Сергей Зимин: «На Северо-Западе есть все условия для развития рынка стройматериалов и оборудования»
Помощник полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Сергей Зимин рассказал «Строительному Еженедельнику» о ходе выполнения президентских указов по обеспечению граждан доступным жильем, а также о том, почему жилищное строительство на Северо-Западе не может выйти на докризисный уровень.
– Каковы на сегодня тенденции в строительном секторе экономики Северо-Запада?
– В 2012 году объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» на Северо-Западе превысил докризисный уровень 2008 года и составил более 730 млрд рублей. Активное развитие строительного сектора, в том числе жилищного строительства, к сожалению, не сопровождалось адекватным развитием смежных отраслей и прежде всего производства современных строительных материалов и высокотехнологичного строительного оборудования. Вместе с тем на Северо-Западе имеются достаточные условия для более активного развития этих секторов экономики. В частности, крупнейший промышленный центр округа Санкт-Петербург обладает всеми необходимыми ресурсами, в том числе квалифицированными кадрами для создания новой техники. При наличии четко сформулированных заказов и выгодных экономических условий многие предприятия города будут готовы развернуть производство современной строительной техники и оборудования. Опыт производства тяжелого подъемно-транспортного оборудования, тракторов, грузового автотранспорта и другой техники в городе имеется.
– Какова ситуация в сфере жилищного строительства?
– В прошлом году в округе введено в строй более 5,7 млн кв. м жилья. Однако по этому показателю нам не удалось выйти на докризисный уровень (в 2008 году – 6,5 млн кв. м – прим. ред). Основная причина – снижение платежеспособного спроса населения, в том числе и в связи с кризисом системы ипотечного кредитования.
– Как исполняются президентские поручения по вопросам обеспечения граждан доступным жильем?
– Решение задач, поставленных в указе Президента РФ № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» затрудняет обострение ситуации на рынке жилищного строительства и сложное положение в экономике в целом. Остро стоит проблема финансирования программ и мероприятий, предусмотренных указом. По расчетам регионов, общая потребность в денежных средствах на 2013 год составляет 33,9 млрд рублей. В консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации предусмотрено только 16,7 млрд рублей, то есть чуть больше половины необходимых ресурсов. Тем не менее поставленные задачи должны быть решены. Поскольку бюджетная ситуация в большинстве субъектов Российской Федерации в обозримой перспективе останется напряженной, необходимо увеличение доли финансирования региональных программ по реализации указа за счет федерального бюджета, а также более активные меры по привлечению к этому финансированию средств частных корпораций.
– Как решается проблема ликвидации ветхого и аварийного жилья в СЗФО?
– Эта проблема является, пожалуй, наиболее острой. Площадь аварийного жилищного фонда по Северо-Западному федеральному округу составляет около 2,3 млн кв. м. За последний год снижение данного показателя по округу составило около 2,5%. Однако статистические данные не вполне отражают реальное положение; по результатам проверок установлено, что выявление новых объектов аварийного жилищного фонда во многих случаях тормозится органами местного самоуправления. Это понятно, признание дома аварийным влечет обязанности по его ремонту или расселению, а в бюджетах недостает средств на решение жилищных проблем. На период 2012-2017 годов в 10 субъектах округа, без учета Санкт-Петербурга, потребуется более 70 млрд рублей только на ликвидацию аварийного жилого фонда, выявленного до 1 января 2012 года. А ведь стоит еще задача реконструкции ветхого жилищного фонда. В целях решения этих задач органами власти регионов обоснованно предлагается принять единую государственную программу, в которой определить размеры финансирования региональных программ из бюджетов всех уровней в рамках трехлетнего бюджетного планирования, а также предусмотреть возможность дополнительного финансирования за счет средств Фонда ЖКХ и других внебюджетных источников. В качестве одной из мер по привлечению инвестиций для ликвидации ветхого и аварийного жилья можно назвать развитие строительства арендных, или доходных домов.
– Пока что создание арендного жилищного фонда идет не очень интенсивно. Что можно сказать о перспективах работы в этом направлении?
– В поручении Президента РФ поставлена задача создания в стране полноценного института арендного жилья. Развитие арендного жилищного фонда позволит полностью удовлетворить платежеспособный спрос граждан на жилье и обеспечить переход на качественно новый уровень условий проживания населения. Ключевым вопросом при формировании арендного жилищного фонда остается создание механизма строительства арендного жилья на основе частных инвестиций. Работа регионов в этом направлении затрудняется отсутствием до настоящего времени федеральных нормативно-правовых актов, обеспечивающих решение задач по формированию арендного жилищного фонда с участием частного капитала и формирование единых правовых гарантий нанимателям жилья в частном и государственном жилом секторе. В адрес Минрегиона России направлены предложения по данному вопросу, подготовленные Координационным советом по развитию строительной отрасли при аппарате полномочного представителя Президента РФ в СЗФО и поддержанные делегатами IV Съезда строителей Северо-Запада. Надеемся, что в скором времени вопрос получит надлежащее решение.
