С неба на землю

При возведении высотных объектов застройщики зачастую беспечно относятся к геологическим рискам, что чревато возникновением аварийных ситуаций и дополнительных затрат на исправление просчетов. Для минимизации рисков городу необходимо создать перечень исследований, обязательных для проведения девелоперами, считают эксперты-геотехники.

В Петербурге нарастают темпы высот­ного строительства – завершается строительство первого 42-этажного небоскреба «Лидер Тауэр», объявлено о планах по возведению еще 35 высотных объектов, рассказал ведущий научный сотрудник лаборатории геодинамики научного центра Национального минерально-сырьевого университета Евгений Мельников. Между тем строительство высотных сооружений не обходится без серьезных работ нулевого цикла – подземные конструкции перераспределяют вес и придают устойчивость постройке. К примеру, глубина котлована для строительства «Лахта-центра» составляет 21 м, а сваи уходят в землю на 82 м.
Однако при возведении высотных зданий строители недооценивают риски, связанные с геологическими работами, считают эксперты в этой области. Около 20 из 35 пятен, предназначенных под застройку, располагается в тектонически напряженных и потому опасных местах, заявил господин Мельников. А расположение подземных сооружений вблизи геодинамически активных зон геологических разломов в десятки раз увеличивает риски их аварийности.
Кроме того, застройщиками недооценивается и сейсмоактивность в районе Финского залива. Мелкие толчки могут расшатывать конструкции и способствовать выделению в почву радиоактивного газа радона, считает главный научный сотрудник ФГУНПП «Северная морская геология» Александр Рыбалко. Также строители не всегда учитывают и близость водоносных слоев к месту строительства. Из-за этого постоянно подтапливает подвалы зданий Ладожского вокзала и клиники МЧС на Оптиков, построенных уже в 2000-х годах, заявил директор СПбГГУП «Специализированная фирма «Минерал» Николай Филиппов.
Примеры аварийных ситуаций в городе из-за просчетов в определении геологических условий уже есть. В 1974 и 1995 годах аварии произошли на участке метрополитена от «Площади Мужества» до «Лесной», в 1974 году – на глубоком городском коллекторе. В 2003 году крен 80 см получил 17-этажный жилой дом в Шипкинском переулке, в 2009 году на 50 см отклонился 27-этажный дом на Камышовой улице, в 2011 году – на 6 см накренился 19-этажный корпус ЖК «Империал» Компании ЛЭК. Во всех случаях здания вернули в вертикальное положение, однако это потребовало дополнительных затрат от застройщиков.
Частные проекты высотного строитель­ства, как правило, ведутся в закрытом режиме, сетуют эксперты, и ряд необходимых исследований девелопер может не проводить, а значит – и не учитывать геотехнические риски. «При строительстве «Лахта-центра» не было проведено исследование содержания в почве радона, свидетельствующего о нахождении поблизости геологических разломов, не организован мониторинг радона во время строительства, не построены соответ­­ствующие структурные карты, – сообщает начальник геоэкологической партии ФГУП «Севзапгеология» Борис Дверницкий. – А без этих данных невозможно говорить о безопасности строительства. По нашим данным, радоновый фон там такой же, как и на «Площади Мужества». В ЗАО «ОДЦ «Охта», напротив, заверяют в достаточности исследований. Компания уже приступила к работам нулевого цикла в Лахте, которые должны будут завершиться в сентябре-октябре 2014 года, рассказал главный инженер компании Сергей Никифоров.
«Необходимо выработать комплекс подготовительных работ, обязательных для всего высотного строительства в городе, а также рекомендаций – для того чтобы предотвратить негативную практику», – подытожил Борис Дверницкий.
Геотехники должны работать в одной связке с архитекторами и конструкторами проекта, предлагает решение научный руководитель группы компаний «Геореконструкция» Владимир Улицкий, тогда как сейчас петербургские специалисты и вовсе к работе над частными проектами привлекаются редко – девелоперы чаще приглашают проектные компании из Москвы или из-за рубежа.
рубрика: Технологии и материалы
автор: Антонина Асанова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.