Вопрос номера
Расходная часть бюджета Петербурга за первую половину 2013 года исполнена на 36%. Почему не успеваем тратить?
Борис Кириков, директор Санкт-Петербургского филиала НИИ Теории архитектуры и градостроительства:
– 10 лет назад я работал в КГИОП, и тогда ситуация с выплатой средств из бюджета осложнялась трудными тендерными процедурами. В результате основные выплаты по договору приходились на конец года. Если по состоянию на июль уже выплачено 36% из бюджетной казны, то это не катастрофическая ситуация, а, наоборот, вполне оптимистичная. То есть основные траты бюджета Санкт-Петербурга придутся на конец 2013 года.
Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития:
– Еще с прошлого года наметилась тенденция по сворачиванию ряда крупных инвестиционных проектов в городе. Кроме этого, на процессы напрямую повлияла ситуация с полной сменой экономического блока Смольного – произошла реорганизация комитетов, изменился контингент работающих. Впрочем, это не оправдывает всю Администрацию Петербурга в целом, так как к этому надо было подготовиться заранее. Во-вторых, накладываются общие негативные тенденции в экономике всей России. В данной ситуации первое полугодие 2013 года вполне характерно для такого исполнения бюджета.
Владимир Семенов, президент Ассоциации товариществ собственников жилья Центрального района Санкт-Петербурга:
– У нас нет четкого механизма планирования средств, а затем правильной реализации всех работ согласно плану. Во многом виной неправильная структура взаимоотношений между участниками процесса госзаказа. Жилищный фонд требует больших вложений, есть законодательная база по распределению этих средств. В механизме распределения бюджетных средств участвуют чиновники, которым все равно, кому и куда пойдут деньги, – они же не живут в этих домах. Но в идеале глава района должен постоянно находиться в плотном контакте с председателями ТСЖ, чтобы понимать, сколько средств нужно на каждый дом.
Ольга Ценкер, руководитель архитектурно-планировочной мастерской ЗАО «Институт городской инфраструктуры»:
– Причина в том, что конкурсные процедуры продолжительны и запутаны. Минимальный срок от начала объявления тендера до перечисления денег – 4,5-6 месяцев, поэтому бюджет не исполняем. Выход один – менять федеральный закон.
Надежда Калашникова, директор по развитию Компании Л1:
– Слабая эффективность при освоении бюджета – это проблема менеджмента. В Петербурге очень долго идет процесс согласования градостроительных документов. До сих пор нет общей концепции развития города и районов, прилегающих к Петербургу. Поэтому трудно принимать практические решения, соответственно, осваивать те деньги, которые заложены в бюджете. Важно сокращать административные барьеры, активно привлекать экспертов, специалистов по городскому развитию. Важно перенимать опыт зарубежных коллег, например Финляндии, где есть Агентство по развитию территорий. В конце концов, именно городские власти должны задавать вектор в развитии территорий.
Станислав Алексеенко, старший консультант отдела стратегического консалтинга компании Knight Frank:
– Наверное, руководство города просто боится тратить деньги. Новый состав опасается коррупционных расследований, поэтому бюджетные средства так активно не осваиваются. Не проходят все конкурсы, которые должны проходить, не формируются тендерные пакеты, не выбираются победители. Власти пытаются изловчиться и найти схемы, которые помогут больше проводить в жизнь «левых» трат. Здесь нужно провести сравнение с таким же периодом 2012 года: если цифра за аналогичный период прошлого года будет меньше процентов на 10, то вывод прост: правительство Петербурга не справляется со своей функцией распорядителя бюджетных средств.
Борис Кириков, директор Санкт-Петербургского филиала НИИ Теории архитектуры и градостроительства:
– 10 лет назад я работал в КГИОП, и тогда ситуация с выплатой средств из бюджета осложнялась трудными тендерными процедурами. В результате основные выплаты по договору приходились на конец года. Если по состоянию на июль уже выплачено 36% из бюджетной казны, то это не катастрофическая ситуация, а, наоборот, вполне оптимистичная. То есть основные траты бюджета Санкт-Петербурга придутся на конец 2013 года.
Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития:
– Еще с прошлого года наметилась тенденция по сворачиванию ряда крупных инвестиционных проектов в городе. Кроме этого, на процессы напрямую повлияла ситуация с полной сменой экономического блока Смольного – произошла реорганизация комитетов, изменился контингент работающих. Впрочем, это не оправдывает всю Администрацию Петербурга в целом, так как к этому надо было подготовиться заранее. Во-вторых, накладываются общие негативные тенденции в экономике всей России. В данной ситуации первое полугодие 2013 года вполне характерно для такого исполнения бюджета.
Владимир Семенов, президент Ассоциации товариществ собственников жилья Центрального района Санкт-Петербурга:
– У нас нет четкого механизма планирования средств, а затем правильной реализации всех работ согласно плану. Во многом виной неправильная структура взаимоотношений между участниками процесса госзаказа. Жилищный фонд требует больших вложений, есть законодательная база по распределению этих средств. В механизме распределения бюджетных средств участвуют чиновники, которым все равно, кому и куда пойдут деньги, – они же не живут в этих домах. Но в идеале глава района должен постоянно находиться в плотном контакте с председателями ТСЖ, чтобы понимать, сколько средств нужно на каждый дом.
Ольга Ценкер, руководитель архитектурно-планировочной мастерской ЗАО «Институт городской инфраструктуры»:
– Причина в том, что конкурсные процедуры продолжительны и запутаны. Минимальный срок от начала объявления тендера до перечисления денег – 4,5-6 месяцев, поэтому бюджет не исполняем. Выход один – менять федеральный закон.
Надежда Калашникова, директор по развитию Компании Л1:
– Слабая эффективность при освоении бюджета – это проблема менеджмента. В Петербурге очень долго идет процесс согласования градостроительных документов. До сих пор нет общей концепции развития города и районов, прилегающих к Петербургу. Поэтому трудно принимать практические решения, соответственно, осваивать те деньги, которые заложены в бюджете. Важно сокращать административные барьеры, активно привлекать экспертов, специалистов по городскому развитию. Важно перенимать опыт зарубежных коллег, например Финляндии, где есть Агентство по развитию территорий. В конце концов, именно городские власти должны задавать вектор в развитии территорий.
Станислав Алексеенко, старший консультант отдела стратегического консалтинга компании Knight Frank:
– Наверное, руководство города просто боится тратить деньги. Новый состав опасается коррупционных расследований, поэтому бюджетные средства так активно не осваиваются. Не проходят все конкурсы, которые должны проходить, не формируются тендерные пакеты, не выбираются победители. Власти пытаются изловчиться и найти схемы, которые помогут больше проводить в жизнь «левых» трат. Здесь нужно провести сравнение с таким же периодом 2012 года: если цифра за аналогичный период прошлого года будет меньше процентов на 10, то вывод прост: правительство Петербурга не справляется со своей функцией распорядителя бюджетных средств.
рубрика:
События