– В прошлом году остро звучала проблема обманутых дольщиков, сегодня эти вопросы обсуждаются в куда более спокойном тоне. Можно ли считать, что основные проблемы в этой области получили решение?
– Проблема обманутых дольщиков остается актуальной для округа. В регионах и на федеральном уровне не удалось в полной мере решить вопросы защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве. Число пострадавших участников долевого строительства снижается крайне медленно и по состоянию на начало 2013 года составляет более 7,5 тыс. человек. Субъектами Российской Федерации приняты региональные законы и программы по защите прав граждан, участвующих в долевом строительстве, проводятся мероприятия, направленные на решение проблем таких граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков. Но необходима и определенная дополнительная работа. В регионах она затрудняется тем, что на федеральном уровне не приняты некоторые нормативные акты, предусмотренные перечнем поручений Президента РФ от 18 октября 2012 года. Неясными остаются многие вопросы, связанные с введением с 1 января 2014 года обязательного страхования долевого строительства. Ввиду такого обилия проблем в этой области представляется, что долевое строительство не является оптимальным способом обеспечения граждан доступным жильем и должно заменяться другими формами. В частности, переход к массовому строительству доходных домов позволит гражданам использовать свои средства для решения жилищных вопросов гораздо более эффективно и не прибегая к неоправданному риску.
– Вы упомянули, что при аппарате полномочного представителя работает Координационный совет по развитию строительной отрасли. Соотносится ли деятельность этого органа и саморегулируемых организаций строителей?
– Координационный совет по развитию строительной отрасли создавался в 2011 году как раз в связи с введением в отрасли саморегулирования. В дальнейшем, когда институт саморегулирования приобрел относительно устойчивые очертания, в работе совета важное место заняли вопросы координации деятельности органов власти и частного сектора при реализации государственной политики в области строительства. Тем не менее развитие саморегулирования остается в сфере нашего внимания. Конференции саморегулируемых организаций строителей Северо-Западного федерального округа фактически стали одной из форм деятельности Координационного совета.
– Каковы на сегодня тенденции в строительном секторе экономики Северо-Запада?
– В 2012 году объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» на Северо-Западе превысил докризисный уровень 2008 года и составил более 730 млрд рублей. Активное развитие строительного сектора, в том числе жилищного строительства, к сожалению, не сопровождалось адекватным развитием смежных отраслей и прежде всего производства современных строительных материалов и высокотехнологичного строительного оборудования. Вместе с тем на Северо-Западе имеются достаточные условия для более активного развития этих секторов экономики. В частности, крупнейший промышленный центр округа Санкт-Петербург обладает всеми необходимыми ресурсами, в том числе квалифицированными кадрами для создания новой техники. При наличии четко сформулированных заказов и выгодных экономических условий многие предприятия города будут готовы развернуть производство современной строительной техники и оборудования. Опыт производства тяжелого подъемно-транспортного оборудования, тракторов, грузового автотранспорта и другой техники в городе имеется.
– Какова ситуация в сфере жилищного строительства?
– В прошлом году в округе введено в строй более 5,7 млн кв. м жилья. Однако по этому показателю нам не удалось выйти на докризисный уровень (в 2008 году – 6,5 млн кв. м – прим. ред). Основная причина – снижение платежеспособного спроса населения, в том числе и в связи с кризисом системы ипотечного кредитования.
– Как исполняются президентские поручения по вопросам обеспечения граждан доступным жильем?
– Решение задач, поставленных в указе Президента РФ № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» затрудняет обострение ситуации на рынке жилищного строительства и сложное положение в экономике в целом. Остро стоит проблема финансирования программ и мероприятий, предусмотренных указом. По расчетам регионов, общая потребность в денежных средствах на 2013 год составляет 33,9 млрд рублей. В консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации предусмотрено только 16,7 млрд рублей, то есть чуть больше половины необходимых ресурсов. Тем не менее поставленные задачи должны быть решены. Поскольку бюджетная ситуация в большинстве субъектов Российской Федерации в обозримой перспективе останется напряженной, необходимо увеличение доли финансирования региональных программ по реализации указа за счет федерального бюджета, а также более активные меры по привлечению к этому финансированию средств частных корпораций.
