градостроительной политики в партнерстве с частным инвестором, заявляет эксперт Аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Юрий Курикалов. По его словам, уйдя от государственного планирования в том виде, в каком оно существовало в СССР, страна так и не нашла альтернативы этому инструменту. Вместе с тем ни комплексная застройка новых территорий, ни комплексная реконструкция застроенных невозможна без единого плана развития города, региона и страны в целом. Все это привело к тому, что в Петербурге и области долгое время не утверждаются проекты планировки, буксуют проекты реновации. «Мы потеряли государственное планирование как инструмент. Между тем без плана качественная реализация жилищной политики невозможна», – считает эксперт. В аппарат полпредства постоянно стекаются жалобы от региональных администраций по поводу высокой планки по ежегодному вводу жилья. Но эти планы, по мнению господина Курикалова, ничем со стороны государства не обеспечены – ни бюджетированием, ни госпланированием. Та же государственная программа по обеспечению граждан доступным жильем является очень рамочной. «Регионы считают, если Минрегион ставит для них планку по вводу жилья, он должен предложить те инструменты, за счет которых власти должны осуществлять жилищную политику», – заключил господин Курикалов.
Навстречу Съезду
Кроме того, члены президиума рассмотрели предварительные результаты подготовки к IV Съезду строителей Северо-Запада. Как напомнил генеральный директор НП «Национальный центр «Специальный ресурс» (является уполномоченным оператором по подготовке к Съезду) Владимир Шахов, на сегодняшний день уже утверждены дата и место проведения Съезда. Мероприятие пройдет 29 мая в двух залах Константиновского дворца в Стрельне. По словам исполнительного директора АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» Владимира Авдеева, общее количество участников Съезда утверждено в размере 275 человек. Из которых 220 человек приедут в составе региональных делегаций, 55 мест зарезервировано для иностранных коллег, представителей финансовых, страховых структур. В свою очередь вице-президент РСС Олег Бритов предложил продлить Съезд и на второй день, чтобы все резолюции и решения официальной части Съезда можно было в первый день обсудить более детально в формате круглых столов и переговоров. Ключевым организационным вопросом предстоящего Съезда станет избрание нового состава Координационного совета по развитию строительной отрасли СЗФО. «Эти два года работы показали, что нам нужно ответственно подойти к формированию состава нового совета. Факт избрания совета на Съезде мне представляется значимым политическим моментом в строительной отрасли округа», – заявил Сергей Зимин.
Открывая заседание, заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Сергей Зимин обозначил тот круг проблем, которые уже не первый год стоят как перед профессиональным сообществом, так и перед региональными администрациями и как никогда ждут конкретных мер и решений. Он отметил, что ситуация в строительном секторе округа в 2012 году ухудшилась. В частности, на Северо-Западе в минувшем году было зафиксировано снижение объемов жилищного строительства. «Это говорит о том, что сегодня меняется конъюнктура рынка, она становится жестче. Не готов комментировать сегодня роль органов власти при таком повороте рыночной ситуации, но все-таки полагаю, что региональные администрации должны очень аккуратно мониторить этот вопрос, в противном случае мы столкнемся с неприятными последствиями», – заявил замполпреда. При этом, по его словам, необходимо искать механизмы решения проблемы неудовлетворенности граждан жилищным строительством. И серьезный акцент нужно делать не столько на стимулировании спроса на рынке жилищного строительства за счет бюджетных средств, будь то субсидирование ипотеки, преференции для застройщиков, льготные участки, госсубсидии и прочее, сколько на работу по ликвидации аварийного жилого фонда, то есть на задачу, обозначенную в 600-м президентском указе. По данным Сергея Зимина, общая площадь аварийного жилого фонда по Северо-Западу составляет более 2,3 млн кв. м, и за последний год эта цифра снизилась на 2,5%. Однако это снижение произошло не за счет активной деятельности по ликвидации аварийного жилья, а за счет снижения активности в части выявления такого фонда. «Мы понимаем, что бюджетная обеспеченность регионов на эти цели ухудшается в связи с падением экономического развития регионов в целом. Регионам просто неоткуда взять соответствующую бюджетную строку, и поэтому они достаточно осторожно подходят к вопросу выделения средств на расселение жилья. Наиболее тяжелая ситуация с аварийным жильем в Петербурге, Ленобласти и Мурманской области, в остальных регионах ситуация несколько лучше», – отмечает господин Зимин.
Эксперты обсудили возможности развития новых IT-решений в регионах СЗФО по мониторингу ситуации в сфере недвижимости. О создании нового проекта «BN.ru Россия» рассказал заместитель руководителя проекта Клим Родионов. Он отметил, что с его помощью можно получать актуализированную информацию об объектах недвижимости и о ее качественных и количественных характеристиках в онлайн-режиме. Члены президиума рекомендовали регионам внимательно отнестись к тем новым возможностям, которые предлагают новые IT-технологии.
