Поддержать здоровую конкуренцию

Сегодня все больше застройщиков для всех своих новых объектов устраивают архитектурный конкурс среди компаний, с которыми сотрудничают.

Зачастую один застройщик сотрудничает с каким-либо архитектором сразу по нескольким проектам. Это связано в том числе и с тем, что архитектор со временем начинает лучше понимать потребности конкретного заказчика, а застройщик при этом тратит меньше времени на реализацию проекта за счет сокращения этапа преддевелопмента. Тем не менее обычно компании работают с несколькими архитекторами, и практически никогда застройщики (если, конечно, масштаб его деятельности не ограничивается возведением одного-двух домов) не отдают все заказы лишь одному проектировщику. К тому же и у самих проектных бюро есть лимиты по мощностям и, как правило, они не могут «переварить» весь объем заказов достаточно крупного застройщика.
Проектировщики выбираются разными компаниями по разным критериям. Для кого-то из застройщиков важен денежный вопрос, кто-то особенно ценит четкость и скорость общения с проектировщиком, какие-то компании просто проводят тендеры, обозначая перечень позиций для выбора подрядчика (например, цена, качество архитектуры, предлагаемая квартирография, выход площадей и т. д.).
Различаются у всех компаний-заказчиков и подходы к организации работы с архитекторами. Это вопрос заказчика, как взаимодействовать с проектным бюро – насколько подробное техзадание давать, осуществлять ли промежуточную приемку работ или принимать всю работу уже на выходе и т. д.
Денис Бабаков, коммерче­ский директор бизнес-единицы «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад», рассказал: «На постоянной основе мы поддерживаем сотрудничество с 7-8 архитектурными мастерскими и проектными бюро. Среди них ведущие компании в своем сегменте, возглавляемые Евгением Герасимовым, Юрием Земцовым, Евгением Подгорновым, Феликсом Буяновым и другими мэтрами современной архитектуры. Продолжается и сотрудничество и с проектными институтами, такими как «ЛенНИИпроект». Понятие «типового жилья» сегодня уходит в прошлое. Если раньше индивидуальная работа архитекторов была востребована прежде всего при разработке элитных проектов, то сейчас мы привлекаем коллективы архитекторов и для разработки проектов жилья массового спроса, выводим на рынок проекты с индивидуальным обликом».
Стоимость проектирования может существенно различаться в зависимости от типа объекта, его размера и сложности. При этом и в рамках одного типа недвижимости стоимость проектирования может суще­ственно различаться – затраты на проектирование одного метра небольшого элитного жилого дома будут существенно выше по сравнению с проектированием крупного дома эконом-класса.
Игорь Кокорев, заместитель руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, считает, что обычно стоимость проектирования составляет 4-5% от стоимости создания объекта.
«Все жилые комплексы нашей компании строятся по индивидуальным архитектурным проектам, поэтому стоимость их разработки изначально выше, чем при проектировании стандартного торгового центра или типового жилого дома. Разумеется, конечная цена зависит от характеристик конкретного объекта, его площади, этажности и других факторов. В целом проектирование объекта занимает 3-5% от общего бюджета строительства объекта. Помимо собственно разработки объемно-планировочных решений, фасадов зданий, инженерного обеспечения, конструктива и т. д. в соответствии с городским Генпланом, а также разработки и утверждения рабочей документации, необходимой для производства работ, в расходы на проектирование входят затраты на изыскательские работы, замеры СЭС, экспертизу», – отмечает Беслан Берсиров, заместитель генерального директора ЗАО «Строительный трест».
Главные сложности при проектировании начинаются на этапе согласования проектов, который в настоящее время длится, как считают строители, неоправданно долго, обычно несколько лет, и занимает больше времени, чем даже само строительство.
«Среди положительных и актуальных тенденций этого рынка можно отметить возросшее внимание к архитектуре жилых комплексов как у заказчиков проектов – строительных компаний, так и у их клиентов – покупателей жилья. Для покупателей внешний вид дома может быть не менее важен, чем комфортная квартирография, удобные и функциональные планировки, современные входные группы, качественная инженерия. Эффектное архитектурное решение – еще одно конкурентное преимущество застройщика, возможность выделиться на фоне остальных проектов. Для нашей компании эффектный внешний вид дома тем более важен: «Строительный трест» возводит свои объекты из кирпича, а из этого материала строить неинтересные проекты было бы просто нелогично. В последние годы по каждому новому проекту наша компания проводит архитектурный конкурс, тем самым создавая здоровую конкуренцию между нашими партнерами – архитектурными мастерскими», – резюмирует господин Берсиров.
рубрика: Архитектура
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.