Петербург в поисках дизайн-кода
Архитектурное сообщество и власти Петербурга обсуждают необходимость создания дизайн-кода, который поможет сохранить историческую часть города и определит внешний облик новой застройки. Эксперты по‑разному оценивают появление нового документа.
Как рассказал архитектор Сергей Чобан, дизайн-код – это механизм точной регламентации, которая охватывает не только высоту здания и плотность застройки, но и ряд визуальных параметров будущего строения.
По его словам, в середине 90-х годов прошлого века в Германии дизайн-код был создан для всего центра Берлина. Документ диктует определенные требования к проекту по высоте зданий и отметке кровель, составу стройматериалов, расположению вывесок рекламы, конструктивным решениям первых этажей и т. д. Господин Чобан уверен, что подобные проблемы нужно решать и городу на Неве.
«Исторически Петербург имеет ряд очень ценных архитектурных параметров, например ограничение по высоте в центре города, а также четкую регламентацию высотных доминант. Важно зафиксировать этот градостроительный код в документе. Тогда архитектор обратится к главному – к отработке деталей, параметров здания, а не постоянной политической борьбе, высоко или низко строить», – прокомментировал свою позицию Сергей Чобан.
Архитектор Михаил Мамошин также считает, что дизайн-код должен нести в себе идентичность и ментальность, свойственную застройке Петербурга. Среди принципов, которые должны быть нормативно отражены, он называет правило брандмауэра, наличие лотной застройки, то есть создание ансамблей, наличие диагонально-осевых построений угловых зданий и трехчастное тектоническое строение фасада.
Олег Рыбин, главный архитектор Санкт-Петербурга, говорит о том, что регламентирующий документ в виде дизайн-кода в городе должен быть, особенно в условиях, когда исчез административный ресурс – согласование проекта в Градостроительном совете города.
Российская действительность, по словам господина Рыбина, значительно отличается от немецких реалий. Он считает, что в России работают не по правилам, а вопреки им. «Шедевры в правила не впишешь», – заявил главный архитектор Петербурга.
В отношении регулирования новой застройки, по мнению Олега Рыбина, должны работать все механизмы – и законы, и административный ресурс. А вот исторический центр, по убеждению главного архитектора, можно сохранить, только если оставить в нем жилую функцию.
Александр Кононов, первый заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК, согласен с тем, что нужно максимально сохранить жилые функции кварталов в исторической части города. Но для этого необходимо менять санитарные нормы для данной территории. На его взгляд, дизайн-код должен разрабатываться для новых районов Петербурга.
Михаил Мильчик, заместитель председателя петербургского Совета по сохранению культурного наследия, напротив, сомневается, что жесткая регламентация художественных моментов будет продуктивна. Эксперт говорит о том, что основное строительство идет за пределами исторического центра, который занимает всего 7-8% от общей территории города. Возведение новых зданий в центре города возможно, но при условии предельно уважительного отношения к прошлой застройке. Оно не должно быть «вещью в себе».
Юрий Земцов, руководитель архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», скептически относится к идее создания дизайн-кода. «Мне не нравится это название. Мы должны говорить об архитектурных правилах, а не о дизайне и диктовке стиля. Каждое место может диктовать свое архитектурное решение, а обязательные правила должны содержать небольшой процент требований», – уверен архитектор.
Юрий Митюрев, заместитель председателя КГА Петербурга, высказал мнение, что существующие градостроительные нормы и регламенты уже сохраняют от грубых ошибок в градостроительстве. «А дальше начинается искусство. На мой взгляд, необходимо, чтобы архитектура стала на уровень выше – нужен дизайн-код для заказчика», – считает он.
Олег Рыбин в заключение сказал, что власть сигнал услышала. «Будем работать», – оптимистично добавил главный архитектор.
Как рассказал архитектор Сергей Чобан, дизайн-код – это механизм точной регламентации, которая охватывает не только высоту здания и плотность застройки, но и ряд визуальных параметров будущего строения.
По его словам, в середине 90-х годов прошлого века в Германии дизайн-код был создан для всего центра Берлина. Документ диктует определенные требования к проекту по высоте зданий и отметке кровель, составу стройматериалов, расположению вывесок рекламы, конструктивным решениям первых этажей и т. д. Господин Чобан уверен, что подобные проблемы нужно решать и городу на Неве.
«Исторически Петербург имеет ряд очень ценных архитектурных параметров, например ограничение по высоте в центре города, а также четкую регламентацию высотных доминант. Важно зафиксировать этот градостроительный код в документе. Тогда архитектор обратится к главному – к отработке деталей, параметров здания, а не постоянной политической борьбе, высоко или низко строить», – прокомментировал свою позицию Сергей Чобан.
Архитектор Михаил Мамошин также считает, что дизайн-код должен нести в себе идентичность и ментальность, свойственную застройке Петербурга. Среди принципов, которые должны быть нормативно отражены, он называет правило брандмауэра, наличие лотной застройки, то есть создание ансамблей, наличие диагонально-осевых построений угловых зданий и трехчастное тектоническое строение фасада.
Олег Рыбин, главный архитектор Санкт-Петербурга, говорит о том, что регламентирующий документ в виде дизайн-кода в городе должен быть, особенно в условиях, когда исчез административный ресурс – согласование проекта в Градостроительном совете города.
Российская действительность, по словам господина Рыбина, значительно отличается от немецких реалий. Он считает, что в России работают не по правилам, а вопреки им. «Шедевры в правила не впишешь», – заявил главный архитектор Петербурга.
В отношении регулирования новой застройки, по мнению Олега Рыбина, должны работать все механизмы – и законы, и административный ресурс. А вот исторический центр, по убеждению главного архитектора, можно сохранить, только если оставить в нем жилую функцию.
Александр Кононов, первый заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК, согласен с тем, что нужно максимально сохранить жилые функции кварталов в исторической части города. Но для этого необходимо менять санитарные нормы для данной территории. На его взгляд, дизайн-код должен разрабатываться для новых районов Петербурга.
Михаил Мильчик, заместитель председателя петербургского Совета по сохранению культурного наследия, напротив, сомневается, что жесткая регламентация художественных моментов будет продуктивна. Эксперт говорит о том, что основное строительство идет за пределами исторического центра, который занимает всего 7-8% от общей территории города. Возведение новых зданий в центре города возможно, но при условии предельно уважительного отношения к прошлой застройке. Оно не должно быть «вещью в себе».
Юрий Земцов, руководитель архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», скептически относится к идее создания дизайн-кода. «Мне не нравится это название. Мы должны говорить об архитектурных правилах, а не о дизайне и диктовке стиля. Каждое место может диктовать свое архитектурное решение, а обязательные правила должны содержать небольшой процент требований», – уверен архитектор.
Юрий Митюрев, заместитель председателя КГА Петербурга, высказал мнение, что существующие градостроительные нормы и регламенты уже сохраняют от грубых ошибок в градостроительстве. «А дальше начинается искусство. На мой взгляд, необходимо, чтобы архитектура стала на уровень выше – нужен дизайн-код для заказчика», – считает он.
Олег Рыбин в заключение сказал, что власть сигнал услышала. «Будем работать», – оптимистично добавил главный архитектор.
рубрика:
Архитектура
автор:
Екатерина Костина