Пилот запустят в СЗФО
О разработке схем государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства и применении механизмов проектного финансирования рассказал заместитель координатора НОСТРОЙ по СЗФО Павел Созинов. По его словам, сегодня эксперты рабочей группы при Координационном совете рассматривают проектное финансирование не в его классическом виде. Это скорее вольная интерпретация схемы в условиях отсутствия законодательного регулирования вопроса. Основной задачей механизма является модель взаимодействия строителей с финансовыми организациями. «В конце прошлого года был принят 294-ФЗ, который предложил поправки в действующий 214-ФЗ о долевом строительстве, – рассказывает господин Созинов. – Была предложена схема страхования, с одной стороны, с другой – подразумевалось создание общества взаимного страхования. Третья идея – система банковских гарантий. К сожалению, на сегодняшний момент мы не имеем никаких регламентирующих документов в этой области. Совершенно непонятно, как будет осуществляться страхование. Неясен и механизм банковских гарантий». Специалисты надеются, что проектное финансирование не станет очередной мертворожденной схемой и не останется в Думе, как, например, механизм жилищных облигаций и жилищных сертификатов – все то, что подразумевается 214-ФЗ, но на практике не работает. «Привнесение механизма банковских гарантий говорит о том, что законодатель на сегодняшний момент готов рассматривать участие финансовых организаций как равноправного субъекта долевого строительства», – резюмировал Павел Созинов.
Вместе с тем сегодня банковское сообщество отпугивает непрозрачная схема работы застройщиков. Таким образом, на сегодняшний день устойчивой схемы взаимодействия банков и строителей нет, констатирует господин Созинов. В то же время эксперты не оставляют попыток перенести механизм проектного финансирования на реальную почву. По словам Павла Созинова, состоялся предметный разговор между некоторыми администрациями субъектов СЗФО, строителями и финансовыми структурами о возможных вариантах реализации механизма проектного финансирования. «Мы хотим пилотный проект такого взаимодействия реализовать в ближайших регионах, ведутся серьезные переговоры, в работе участвуют представители банковского консорциума – это и московские, и петербургские банки. Я полагаю, что в рамках предстоящего Съезда мы не только доложим о каких-то проектных моделях, но сможем рассказать и о нашем пилотном проекте», – пообещал господин Созинов.
Ни шагу без плана
Сегодня речь идет прежде всего о том, что необходимо осуществлять планирование государственной градостроительной политики в партнерстве с частным инвестором, заявляет эксперт Аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Юрий Курикалов. По его словам, уйдя от государственного планирования в том виде, в каком оно существовало в СССР, страна так и не нашла альтернативы этому инструменту. Вместе с тем ни комплексная застройка новых территорий, ни комплексная реконструкция застроенных невозможна без единого плана развития города, региона и страны в целом. Все это привело к тому, что в Петербурге и области долгое время не утверждаются проекты планировки, буксуют проекты реновации. «Мы потеряли государственное планирование как инструмент. Между тем без плана качественная реализация жилищной политики невозможна», – считает эксперт. В аппарат полпредства постоянно стекаются жалобы от региональных администраций по поводу высокой планки по ежегодному вводу жилья. Но эти планы, по мнению господина Курикалова, ничем со стороны государства не обеспечены – ни бюджетированием, ни госпланированием. Та же государственная программа по обеспечению граждан доступным жильем является очень рамочной. «Регионы считают, если Минрегион ставит для них планку по вводу жилья, он должен предложить те инструменты, за счет которых власти должны осуществлять жилищную политику», – заключил господин Курикалов.
Навстречу Съезду
Кроме того, члены президиума рассмотрели предварительные результаты подготовки к IV Съезду строителей Северо-Запада. Как напомнил генеральный директор НП «Национальный центр «Специальный ресурс» (является уполномоченным оператором по подготовке к Съезду) Владимир Шахов, на сегодняшний день уже утверждены дата и место проведения Съезда. Мероприятие пройдет 29 мая в двух залах Константиновского дворца в Стрельне. По словам исполнительного директора АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» Владимира Авдеева, общее количество участников Съезда утверждено в размере 275 человек. Из которых 220 человек приедут в составе региональных делегаций, 55 мест зарезервировано для иностранных коллег, представителей финансовых, страховых структур. В свою очередь вице-президент РСС Олег Бритов предложил продлить Съезд и на второй день, чтобы все резолюции и решения официальной части Съезда можно было в первый день обсудить более детально в формате круглых столов и переговоров. Ключевым организационным вопросом предстоящего Съезда станет избрание нового состава Координационного совета по развитию строительной отрасли СЗФО. «Эти два года работы показали, что нам нужно ответственно подойти к формированию состава нового совета. Факт избрания совета на Съезде мне представляется значимым политическим моментом в строительной отрасли округа», – заявил Сергей Зимин.
рубрика:
Конференция
автор:
Максим Шумов