Развлекаться в открытую

Мэр Москвы Сергей Собянин недавно пообещал, что в Москве появится огромный парк развлечений, аналогичный Диснейленду. Между тем заявление столичного мэра вызвало в Петербурге дискуссию о том, нужен ли такой парк в Северной столице. Некоторые эксперты полагают, что здесь он будет избыточным.

В настоящее время в Петербурге работает только один парк, который предлагает достаточно широкий спектр аттракционов для различных групп потребителей – «Диво-остров». А также несколько более скромных парков районного масштаба в разных частях города. Потенциал спроса для создания более крупного и насыщенного разнообразными развлечениями открытого парка есть, говорят эксперты. Оптимально его совмещать с тематиче­скими зонами, как это сделано в том же Диснейленде или некоторых других крупных парках, например в Port Aventura.

Зачаточная стадия


Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», сегмент аттракционов и парков развлечений различного формата в России оценивает в 15-20 млрд рублей. «Данный сегмент рынка в России скорее находится на первоначальной стадии своего формирования. Заметных проектов на рынке пока весьма немного. Даже в наиболее крупных российских городах сегмент определенно не насыщен, при этом спрос на фоне роста доходов формируется уже на вполне высоком уровне. По примерным расчетам, при выходе на «проектные мощности» выручка таких проектов вполне может быть сопоставима с западными аналогами. Поэтому такие проекты, несмотря на, как правило, необходимый суще­ственный объем инвестиций (в среднем от 50-100 млн USD), сезонные ограничения для некоторых видов аттракционов и сравнительно длительные сроки окупаемости (условно от 8-10 лет), могут представлять высокий интерес для инвесторов», – говорит господин Клягин.
Эксперты компании Becar говорят, что Диснейленд будет востребован и в Москве, и Санкт-Петербурге, но только если проект будет расположен на большой территории и обладать интересной концепцией. «Помимо каруселей и качелей на территории нового Диснейленда должны проводиться мини-мастер-классы, игры, творческие конкурсы, а сопровождать детей по парку должны персонажи из мультфильмов», – считает директор департамента управления объектами NAI Becar в Санкт-Петербурге Наталья Скаландис.
Впрочем, не все эксперты уверены в том, что наши широты подходят для парков с подобной концепцией. Елена Шишулина, директор по маркетингу и продажам ЗАО «УК «СТАРТ Девелопмент», согласна с тем, что Петербургу не хватает парков развлечений (и детских, и взрослых). «Но о Диснейленде нам мечтать не приходится. Во-первых, неподходящие климатические условия – он не сможет функционировать круглогодично, и даже по сравнению с Москвой «высокий сезон» будет более ограничен. Во-вторых, Санкт-Петербург и окрестности для этого недостаточно плотно заселены. Диснейленд, как правило, открывая новый парк, ориентируется даже не на страну, а на регион. Так, Диснейленд под Парижем уже многие годы остается единственным на всю Европу (хотя обещано его открытие в Англии). Так что удел Северной Венеции – парки развлечений в закрытых помещениях. Они, кстати, могут быть весьма монументальны. Например, выход в наш город уже анонсировал Dreamworks совместно с ГК «Регионы». Постепенно будут подтягиваться и другие именитые операторы, хотя вряд ли этот процесс будет быстрым», – говорит госпожа Шишулина.
Максимилиан Пивоваров, генеральный директор детского города профессий «Кид­Бург», признает, что одного парка в Москве будет недостаточно, чтобы удовлетворить потребность всех жителей страны, но в то же время считает, что объект такого масштаба в Петербурге будет избыточен. «Посещение подобных парков происходит не каждый день и не каждый месяц. А раз в году съездить из Петербурга в Москву совершенно реально», – считает он.

Хватит одного


При этом он считает, что если сравнивать с Западной Европой или Америкой, то в городе недостаточно открытых парков развлечений. «Особенно если речь идет о всепогодных парках с развитой ин­фраструктурой. Парках, в которых есть не только аттракционы, но и кафе, санитарные комнаты, тематические павильоны, анимация и репертуар праздников. Таких парков, в которых будет интересно не только детям, но и взрослым», – уверен господин Пивоваров.
Игорь Кокорев, заместитель руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, согласен с мнением о том, что тематического парка от компании Disney (или аналогичного ему) может быть достаточно одного, по крайней мере для европейской территории России, как для Европы достаточно парка в Париже.
«В Петербурге планируется создание крытого парка Dreamworks, который отличается от концепции Диснейленда – он меньше, но он закрытый, что позволяет работать всесезонно», – напоминает господин Кокорев.

Разные потоки


Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН, полагает, что в России могут расположиться 3-4 подобных парка. «Туристы зачастую посещают Москву или Санкт-Петербург отдельно, а, как правило, клиенты таких парков ориентируются в том числе и на туристический поток. Также местное население Москвы и Петербурга вполне сможет посещать свой парк, что обеспечит регулярную работу объектов. Бренд «Диснейленд» всемирно известен и популярен, полагаю, что у них не будет конкуренции со стороны местных операторов. Более значимый вопрос – это стои­мость посещения для жителей РФ. Если она останется на европейском уровне, что в среднем составляет 50 EUR на человека, то посещение данного парка будет доступно малому кругу российский семей», – говорит госпожа Лапина.
Она обращает внимание на то, что крытые парки развлечений в торговых комплексах окупаются уже через два года. «Полагаю, у парков срок окупаемости будет больше в силу больших расходов на покупку или аренду земельного участка и на обеспечение объекта коммуникациями», – предполагает она.
Татяна Скаландис считает, что в случае создания уникальной идеи проект может окупиться в течение 5-7 лет.
Зося Захарова, генеральный директор компании London Real Invest, уверена, что определить доходность такого проекта без понимания концепции очень сложно, по­скольку здесь недостаточно просто по­считать стоимость каруселей и поделить их на количество посетителей города. «В стоимость проекта нужно включить стоимость разработки идеи, инновационных технологий и пр. Конечно, надо понимать, что если окупаемость проекта займет более 10-12 лет, то инвесторам это будет не очень интересно», – рассуждает она.
рубрика: Инфраструктура
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.