Окна закрываются

Эксперты отмечают спад на рынке производства окон. Число игроков отрасли сокращается, а те, которые продолжают работать, оптимизируют производства.

По словам директора представительства производителя оконных систем PROPLEX на Северо-Западе Алексея Новикова, по сравнению с 2012 годом оборот рынка производства окон в Санкт-Петербурге сократился, а конкуренция возросла. «Это связано с недостаточным, отсроченным или сложным финансированием со стороны заказчика. Такая практика сейчас активно распространяется. В этих условиях каждый производитель решает, сможет ли он работать в таком формате», – поясняет он. По данным отраслевого центра «О.К.Н.А. Маркетинг», за первые полгода российский рынок пластиковых окон сократился на 5% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого. При этом, по оценке аналитиков, в I квартале 2013 года спад зафиксирован на уровне 10%. Хотя наибольшее падение отмечено в Сибири, на Дальнем Востоке. Москва и Северо-Запад также просели в своих объемах спроса. В отраслевом центре «О.К.Н.А. Маркетинг» полагают, что сокращение объема рынка пластиковых окон связано как со снижением экономических показателей в России и мире, так и с насыщением российского рынка. Эксперты называют падение естественным. Рынок первичной замены старых деревянных окон на современные пластиковые исчерпаем. И сейчас этот процесс близится к концу. Новые объекты уже сдаются с ПВХ-окнами. Повлиять на эту тенденцию очень тяжело. Но сегодня есть много решений, которые раньше практически не рассматривались: дачное строительство, возведение производственных и промышленных помещений. По прогнозам аналитиков, вторая половина 2013 года не обрадует участников отрасли вследствие замедления роста экономических показателей, несмотря на приближение высокого сезона с августа по сентябрь. Рынок пластиковых окон в 2013 году может сократиться на 5% в натуральном выражении.

Число игроков уменьшается

«Насколько сократился рынок в целом, сказать очень сложно: серьезного сни­жения объемов нет, работы не убавилось», – делится Алексей Новиков. Самой ощутимой тенденцией, по его словам, можно считать уменьшение числа игроков отрасли. Причина – ожесточенная борьба вкупе с перераспределением и усложнением системы финансирования. «Если в прошлом году схемы были прозрачными, то сегодня заказчик применяет инструменты отсрочки платежей, которые может выдержать далеко не каждый. Одни выживают, другие замирают, третьи реструктуризируются или банкротятся», – рассказывает Алексей Новиков. По наблюдениям эксперта, в среднем в месяц погибает 1-2 компании средней величины.
В существующих условиях игроки стремятся к оптимизации производства: минимизируются затраты на ресурсы и время, увеличивается производительность, сокращается персонал, арендные площади. В конечном счете это приводит к снижению цен.
Уходят в прошлое офисы продаж. По данным Алексея Новикова, около 50‑70% контрактов заключается на дому, а площадкой для договоренностей сторон является Интернет. Актуально это для любого сегмента оконной отрасли: и для ПВХ, и для деревянных, и для алюминиевых изделий. В связи с этим большинство производителей разрабатывают виртуальные ресурсы, оставляя на долю личных контактов лишь замер и консультации клиента.

Покупатели стали требовательнее


По данным аналитиков, на рынке Петербурга и Ленинградской обла­сти представлены известные производители оконного профиля. Потребителям доступны продукция Rehau, Exprof, Deceuninck Veka, KBE, Gealan. Как правило, производители имеют налаженные связи с несколькими поставщиками и комбинируют различные компоненты. В числе производителей оконной продукции на рынке Петербурга: «Окна Монтаж Строй», «Проплекс», «Окна от природы», «Гласкек», «Форте».
Эксперты отмечают, что сейчас меняются и требования к участникам отра­сли. Заметно усложняются конструкции: все новые объекты строятся по нетривиальным архитектурным решениям. Это обусловлено также выходом на рынок новых технологий. Усиливаются требования к качеству и современности материально-технической базы на производстве. Президент Ассоциации производителей энергоэффективных окон (АПРОК) Александр Спиридонов считает, что российские оконные фирмы способны производить конструкции практически любой сложности. Оборудование позволяет это делать. Вместе с тем загрузка современных оконных производств в стране не превышает в среднем 50%. «Это негативно влияет на менталитет руководителей компаний – очень хочется загрузить производство полностью. И здесь зачастую нет места дорогим энергосберегающим конструкциям. Российский оконный рынок за 20 лет развития имел как пики, так и спады. Однако в 2011‑2012 годах наблюдается стагнация рынка, которая, скорее всего, продолжится до 2015 года», – высказывает мнение эксперт.
Меняется и поведение потребителей, говорят производители. Покупатели стали более притязательны и требуют получения всего формата услуг в одном месте. При этом услуги должны быть высококачественные, вариативные, комплексные и нетривиальные. По мнению Алексея Новикова, конкурентоспособность компании будет обеспечивать именно вариативность и комплексность. «Это позволит отвечать на любые запросы заказчика, чтобы у того не осталось поводов обратиться к кому-либо другому», – считает эксперт.
рубрика: Обзор
автор: Агата Маринина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.