– Как решается проблема ликвидации ветхого и аварийного жилья в СЗФО?
– Эта проблема является, пожалуй, наиболее острой. Площадь аварийного жилищного фонда по Северо-Западному федеральному округу составляет около 2,3 млн кв. м. За последний год снижение данного показателя по округу составило около 2,5%. Однако статистические данные не вполне отражают реальное положение; по результатам проверок установлено, что выявление новых объектов аварийного жилищного фонда во многих случаях тормозится органами местного самоуправления. Это понятно, признание дома аварийным влечет обязанности по его ремонту или расселению, а в бюджетах недостает средств на решение жилищных проблем. На период 2012-2017 годов в 10 субъектах округа, без учета Санкт-Петербурга, потребуется более 70 млрд рублей только на ликвидацию аварийного жилого фонда, выявленного до 1 января 2012 года. А ведь стоит еще задача реконструкции ветхого жилищного фонда. В целях решения этих задач органами власти регионов обоснованно предлагается принять единую государственную программу, в которой определить размеры финансирования региональных программ из бюджетов всех уровней в рамках трехлетнего бюджетного планирования, а также предусмотреть возможность дополнительного финансирования за счет средств Фонда ЖКХ и других внебюджетных источников. В качестве одной из мер по привлечению инвестиций для ликвидации ветхого и аварийного жилья можно назвать развитие строительства арендных, или доходных домов.
– Пока что создание арендного жилищного фонда идет не очень интенсивно. Что можно сказать о перспективах работы в этом направлении?
– В поручении Президента РФ поставлена задача создания в стране полноценного института арендного жилья. Развитие арендного жилищного фонда позволит полностью удовлетворить платежеспособный спрос граждан на жилье и обеспечить переход на качественно новый уровень условий проживания населения. Ключевым вопросом при формировании арендного жилищного фонда остается создание механизма строительства арендного жилья на основе частных инвестиций. Работа регионов в этом направлении затрудняется отсутствием до настоящего времени федеральных нормативно-правовых актов, обеспечивающих решение задач по формированию арендного жилищного фонда с участием частного капитала и формирование единых правовых гарантий нанимателям жилья в частном и государственном жилом секторе. В адрес Минрегиона России направлены предложения по данному вопросу, подготовленные Координационным советом по развитию строительной отрасли при аппарате полномочного представителя Президента РФ в СЗФО и поддержанные делегатами IV Съезда строителей Северо-Запада. Надеемся, что в скором времени вопрос получит надлежащее решение.
– В прошлом году остро звучала проблема обманутых дольщиков, сегодня эти вопросы обсуждаются в куда более спокойном тоне. Можно ли считать, что основные проблемы в этой области получили решение?
– Проблема обманутых дольщиков остается актуальной для округа. В регионах и на федеральном уровне не удалось в полной мере решить вопросы защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве. Число пострадавших участников долевого строительства снижается крайне медленно и по состоянию на начало 2013 года составляет более 7,5 тыс. человек. Субъектами Российской Федерации приняты региональные законы и программы по защите прав граждан, участвующих в долевом строительстве, проводятся мероприятия, направленные на решение проблем таких граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков. Но необходима и определенная дополнительная работа. В регионах она затрудняется тем, что на федеральном уровне не приняты некоторые нормативные акты, предусмотренные перечнем поручений Президента РФ от 18 октября 2012 года. Неясными остаются многие вопросы, связанные с введением с 1 января 2014 года обязательного страхования долевого строительства. Ввиду такого обилия проблем в этой области представляется, что долевое строительство не является оптимальным способом обеспечения граждан доступным жильем и должно заменяться другими формами. В частности, переход к массовому строительству доходных домов позволит гражданам использовать свои средства для решения жилищных вопросов гораздо более эффективно и не прибегая к неоправданному риску.
– Вы упомянули, что при аппарате полномочного представителя работает Координационный совет по развитию строительной отрасли. Соотносится ли деятельность этого органа и саморегулируемых организаций строителей?
– Координационный совет по развитию строительной отрасли создавался в 2011 году как раз в связи с введением в отрасли саморегулирования. В дальнейшем, когда институт саморегулирования приобрел относительно устойчивые очертания, в работе совета важное место заняли вопросы координации деятельности органов власти и частного сектора при реализации государственной политики в области строительства. Тем не менее развитие саморегулирования остается в сфере нашего внимания. Конференции саморегулируемых организаций строителей Северо-Западного федерального округа фактически стали одной из форм деятельности Координационного совета.
рубрика:
Интервью
автор:
Максим Шумов