Без масштабных проектов

Участники авторынка осторожно подходят к строительству новых помещений под автосалоны, предпочитая пока приглядываться к покупке готового бизнеса. Долгие сроки окупаемости новых автоцентров, их сложная продажа и перепрофилирование эту осторожность лишь подогревают.

По данным агентства «Auto-Dealer-СПб», в январе – июне 2013 года было в Петербурге продано 97,2 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 5% меньше, чем за первое полугодие 2012 года. Спад продаж автомобилей в Петербурге продолжается четвертый месяц подряд. По итогам года участники рынка ожидают в лучшем случае стагнацию. Учитывая эту ситуацию, дилеры не спешат вкладываться в строительство новых салонов. По данным на 2012 год, в Петербурге работало 185-190 дилерских предприятий. В прошлом году инвестиции петербургских дилеров составили более 2,3 млрд рублей, а в 2013 году могут достигнуть 4 млрд рублей. До 2015 года может быть построено около 40 центров на сумму свыше 8 млрд рублей. При этом интересно, что дилеры все больше смотрят в сторону КАД, констатируя, что в городе почти исчерпаны ресурсы для нового строительства. Популярность приобретают такие направления, как Шушары, Таллинское шоссе, Мурино, Девяткино.
Появляются и единичные проекты в Ленобласти. Например, ГК «Лаура» намерена построить в Луге три автоцентра площадью около 1,5 тыс. кв. м каждый. В первом дилерском центре разместится шоу-рум и сервисный центр автомобилей АвтоВАЗа. Второй дилерский салон, по замыслу руководства «Лауры», будет мультибрендовым, но список марок пока обсуждается. Бренд третьего салона также не определен. Приступить к строительству планируется в конце года. Салон АвтоВАЗа может быть запущен в середине следующего года. Остальные салоны будут сданы по очереди, предположительно до 2015 года.

С осторожностью

Но в большинстве своем дилеры сейчас предпочитают с осторожностью инвестировать в новые салоны. От масштабных проектов компании и вовсе отказываются. Так, автохолдинг РРТ заморозил проект по строительству автодеревни на Парнасе стоимостью около 1 млрд рублей. Ранее руководство автохолдинга рассчитывало начать строительство первых двух зданий в начале 2014 года. Всего на территории 12 га, на пересечении проспекта Энгельса и КАД, планировалось построить дилерские центры Honda, MAN, грузовых автомобилей Hyundai, Nissan, GM. В этом году от масштабного проекта отказался также автохолдинг «Атлант-М». Компания продает 12,6 га из своих 16 га в Кудрово, где ранее к 2010 году планировала построить автодеревню. Планы по строительству автодеревни были и у «Аксель Групп», но так и не были реализованы.
Участники рынка отмечают, что дилерский рынок Петербурга сегодня довольно насыщен, и в ближайшие пять лет масштабных проектов город не увидит. Директор по развитию «Аксель Групп» Игорь Седов отмечает, что сегодня мало кто готов браться за новые проекты. Сегодня автодилеры крайне осторожно заявляют о новых проектах. «Мы пережили тот период, когда хватали лишь бы что. Так, перед кризисом мы взяли дилерство Fiat, ТагАЗ – и слава богу, что потом перепрофилировали салоны. Сейчас мы рассматриваем марки, на которых можно зарабатывать. В Петербурге рынок насыщен и имеет дорогой входной билет. Возможности по возврату денег с учетом прогнозируемых кризисных рисков слабые», – говорит господин Седов.

Приемлемые сроки окупаемости

Генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин отмечает, что для дилеров Петербурга приемлемые сроки окупаемости инвестиций в автосалоны составляют от 8 до 10 лет, но есть и более продолжительные примеры. «Учитывая подобные сроки, а также ситуацию на авторынке России и Петербурга в частности, более мелкие игроки постепенно будут поглощаться крупными дилерскими группами. Для первых это будет вынужденной продажей бизнеса (салон, персонал, клиентская база), для вторых – отсутствие необходимости строительства очередного центра, которое обычно длится только год-полтора без учета получения франшизы и оформления земельного участка», – говорит господин Чаплыгин.
Сами дилеры тоже отмечают, что, учитывая обстановку на рынке, гораздо выгоднее покупать готовый бизнес, готовый автоцентр с уже существующим клиентским трафиком. Например, о такой покупке размышляет генеральный директор автохолдинга «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий. Он готов пополнить портфель компании «Аларм-Моторс» брендом Renault, купив у одного из петербургских игроков салон, работающий по временной схеме. Господин Слуцкий отмечает, что рынок довольно насыщен дилерскими центрами, поэтому строить еще один зачастую бывает нецелесообразно. Игорь Седов отмечает, что дилерская сеть сложилась и в регионах, поэтому с новым центром не так легко выйти на новый рынок. «Скорее всего, мы будем покупать готовые салоны в регионах. Но для этого надо посмотреть, что будет с экономикой. Первая волна предпринимателей, возможно, начнет отказываться от бизнеса. Мы хотим подождать и посмотреть. Не хотелось бы делать преждевременных заявлений. В прошлый кризис многие дилеры говорили о том, что в кризис будут скупать активы, но сделок не было, потому что всем стало тяжело», – говорит господин Седов. Игорь Щербаков рассказывает, что ему уже пришло предложение из региона купить часть бизнеса. Региональный дилер готов продать дилерский центр Chevrolet в Череповце.
Сами по себе дилерские центры – это быстровозводимые здания, в строительстве которых используются такие материалы, как металлоконструкции и сэндвич-панели, отмечает эксперт. Соответственно, унификация материалов и конструкций позволяет возводить коробку в достаточно короткие сроки. Кроме того, внутри центр представляет собой открытое пространство, что уменьшает объем затрачиваемых ресурсов на его создание и увеличивает КПД с каждого метра здания, говорит господин Чаплыгин.
Сергей Богданчиков, управляющий директор Origin Capital, констатирует, что новых тенденций строительства автоцентров нет. Последние десять лет используется технология легких металлоконструкций при строительстве автоцентров.

Без масштабных затрат

Строительство средней площади автоцентра (500-1000 кв. м) не предполагает масштабных финансовых затрат и занимает 4-6 месяцев вместе с внутренней отделкой. Перепрофилирование этих объектов крайне сложно, добавляет господин Богданчиков. Это объясняется самой концепцией автоцентра, а также их месторасположением (либо на магистралях, либо в центре города). Единственно возможным вариантом перепрофилирования автоцентра может быть создание неформатных торговых площадей. Наиболее удачным новым собственником автоцентра может стать сеть ресторанов быстрого питания McDonalds в формате «Макавто», считает Сергей Богданчиков.
Управляющий партнер NAI Becar Projects Владимир Андреев также отмечает, что поскольку при строительстве автоцентров, как правило, используется достаточно простая конструкция, для ее создания не требуются подрядчики, специализирующиеся на подобном строительстве. Зачастую приоритет в данном вопросе отдается подрядной организации, с которой дилер уже работал ранее. Стоимость строительства автоцентра, без учета отделки, подключения к инженерным сетям и создания сервисной зоны, не слишком высокая и составляет около 25 тыс. руб. за кв. м. Перепрофилировать автоцентр, по его словам, возможно в торговую точку, но следует учитывать специфику объекта и понимать, под какие цели можно использовать, например, сервисную зону.
рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Кристина Наумова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.