Бездефицитный Северо-Запад

В рамках выставки BalticBuild состоялось обсуждение перспектив развития производства стройматериалов на Северо-Западе. По мнению экспертов, отрасль вплотную подошла к необходимости перехода от наращивания объемов выпуска к повышению качества продукции и модернизации производственных мощностей. Официальное открытие 17-й Между­народной строительной выставки BalticBuild состоялось 11 сентября. Организатором выставки выступило ООО «ПРИМЭКСПО». Генеральный информационный партнер мероприятия – газета «Строительный Еженедельник», информационный партнер – портал «АСН-инфо». В этом году площадь выставки BalticBuild составила свыше 5 тыс. кв. м, участие в выставке приняли более 300 компаний, представляющих продукцию из 11 стран: России, Китая, Финляндии, Германии, Турции, Италии, Малайзии, Ирана, Кореи, Португалии, Республики Беларусь. В торжественном открытии приняли участие руководитель представительства Минрегиона РФ по СЗФО Михаил Караулов, председатель КГА Олег Рыбин, председатель Комитета по строительству Ленинградской области Николай Крутов и др. Одним из первых мероприятий в рамках выставки стало заседание круглого стола «Развитие промышленности строительных материалов в Северо-Западном регио­не». Председатель Комитета по качеству и безопасности при Координационном совете по развитию строительной отрасли в СЗФО Александр Орт напомнил, что концепция целевой программы развития промышленности строительных материалов в России, разрабатываемая Минрегионом РФ, будет готова до конца 2013 года. По словам эксперта, Северо-Запад не случайно был выбран в качестве пилотного проекта в рамках реализации концепции. «Наш округ обладает всеми классическими «болезнями» развития строительной отрасли. Это, например, удаленность карьеров и месторождений от рынков сбыта, трудности логистики в северных территориях. Налицо и бессистемное освоение и реализация имеющихся ресурсов», – считает господин Орт. В качестве примера эксперт привел ситуацию, которая сложилась в округе несколько лет назад. Тогда Петербург, несмотря на наличие карьеров в Ленинградской области, испытывал острый дефицит щебня. А несбалансированность, неупорядоченность спроса и не заключенные вовремя договоры привели к тому, что весь щебень Ленобласти отправился в Москву, а Петербург был вынужден закупать его в Украине. Другой пример – ситуация с цементом, когда разногласия двух крупных производителей цемента привели к стагнации рынка в регио­не. В итоге Петербург был вынужден закупать цемент за рубежом. «Задача разрабатываемой концепции – как раз сбалансировать и отрегулировать все потребности строительного комплекса СЗФО, изучив состав потребителей и производителей, чтобы отсечь возможность дефицита или, наоборот, перенасыщения», – заключил Александр Орт. От количества к качеству Еще пять лет назад перед производителями строительных материалов стояла одна задача: насытить продукцией строительный сектор округа, рассказал господин Орт. Существующие на тот момент мощности могли обеспечить возведение всего 2-2,5 млн кв. м жилья на Северо-Западе. Объемы выпуска стройматериалов нужно было наращивать, чтобы достичь ежегодного ввода 4-5 млн кв. м жилья. «Я считаю, что эта задача решена. Сегодня по составу, по номенклатуре, по объему выпуска промышленность стройматериалов способна обеспечить все окружные стройки, – говорит эксперт. – Вместе с тем на волне роста объемов выпуска стройматериалов произошел некоторый спад активности строи­телей, вследствие чего мы столкнулись с перепроизводством. То есть мы подошли к тому моменту, когда мы можем остановить гонку и начать разговор о качестве строительства». Дополнительным стимулом для повышения качества отечественной продукции, по словам эксперта, должно стать вступление России в ВТО. Вступление в единое экономическое пространство уже реально ощущается участниками рынка. «Могу сказать, что в связи с вступлением в ВТО нашим внутренним производителям нужно резко повышать качество своей продукции. В противном случае их продукт окажется неконкурентоспособным по сравнению с качественным европейским товаром», – считает эксперт. По мнению руководителя направления маркетинга и бизнес-развития компании H+Н Таисии Селедковой, рынок газобетона на Северо-Западе устоит перед европейской экспансией. Пока что уровень местной продукции чуть выше товаров из соседней Прибалтики. В то же время рынок каче­ственного продукта могут подорвать сами строители. «К сожалению, слишком большую роль в современном строительстве играет цена. Современные строители ставят вопросы цены стройматериалов выше вопросов качества. В результате страдают от этого покупатели жилья, получая квартиры с трещинами в стенах», – говорит эксперт. Говоря о рынке газобетона, она отмечает, что существенного снижения качества в последнее время нет, но тем не менее частым явлением становится расхождение заявленных и реальных характеристик продукции. «Скажем так, около 30% поступающего на рынок Санкт-Петербурга и Северо-Запада газобетона так или иначе не соответствует заявленным характеристикам», – уточняет эксперт. Преступные схемы Еще одной миной замедленного действия является теневая сторона рынка – контрафактная продукция, отследить и изъять которую, по мнению экспертов, сегодня не представляется возможным. По словам генерального директора ЗАО «Петербургский строительный центр» Ирины Белинской, контроль качества на стройке должен осуществляться госструктурами. Но отслеживание качества строительных материалов два года назад было выведено из компетенции Службы госстройнадзора. Как заявила госпожа Белинская, российский рынок строи­тельных материалов сегодня является стихийным. Он непрозрачен и, по сути, криминален. В основном это касается регионов, реже – крупных городов. При этом в борьбе с контрафактной продукцией и недобросовестными производителями законодательные рычаги оказываются не­эффективными. Основной объем контрафакта, по словам эксперта, фиксируется по таким группам товаров, как цемент, сухие строительные смеси и даже кирпич. Есть случаи подделки импортной продукции. Например, продукцию стран Прибалтики часто выдают за финский товар. Широко распространена практика выпуска некаче­ственного, залежалого, бракованного товара с этикетками известных брендов. Главной же бедой, по словам эксперта, является даже не рынок контрафакта, а спрос на такую продукцию со стороны потребителя. «Существуют так называемые заговоры прорабов. Когда руководители на стройплощадке проводят контрафакт по документам на качественный товар и прикарманивают разницу в цене, – объясняет госпожа Белинская. – Если мы не справимся с таким подпольным спросом, с предложением контрафакта бороться бесполезно».
рубрика: Выставка
автор: Максим Шумов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.