Проблемы северной стройки
В последние годы Мурманская область серьезно отстает от других регионов Северо-Запада по объемам ввода жилья. «Строительный Еженедельник» обратился к руководителям строительных организаций с вопросом о ключевых проблемах и перспективах развития отрасли в регионе.
Иван Жура, главный инженер ООО «Овимо»:
– Перспективы развития строительной отрасли региона далеко не радужные по ряду причин. Высокоразвитая строительная отрасль региона в настоящее время переживает упадок. Крупные строительные тресты из-за отсутствия заказов в 1990-е годы развалились, и на их основе создано множество мелких строительных организаций, которые в 2000-2010 годы успешно выживали в условиях поддержки малого бизнеса. Но сегодня в силу изменения законодательства в строительной отрасли, отказа от поддержки малого бизнеса, увеличения тарифов на энергоносители и ставок отчислений в пенсионный и другие фонды выживать становится все тяжелее. В результате количество действующих организаций неуклонно сокращается. Административная и судебная системы также не способствуют, а чаще ухудшают положение малых и средних строительных организаций, которые составляют основу СРО. Так, муниципальные закупки составляются с обременениями, которые не под силу малым и средним строительным организациям, а крупный строительный бизнес захватывает все выгодные контракты и в дальнейшем использует малые организации, но за меньшие деньги. В результате у малых предприятий не остается средств для развития. Отсутствие объектов не позволяет малым предприятиям планировать работы хотя бы на полгода вперед. Малые строительные организации несут бремя высоких тарифов на электроэнергию, частично покрывая расходы жилищно-коммунальной сферы. Рост тарифов на топливо заметно отражается на экономике малого предприятия. Отдельный разговор – это ценовая политика в строительной отрасли, которая приводит в конце концов к невозможности выхода на объекты. Беспредел чиновников также снижает цену на строительную продукцию из-за отказа от повышающих коэффициентов за стесненность и за вредные условия труда. Все эти факторы уменьшают престижность труда строителей, заставляют многие организации отказываться от политики развития, отдавая предпочтение политике выживания.
Игорь Кардаш, генеральный директор ООО «Управление строительных и проектных работ»:
– Самая главная проблема строительного комплекса Мурманской области – это нехватка квалифицированных кадров. И эта проблема, по большому счету, относится ко всей строительной отрасли России. В наши лихие 1990-е годы произошло «вымывание» профессионалов из отрасли. В это неспокойное время на стройку никто не шел. Экономикой правил рынок. Поэтому сейчас мы и столкнулись с тем, что нам, ветеранам отрасли, нет адекватной замены. И самый большой провал как раз в пласте специалистов среднего возраста. Очень мало 35-45 летних специалистов. До последнего времени на стройке оставались только люди в возрасте. Хотя начиная с 2000-х положение начало меняться. Грамотные ребята начали приходить после окончания учебы в институтах. Это молодые люди, которые могут и хотят учиться.
К сожалению, строительный комплекс Мурманской области раздроблен на множество мелких организаций. Нет централизованной системы строительных работ. В советское время у нас был главк, были тресты, в их составе были СМУ. И таким образом планово выстраивалась четкая и ясная экономическая модель. Саморегулирование, НОСТРОЙ – это, бесспорно, хорошо. Но сегодня региональных строителей нужно объединять прежде всего экономически. Мелкие подрядчики не в состоянии освоить по-настоящему крупный объект. В результате большая часть небольших компаний области берется только за ремонты. Нужно создать некую модель, где у строительных организаций был бы единый экономический центр, чтобы подрядчики не бегали в поисках работы. И этот центр был бы в ответе за качество и безопасность выполняемых своими подопечными работ.
Михаил Шиняев, директор ООО «Интердизайн»:
– Начиная с 1993 года я занимаюсь собственным строительным бизнесом. Я прошел все этапы становления нашего незрелого капитализма. И сегодняшнее состояние капитализма я бы назвал одним словом – жлобский. В этом году я столкнулся с таким отношением, что заказчики не считают нужным платить за выполненные заказы. Это проблема номер один. Это считается экономически нецелесообразным. Обращаться в суд бесполезно – никаких серьезных санкций к таким заказчикам не может быть применено. Сейчас более конкурентоспособными оказываются те организации, которые отвергают все принципы и правила. И это касается даже не столько частных заказчиков, сколько государственных или окологосударственных, например больших предприятий с госучастием. В качестве примера могу привести комбинат «Апатит». Руководство комбината открыто заявляет о том, что строители должны стоять на коленях. Это градообразующее предприятие двух городов, и они знают, что небольшим подрядчикам от них никуда не деться. Сегодня комбинат работает с подрядчиками по нормативной базе IV квартала 2010 года и еще и с понижающими коэффициентами. Они просто навязывают строителям такие условия.
Другой бедой строительного сектора является взаимодействие с властью. Чиновники занимают схожую, потребительскую позицию по отношению к строителям. Им нужно решить свои задачи, закрыть зону ответственности, отчитаться перед общественностью. Сегодня чиновники составляют контракты таким образом, что строители изначально находятся в проигрыше. Сейчас у нас активно борются с коррупцией. Это приводит к тому, что чиновники начинают искать новые формы отката.
Александр Поляшов, заместитель директора ООО «Ремстрой»:
– Самой большой нашей проблемой является 94-ФЗ. Вот смотрите, у нас есть Госстрой РФ, который рассчитывает трудозатраты, стоимость материалов и т. д. Потом региональные отделения приводят эти расчеты в соответствие с местными расценками, и по нормам все закладывается в смету. И мне кажется, если эти грамотные специалисты с тремя «вышками» рассчитали, что дом стоит столько-то, значит, у меня нет оснований им не верить. Но доходит дело до процедур по 94-му закону, и мы начинаем воевать друг с другом за объекты. Если мы не будем участвовать в конкурсе – мы все разоримся. И в ходе конкурса я вынужден сбрасывать цену. И тут дело доходит до абсурда. 5% понижение – это еще терпимо, но 10% станет обременительно для большинства областных подрядчиков и в конце концов скажется на сроках и качестве работ. А ведь дело доходит и до 40-50% дисконта. Невозможно выполнить объект стоимостью в 1 млн рублей за 500 тыс. Это значит, что качество материалов будет ниже некуда. Сами критерии подбора подрядчика неверные. Главным критерием в рамках 94-ФЗ является цена. Откуда пришел подрядчик, что у него за специалисты в штате, какие объекты выполнил – совершенно неважно. И пока ситуация не изменится, будут страдать и заказчики, и подрядчики.
рубрика:
Строительный округ