В тени чужого бренда

Франчайзинговые схемы, прочно закрепившиеся на рынке общепита и ретейла, пока слабо представлены в таких секторах, как строительство и недвижимость. Однако первопроходцы появились и здесь. Насколько широко распространится подобная практика, в среде экспертов единодушного мнения нет.

Пока на рынке строительства франчайзинговые схемы практически не работают, так как этот вид деятельности слишком специфичен.
«Макдоналдс», к примеру, следит за качеством гамбургеров и картошки в своих франчайзинговых ресторанах, контролируя их соответствие общим стандартам качества. А в строительстве действуют миллионы стандартов, и следить за их соблюдением франчайзер просто физически не способен. Поэтому ни в России, ни на Западе строительный франчайзинг не развит, а для расширения бизнеса стройкомпании создают дочерние фирмы с разной формой владения», – уверяет Ирина Харченко, генеральный директор компании «Высота».
Управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров считает, что непопулярность франчайзинга в строительстве связана со спецификой российского бизнеса в регионах, которая заставляет строительный рынок быть «локальным». «Наши компании предпочитают покупать готовый бизнес в регионах, чтобы лучше владеть ситуацией и контролировать денежные потоки. Региональные компании, в свою очередь, не стремятся под крыло к известному бренду, в регио­нах, где любят своих, это может только навредить. К тому же главная технология, которой владеют строители, – это доступ к административному ресурсу, лоббистские способности, а их с помощью франшизы не получить», – объясняет он.
Но не все девелоперы согласны с тем, что франчайзинг в строительном секторе нежизнеспособен. Ирина Мошева, генеральный директор СП RDI & Limitless (застройщик ЖК «Загородный квартал»), говорит, что в мировой практике строительный рынок входит в число отраслей, в которых применяются схемы работы по франчайзингу. «Это удобный вариант развития бизнеса в том случае, если речь идет о производстве стройматериалов или возведении типовых зданий. Копирование технологий франчайзера оказывается плюсом для франчайзи. Однако в силу специфики строительного рынка России данная модель не получила широкого распространения, есть только единичные примеры использования франшиз. Можно отметить корпорацию S. Holding, которая предлагает франчайзи, разработанные компанией технологии строительства панельных домов эконом-класса. На рынке строительных материалов использует в своей работе франчайзинговые схемы самарская компания «CBS – система строительного снабжения», которая имеет производ­ственные мощности в различных регионах России», – припоминает она.
рубрика: Тенденции
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.